г. Томск |
Дело N 07АП-3776/09 |
08 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.
судей: Хайкиной С. Н.
Кулеш Т. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П.
при участии:
от заявителя: без участия;
от административного органа: без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.04.2009г.
по делу N А03-3602/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортуна"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю
об отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.04.2009г. требования общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - общество, ООО "Фортуна", апеллянт, податель жалобы, заявитель) об отмене постановления от 16.03.2009г. о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.04.2009г. отменить, производство по административному делу прекратить. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Апеллянт указывает, что судом были нарушены права общества, предусмотренные ст. 41, 164 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), а также порядок объявления перерыва согласно ст. 163 АПК РФ.
Кроме того, апеллянт полагает, что судом при вынесении решения не было дано оценки действиям налоговой службы с учетом Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. N 154 "О федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", при условии составления протокола об административном правонарушении 06.03.2009г. и вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности 16.03.2009г.
Податель жалобы считает, что не привлечение к участию в проводимой проверке в отношении ООО "Фортуна" директора общества Шабалиной Т.В., не вручение ей копий Распоряжения о проведении проверки в отношении ООО "Фортуна", Акта проверки N РПА-0024-14 от 26.02.2009г., является нарушением действующего законодательства, а полученные документы - Акт N РПА-0024-14 от 26.02.2009г., Протокол об аресте N РПА-0024-14 от 26.02.2009г., протокол осмотра от 26.02.2009г., являются недопустимыми доказательствами.
Общество указывает, что доказательства, подтверждающие факт реализации алкогольной продукции в материалах дела отсутствуют. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Отзыва на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, административный орган) не представила.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 14.04.2009г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.02.2009г. сотрудниками Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю в соответствии с поручением N РПА 0024-14 от 26.02.09г. была проведена проверка по вопросам соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ООО "Фортуна" кафе "Зеленый клин", расположенном по ул. Советская,199/6 в г. Бийске.
Сотрудниками налоговой инспекции в присутствии бармена кафе "Зеленый клин" Черной М.В. и двух понятых был произведен осмотр помещения кафе и произведена фотосъемка, о чем был составлен протокол осмотра от 26.02.2009г.
В результате проверки выявлены и зафиксированы актом проверки N РПА-0024-14 от 26.02.09г. нарушения правил продажи алкогольной продукции, что выразилось в не предъявлении надлежащим образом оформленных товаротранспортных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: не предъявлены ТТН, разделы "А" и "Б" в справке прилагаемой к ТТН, копия сертификата соответствия на водку "Роса на березовых почках" (емкостью 0,5л, крепостью 40%, в количестве 2 бутылок). Кроме того, на момент проведения проверки в кафе своевременно в наглядной и доступной форме не была доведена до сведения покупателя необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях обеспечивающую возможность правильного выбора товаров на водку "Роса на березовых почках" (емкостью 0,5л, крепостью 40%, в количестве 2 бутылок) и на водку "Гордость Алтая" (емкостью 0,5л, крепостью 40%, в количестве 1 бутылки).
Отсутствие надлежащим образом оформленных товаротранспортных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и не доведение до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях подтверждено барменом Черной М.В. в своем объяснении, данном 26.02.09г. в ходе административного производства.
Наличие указанных документов и информации о товарах и изготовителях предусмотрено Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ и "Правилами Продажи отдельных видов товаров" утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2006г. N80. На момент проверки бутылки находились в продаже на витрине.
По данному факту 06.03.2009г. в отношении ООО "Фортуна" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В составлении протокола об административном правонарушении участвовал законный представитель Общества Шабалина Т.В., что подтверждается ее личной росписью на протоколе.
06.03.2009г. Шабалиной Т.В. было вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела в отношении ООО "Фортуна", что подтверждается ее росписью на определении от 06.03.2009г.
На основании указанного протокола и материалов проверки руководителем Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю 16.03.2009 года вынесено постановление, в соответствии с которым ООО "Фортуна" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей. В рассмотрении дела участвовал законный представитель ООО "Фортуна" Шабалина Т.Н.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции, государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями технических стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
Правила реализации алкогольной продукции закреплены в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров.." (далее - Правила, Правила продажи отдельных видов товаров), которые должны в наглядной и доступной форме доводиться продавцом до сведения покупателей.
Статьей 11 Правил продажи отдельных видов товаров закреплена обязанность продавца своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе о наименовании товара, цене и условиях приобретения, о соответствии установленным требованиям.
Названными Правилами также закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы в полном объеме на продаваемую алкогольную продукцию (статьи 12 и 139).
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежащим образом оформленные справки должны находиться непосредственно в торговой точке и по первому требованию представляться покупателю или контролирующему органу.
В статье 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов и сертификатов соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации
4) уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов готовой продукции).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 171-ФЗ, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ предусматривает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 вышеуказанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно частям 3 - 6 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Он вправе предоставлять объяснения и замечания по поводу содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Законному представителю юридического лица вручается под расписку копия протокола.
Частями 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрении дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии законного представителя. При этом административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные вышеназванными нормами.
Положениями части 2 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что законным представителем юридических лиц являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Особенности определения вины юридического лица как субъекта административного правонарушения состоят в том, что такое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что при проверке сотрудниками Инспекции соблюдения порядка розничной продажи алкогольной продукции в кафе Общества установлен факт отсутствия надлежащим образом оформленных товаротранспортных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (не предъявлены ТТН, разделы "А" и "Б" в справке прилагаемой к ТТН, копия сертификата соответствия) на водку "Роса на березовых почках" (емкостью 0,5л, крепостью 40%, в количестве 2 бутылок). На водку "Роса на березовых почках" (емкостью 0,5л, крепостью 40%, в количестве 2 бутылок) и на водку "Гордость Алтая" (емкостью 0,5л, крепостью 40%, в количестве 1 бутылки) не была своевременно в наглядной и доступной форме доведена до сведения покупателей необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях обеспечивающая возможность правильного выбора товаров.
Представление ООО "Фортуна" необходимых документов после проверки, на момент составления протокола об административном правонарушении не исключает нарушения обществом пунктов 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие надлежащим образом оформленных товаротранспортных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и не доведение до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях подтверждено барменом Черной М.В. в своем объяснении, данном 26.02.09г. в ходе административного производства. В объяснении указано, что вся алкогольная продукция, которая находится на витринах помещения кафе "Зеленый клин" находится в розничной продаже. В обоснование отсутствия документов бармен указала, что данной документацией занимается Шабалина Т.Н. и так как данную продукцию получили недавно и не успели на нее оформить ценники.
Из протокола осмотра от 26.02.2009г. усматривается, что осмотр помещения магазина был произведен в присутствии бармена кафе Черной М.В. и двух понятых. Указанный протокол был подписан участвующими в осмотре лицами без замечаний.
Законодателем предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов может осуществляться в соответствии с пунктом 2 статьи 27.8 КоАП РФ в присутствии не только законного представителя, но и иного представителя юридического лица. Законодатель не указывает на необходимость присутствия руководителя юридического лица при осмотре и не содержит требований о подписании протокола осмотра исключительно законным представителем юридического лица.
В силу статьи 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола. В ходе проведения проверки 26.02.2009г. был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, и протокол об аресте товаров и иных вещей, являющихся предметами административного правонарушения.
Определение от 27.02.2009г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было вручено 27.02.2009г. законному представителю ООО "Фортуна" Шабалиной Т.Н., что подтверждается ее личной подписью на определении. В этом же определении имеется роспись Шабалиной Т.Н. о разъяснении ей прав и обязанностей.
Таким образом, суд апелляционной соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что довод заявителя, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования директору или иному представителю Общества не вручалось, при его вынесении предусмотренные законом права и обязанности не разъяснялись, являются необоснованными и противоречащими материалам дела.
Приглашение законного представителя ООО "Фортуна" для дачи объяснений по фактам выявленных нарушений с указанием даты, места и времени содержалось в акте проверки N РПА-0024-14 от 26.02.2009г. с которым ознакомилась и экземпляр получила представитель Общества бармен Черная М.В., о чем имеется ее личная подпись в акте.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апеллянта о том, что судом при вынесении решения не было дано оценки действиям налоговой службы с учетом Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. N 154 "О федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", при условии составления протокола об административном правонарушении 06.03.2009г. и вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности 16.03.2009г. ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. N 154 установлено, что настоящее Постановление вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением подпунктов 5.3.1 - 5.3.3, 5.3.5 - 5.3.7, 5.4.1 и 5.4.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных настоящим Постановлением, вступающих в силу в сроки, устанавливаемые отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Следовательно, до отдельных решений Правительством РФ, полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции осуществляют налоговые органы.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268,п. 1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.04.2009г. по делу N А03-3602/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Хайкина С. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3602/2009
Истец: ООО "ФОРТУНА"
Ответчик: МИФНС России N1 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3776/09