г. Томск |
Дело N 07АП-4640/08 |
"25" августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Л.И. Ждановой, В.А.Журавлевой
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен).
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Элит"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.06.2008 года
по делу N А03-5299/2008-17 (судья Борискин А.П.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Элит" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Алтайскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элит" (далее - ООО "Элит", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Алтайскому краю, налоговый орган) о признании недействительным постановления от 08.05.2008 г. N 49 о привлечении общества к административной ответственности на основании ст. 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб. за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.06.2008 года заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Элит" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.06.2008 года отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ООО "Элит" указало на неправильную оценку судом первой инстанции представленных Обществом доказательств; неправильное истолкование закона и определение субъекта административного правонарушения.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Элит" и Межрайонная ИФНС России N 8 по Алтайскому краю явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Инспекция до рассмотрения дела представила в суд апелляционной инстанции письменный отзыв в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения по основания, изложенным в отзыве.
Суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.04.2008 г. Межрайонной ИФНС России N 8 по Алтайскому краю, на основании поручения от 22.04.2008 г. N 89/08, проведена проверка соблюдения обществом законодательства РФ о применении ККМ при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В результате проверки установлено, что Завгородняя Т.Г., работающая в ООО "Элит" продавцом, в помещении магазина, расположенном по адресу: Алтайский край, с. Михайловское, ул. К. Маркса, 80, продала товар - 1 упаковку жареного арахиса (соленого) на сумму 5 руб. без применения контрольно-кассовой техники, о чем 22.04.08 г. составлен акт N 003370.
По данному факту в отношении Общества 28.04.2008 г. составлен протокол
N 57-08/1 об административном правонарушении.
На основании указанного протокола и материалов административного дела Межрайонной ИФНС России N 8 по Алтайскому краю 08.05.2008 г. вынесено постановление N 49, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал вывод, что оспариваемое постановление принято при наличии законных оснований для привлечения общества к административной ответственности, в рамках полномочий административного органа, в пределах срока давности и с соблюдением установленного порядка привлечения к ответственности.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров или оказания услуг.
Факт неприменения Обществом контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в проверяемой торговой точке при осуществлении наличных денежных расчетов установлен в ходе проверки и подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 22.04.2008 г. N 003370, объяснительной Завгородней Т.Г., протоколом об административном правонарушении от 28.04.2008 г. N 57-08/1.
В силу абзаца 4 статьи 5 вышеуказанного Закона, организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Неприменение ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрено, что виновность лица в совершении административного правонарушения включена в перечень обстоятельств, подлежащих выявлению по делу об административном правонарушении.
Исходя из смысла и содержания названных норм Кодекса об административных правонарушениях следует, что принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, налоговый орган должен доказать не только факт совершения правонарушения, но и вину организации.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по применению контрольно-кассовой техники, поскольку он не обеспечил соблюдение требований Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и использованием платежных карт".
Допущенные работником Общества - Завгородней Т.Г. противоправные виновные действия не освобождают саму организацию от административной ответственности, так как все торговые операции, осуществляемые в торговой точке, проводятся от имени ООО "Элит". Следовательно, принимая на работу продавца, ООО "Элит" несет ответственность за допущенные им нарушения.
Данная позиция отражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 244-О, согласно которой при неприменении ККМ при денежных расчетах с населением к ответственности привлекается не продавец, а предприятие, поскольку продавец в подобном случае вступает в правоотношения с покупателем от имени предприятия, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно предприятие.
В связи с этим такую публично-правовую ответственность, как административную, государство вправе возложить на ООО "Элит", что не препятствует последнему в установленном законом порядке предъявить требование о возмещении ущерба, нанесенного ему по вине работника.
В случае неприменения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением штраф, как мера административной ответственности может быть применен при условии, что доказаны не только сам факт совершения указанного правонарушения, но и вина самой организации, которая проявляется в виновном действии (бездействии) работников, действующих от ее имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой машины.
Вина Завгородней Т.Г., работающей у заявителя продавцом, в неприменении ККМ при осуществлении денежного расчета с покупателем, подтверждается материалами дела.
Каких-либо доказательств того, что заявителем приняты все необходимые меры по обеспечению соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (обучении, повышении квалификации продавцов, стажировке, проведения инструктажей), суд апелляционной инстанции не усматривает, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершенном административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о доказанности административным органом вины в действиях ООО "Элит" и правомерном привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ имеет формальный состав и считается оконченным с момента неприменения контрольно-кассовой техники в случае осуществления лицом наличного денежного расчета при продаже товара. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям (вредность деяния) заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий (размера принятых без применения контрольно-кассовой техники наличных денежных средств), а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.
Положения статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ направлены на обеспечение установленного порядка торговли и оказания услуг, обеспечение интересов граждан, защиту их прав в области торговли и оказания услуг, которые неизбежно нарушаются при продаже товара без использования ККТ и невыдаче соответствующего чека, поскольку указанное не позволяет покупателям реализовать предусмотренные законом права, в частности, на обмен и возврат приобретенного товара.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин", административное правонарушение в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила разрешительной системы.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов суда первой инстанции, оснований для переоценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.06.2008 года по делу
N А03-5299/2008-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5299/08
Истец: ООО "Элит"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N8 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4640/08