г. Ессентуки |
Дело N А77-1186/07 |
29 сентября 2008 г. |
Регистрационный номер |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.(докладчик),
судей Сулейманова З.М., Винокурова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишневским Д.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу N 1824 от 24.06.2008г. Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Чеченской Республике, апелляционную жалобу N 4/2703 от 11.06.2008г., Военной прокуратуры объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северокавказского региона РФ, апелляционную жалобу N 287 от 17.06.2008г. 326 квартирно-эксплуатационного отдела Северокавказского военного округа Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г.
по делу N А77-1186/07 (судья Зубайраев А.М.)
по иску Правительства Чеченской Республики к 326 квартирно-эксплуатационного отделу Северокавказского военного округа Министерства обороны РФ, Управлению Федеральной регистрационной службы Чеченской Республике, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике при участии заинтересованных лиц: Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Чеченской Республике, Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, 68-го Отдела капитального строительства Северокавказского военного округа, Военной прокуратуры объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северокавказского региона РФ, третьих лиц Комитета Правительства ЧР по экологии, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЧР,
при участии в судебном заседании:
от правительства Чеченской Республики - представитель Берсункаев Г.Э.,
от Управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия: представитель Ахамадов Л.Х.,
от Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: директор Саратов С.Х.,
от Военной прокуратуры Объединенной группировки войск: представитель Кайсинов А.А.,
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Чеченской Республике: представитель Сангириев Х.А.,
от 326 квартирно-эксплуатационного отдела квартирно-эксплуатационного управления СКВО Министерства обороны РФ: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республике: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от Росприроднадзора по Чеченской Республике: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от Комитета Правительства Чеченской Республики по экологии: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от 68-го отдела капитального строительства Северокавказского военного округа: не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Правительство ЧР обратилось в арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании недействительными ненормативного правового акта, изданного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике - Распоряжения от 15 февраля 2007 года N 078-МШ; государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования 326 КЭО СКВО на земельные участки площадью 22000000 кв.м. (Веденский район, с. Хиндой) и 12900000 кв.м. (Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.05.2008 требования Правительства Чеченской Республики удовлетворены - распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике от 15.02.2007г. N 078-МШ признано недействительным, как несоответствующее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Признана недействительной государственная регистрация права собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования 326 квартирно-эксплуатационного отдела квартирно-эксплутационного управления Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:20:00 08 116:0022, площадью 22000000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельный участок с кадастровым номером 20:14:00 00 015:0202, площадью 12900000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова" и записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 20-20-01/011/2007-46 , N 20-20-01/011/2007-47 от 15.02.2007 г. и N 20-20-01/011/2007-52, N 20-20-01/011/2007-53 от 16.02.2007г.
Не согласившись с принятым решением Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Чеченской Республике обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с нарушением норм материального права, в результате неполного и не всестороннего изучения дела вынесено незаконное решение.
Не согласившись с принятым решением Военная прокуратура объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северокавказского региона РФ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в результате неполного и не всестороннего изучения дела вынесено незаконное решение. Суд первой инстанции необоснованно принял решение без восстановления процессуального срока его подачи. Ответчиками при рассмотрении дела доказано, что принятые ими решения соответствовали закону. Правительство ЧР не доказало, что спорные земельные участки входят в состав особо охраняемых земель распоряжение N 590-р от 26.12.2006 г. отменено правительством ЧР незаконно. Представленные в материалы дела экспертные заключения не соответствуют требованиям ст. 86 АПК РФ и необоснованно приняты судом первой инстанции во внимание. Судом первой инстанции необоснованно не привлечена к участию в деле Российская Федерация и не привлечены собственники или иные лица в ведении которых находятся переданные Чеченской Республике земельные участки.
Не согласившись с принятым решением квартирно-эксплуатационный отдел Северокавказского военного округа Министерства обороны РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с нарушением норм материального права, в результате неполного и не всестороннего изучения дела вынесено незаконное решение. Правительством ЧР пропущен трехмесячный срок на подачу искового заявления и о восстановлении пропущенного процессуального срока истец не заявлял. Судом первой инстанции не установлено что спорные земли действительно расположены на территории заповедника.
Представитель апеллянта квартирно-эксплуатационный отдела Северокавказского военного округа Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции считает ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку заявителем не предоставлено доказательств уважительности причины неявки представителя в судебное заседание апелляционной инстанции. Квартирно-эксплуатационный отдел Северокавказского военного округа Министерства обороны РФ является юридическим лицом, имеет штат сотрудников и имело возможность направить иного представителя в судебное заседание.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республике в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Предоставили отзыв, согласно которому считают что решение суда первой инстанции подлежит отмене. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Росприроднадзора по Чеченской Республике в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Предоставлен отзыв, согласно которого считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права. Просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Комитета Правительства Чеченской Республики по экологии в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения..
Представитель 68-го отдела капитального строительства Северокавказского военного округа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Чеченской Республике в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считает решение противоречащим действующему законодательству, просит решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г. по делу N А77-1186/07 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Военной прокуратуры объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северокавказского региона РФ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считает решение противоречащим действующему законодательству, просит решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г. по делу N А77-1186/07 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Правительства ЧР в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал предоставленный отзыв, согласно которому считает что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просит решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г. по делу N А77-1186/07 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал предоставленный отзыв, согласно которому считает что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просит решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г. по делу N А77-1186/07 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал предоставленный отзыв, согласно которому считает что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, просит решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г. по делу N А77-1186/07 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г. по делу N А77-1186/07 проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и поступивших отзывов апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Постановлением Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 г. N 388 "О создании Джейрахско-Ассинского и Аргунского государственных историко-архитектурных и природных музеев-заповедников" первоначально образован Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник со статусом объекта республиканского значения. Границы Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника определены этим же Постановлением Совета Министров ЧИАССР путем словесного описания точек прохождения линии границы указанного заповедника, по общеизвестным географическим объектам (села, русла рек, хребты и горные вершины). С момента создания музея-заповедника в 1988 году и по настоящее время, функционирует ГУ "Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник", с уставными целями и задачами по сохранению, популяризации и охране как находящихся на территории музея-заповедника объектов культурного наследия, так и охране всей территории музея-заповедника в пределах границ, утвержденных в постановлении Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 г. N 388.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" изменен статус действующего Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника с переводом его из категории объекта регионального (республиканского) значения в категорию объекта федерального (общероссийского) значения.
29 декабря 2006 года Правительством Чеченской Республики принят ненормативный правовой акт в виде единоличного распоряжение Председателя Правительства ЧР N 590-р об изъятии из категории земель сельскохозяйственного назначения, переводе в категорию земель промышленности, энергетики, земель обороны и безопасности, и предоставлении 326 КЭО КЭУ СКВО Министерства обороны Российской Федерации земельного участка площадью 22000000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельного участка площадью 12900000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова".
15 февраля 2007 года на основании указанного правового акта Правительства ЧР, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республики зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:20:00 08 116:0022, площадью 22000000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельный участок с кадастровым номером 20:14:00 00 015:0202, площадью 12900000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова", с внесением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записей соответственно N 20-20-01/011/2007-46 и N 20-20-01/011/2007-47.
15 февраля 2007 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике на основании обращения 326 КЭО и распоряжения Правительства ЧР от 29.12.2006г. N 590-р издано распоряжение N 078-МШ о предоставлении 326 КЭО КЭУ СКВО Министерства обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, среди прочих, земельного участка с кадастровым номером 20:20:00 08 116:0022, площадью 22000000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельного участка с кадастровым номером 20:14:00 00 015:0202, площадью 12900000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова".
16 февраля 2007 года на основании распоряжения ТУ ФАУФИ по ЧР от 15.02.2007г. N 078-МШ и распоряжения Правительства ЧР от 29.12.2006г. N 590-р Управлением Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республики зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 326 КЭО КЭУ СКВО МО РФ на земельный участок с кадастровым номером 20:20:00 08 116:0022, площадью 22000000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельный участок с кадастровым номером 20:14:00 00 015:0202, площадью 12900000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова", с внесением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записей соответственно N 20-20-01/011/2007-52 и N 20-20- 01/011/2007-53.
22 февраля 2007 года Правительство Чеченской Республики распоряжением N 77-р " Об отмене распоряжения Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2006 года N 590-р" в связи с выявленными нарушениями требований федеральных и республиканских законов, допущенных при его принятии, отменило и признало не имеющим юридическую силу распоряжение Правительства ЧР от 29 декабря 2006 года N 590-р, послужившее правовым основанием для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов.
10 сентября 2007 года из ответа на официальный запрос в УФРС по ЧР Правительству ЧР стало известно об издании ТУ ФАУФИ по ЧР распоряжения от 15.02.2007г. N 078-МШ и государственной регистрации права собственности РФ и права постоянного(бессрочного) пользования 326 КЭО на земельные участки, расположенные на территории Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
Согласно п. 4 статьи 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Довод ТУ ФАУФИ по ЧР, 326 КЭО и представителя военной прокуратуры о том, что заявителем пропущен установленный статьей 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование ненормативных правовых актов, не основан на фактических обстоятельствах. Как видно из материалов дела, заявителю о принятии оспариваемого акта стало известно 10 сентября 2007 года, когда начальником правового департамента администрации Президента и Правительства Чеченской Республики были сделаны запросы на имя руководителя Терруправления Росимущества по Чеченской Республике и руководителя Управления федеральной регистрационной службы по Чеченской Республике о предоставлении соответствующих сведений. Копия распоряжения ТУ Росимущества по Чеченской Республике от 15.02.2007 г. N 078-МШ, была предоставлена в адрес заявителя в этот же день, 10 сентября 2007 года. Официальный ответ Правительству ЧР из УФРС по ЧР о содержании правоустанавливающих документов по регистрации спорных земельных участков был предоставлен 3 октября 2007 года, после повторного запроса от 21.09.2007 г. N 04/875 за подписью заместителя Председателя Правительства Чеченской республики - Руководителя Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики A.M. Израйилова. Таким образом, только 3 октября 2007 года в установленном законом порядке Правительству Чеченской Республики стало известно о государственной регистрации прав на земельные участки. ТУ ФАУФИ по ЧР, как орган, издавший оспариваемый правовой акт, об издании Распоряжения от 15.02.2007г. N 078-МШ Правительство ЧР не информировало, что подтверждается официальным письмом ТУ ФАУФИ по ЧР от 29.04.2008г. за N 1277. Доводы ответчиков о пропуске истцом срока обжалования основаны на том, что заявитель, Правительство ЧР, отменяя распоряжение N 590-р своим распоряжением N 77-р от 22.02.2007г., должно было знать об издании оспариваемого правового акта ТУ ФАУФИ по ЧР и государственной регистрации прав на земельные участки, к тому же, имелись должностные лица, обязанные контролировать исполнение распоряжений Правительства ЧР. Изучение текста распоряжения Правительства ЧР от 22.02.2007г. N 77-р не позволяет сделать определенный вывод об осведомленности последнего в момент издания распоряжения N 77-р о наличии оспариваемого правового акта ТУ ФАУФИ по ЧР и регистрации прав на спорные земельные участки.
Ответчиками доказательств осведомленности Правительства ЧР, либо ответственных за контроль должностных лиц о наличии оспариваемого правового акта и государственной регистрации прав до 10.09.2007г в суд первой и апелляционной инстанций не представлено, в связи с чем апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно посчитал, что истцы обратились за защитой своих прав в суд в установленный законом срок.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республики является юридическим лицом, о чём МРИ МНС России N 6 по ЧР в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за N 2042002611913 от 26 декабря 2004 г.
Полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике определены Положением о нём, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 200 " Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Регистрация права собственности РФ на приобретаемые земельные участки проведена при участии Теруправлением ФАУФИ по ЧР, однако, доказательств наличия поручений Росимущества необходимых на совершение указанных действий, необходимых в соответствии с п. 9 раздела 2 Положения о Теруправлении в материалы дела не представлено. Кроме того, в пункте 1 Распоряжения Правительства ЧР от 29.12.2006г. N 590-р, одним из нескольких обозначен для перевода в категорию земель обороны и предоставления 326 КЭО земельный участок площадью 2200 га, расположенный в н.п. Ведено, не имеющем статуса особо охраняемой территории. Фактическая регистрации права собственности Российской Федерации, а затем, передача 326 КЭО и регистрация права постоянного (бессрочного) пользования последнего, необоснованно произведены на земельный участок мерою 2200 га, находящийся в с. Хиндой Введенского района, относящемся к особо охраняемой территории Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и расположенном в 40 км от н.п. Ведено, указанного в документе-основании - Распоряжении Правительства ЧР N 590-р. В указанной части оспариваемое Распоряжение ТУ ФАУФИ по ЧР от 15.02.2007г. N 078-МШ принято с превышением полномочий.
Не основан на нормах действующего законодательства и довод ответчика о том, что распоряжение от 15 февраля 2007 года N 078-МШ является самостоятельным и достаточным, в отрыве от распоряжения Правительства ЧР от 29 декабря 2006 года N 590-р, правовым основанием для признания права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования 326 КЭО на земельные участки. ТУ ФАУФИ по ЧР вправе распоряжаться только землями, находящимися в собственности Российской Федерации. Ссылка указанного ответчика на принадлежность переданных участков Российской Федерации, об их нахождении в момент издания оспариваемого распоряжения в составе земель категории земель обороны, приведенные со ссылками на статьи 93 Земельного кодекса, статью 12 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", кадастровые планы земельных участков, неубедительна. К собственности Российской Федерации относятся и к землям обороны могут относиться только земельные участки, в отношении которых были в установленном порядке осуществлены процедуры закрепления права собственности Российской Федерации и перевода в категорию земель обороны.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Однако ТУ ФАУФИ по ЧР в суд первой и апелляционной инстанций не представило достаточных доказательств в обоснование соответствия закону и иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемого ненормативного правового акта.
Доводы ответчиков, ТУ ФАУФИ по ЧР, 326 КЭО о недоказанности нахождения спорных земельных участков в пределах границ Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника суд первой инстанции правильно посчитал неосновательными в силу следующего:
Границы Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника определены в Постановлении Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 г. N 388 "О создании Джейрахско-Ассинского и Аргунского государственных историко-архитектурных и природных музеев-заповедников". В указанном документе приводится чёткое словесное описание точек прохождения линии границы указанного заповедника, в качестве которых указаны наименования общеизвестных географических объектов (села, русла рек, хребты и горные вершины). Карта с нанесенными линиями прохождения границы музея-заповедника в материалы дела представлена и из неё усматривается, что земельные участки в с. Борзой и Хиндой находятся в пределах границ музея-заповедника. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Аргунскому государственному историко-архитектурному и природному музею-заповеднику, имевшему региональное значение, придан статус объекта федерального (общероссийского) значения. Оба указанных нормативных правовых акта регулируют отношения, связанные с созданием и функционированием одного и того же музея-заповедника, правовой режим охраны и оборота земель которого определены федеральным законодательством. Кроме того, с момента создания музея-заповедника в 1988 году по настоящее время, непрерывно функционирует Государственное учреждение "Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник", в уставе которого определены цели и задачи по сохранению, популяризации и охране как находящихся на территории музея-заповедника объектов культурного наследия, так и охране всей территории музея-заповедника в пределах границ, утвержденных в постановлении Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 г. N 388. Реорганизация бывшего Советского района ЧР с восстановлением Шатойского, Итум-Калинского и Шаройского районов, как ранее существовавших административно-территориальных образований, произошла в границах того же Советского района и Аргунского музея-заповедника в целом. В то же время, ответчиками, 326 КЭО и ТУ ФАУФИ по ЧР, суду в обоснование своих возражений не представлено доказательств, опровергающих тождество и идентичность Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, созданного на основании постановления Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 г. N 388 и Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, названного в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" как по границам, так и по правовому статусу.
Доводы ответчика, ТУ ФАУФИ по ЧР, и представителя военной прокуратуры о том, что спорные земельные участки, даже при доказанности их нахождения в границах указанного музея-заповедника, являются федеральной собственностью и должны находятся в ведении федеральных органов государственной власти, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку, во исполнение Распоряжения Росимущества от 17 марта 2006 г. N 468-р " О безвозмездной передаче государственных организаций в собственность Чеченской Республики", основанного на Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий" по акту приема-передачи от 25 мая 2006 года Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей заповедник передан в ведение Чеченской Республики.
Доводы представителя военного прокурора ОГВ(с) о том, что невозможно разрешение данного спора без исследования вопроса о регистрации прав собственников земельных участков, переданных Министерством обороны Правительству ЧР взамен предоставленным, согласно распоряжению от 29.12.2006г. N 590-р, суд первой инстанции правильно посчитал несостоятельными в силу того, что ответчики не представили суду доказательств ни обособленного существования указанных земельных участков, ни фактической передачи их в соответствии с законом конкретному собственнику либо пользователю.
Органы исполнительной власти и должностные лица принимают правовые акты в пределах своей компетенции и с соблюдением порядка, установленного для их принятия. Правовой акт, принятый с превышением компетенции и (или) с нарушением специальных требований, установленных законом для его принятия, подлежит признанию недействительным судом по заявлению заинтересованного лица или отмене органом или лицом, принявшим такой акт. Орган публичной власти вправе отменить ранее принятый им правовой акт. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в п. 26 рекомендует: " при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта".
Отмене подлежат правовые акты, изданные в нарушение установленного порядка их принятия или противоречащие правовому акту большей юридической силы. При отмене правового акта он не порождает правовых последствий с момента его принятия, а наступившие фактические последствия должны быть устранены в порядке и способами, предусмотренными законодательством.
Незаконность принятия распоряжения Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2006 г. N 590-р, противоречие его содержания требованиям действующего законодательства, а также законность принятия распоряжения Правительства Чеченской Республики от 22 февраля 2007 года N 77-р, соответствие его содержания действующему законодательству РФ, подтверждены экспертными заключениями Отдела законодательства и федерального регистра Управления Министерства юстиции РФ по Южному Федеральному округу.
На основании п. 17 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 (с изменениями от 23 декабря 2005 г., 16 марта, 2 мая, 21 сентября 2006 г., 20 марта, 7 мая 2007 г.), Министерство юстиции РФ и его территориальные управления являются органами исполнительной власти, которые наделены правом проводить экспертизу правовых актов субъектов Российской Федерации.
Несоответствие действующему законодательству, а именно, требованиям Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", отмененного Распоряжения Правительства ЧР N 590-р от 29.12.2006г, явившегося основанием для издания Распоряжения ТУ ФАУФИ по ЧР N 078-МШ от 15.02.2007г., свидетельствует о несоответствии перечисленным законам и правовым актам и самого оспариваемого распоряжения ТУ ФАУФИ по ЧР.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному к выводу о несоответствии принятого Теруправлением ФАУФИ по ЧР оспариваемого ненормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем, Распоряжение ТУ ФАУФИ по ЧР от 15.02.2007г. N 078-МШ подлежит признанию недействительным.
Согласно части 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является акт, изданный органом государственной власти в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Таким образом, только акт органа власти, изданный в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, может являться основанием для признания и подтверждения государством возникновения права на недвижимое имущество в форме государственной регистрации такого права в том значении, которое придается акту государственной регистрации частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ. На случай регистрации права при наличии пороков правоустанавливающих документов, норма этой же статьи Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ допускает, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации прав государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество право может быть оспорено только в судебном порядке.
Правоустанавливающие документы, послужившие основанием для государственной регистрации права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, а именно, Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 29.12.2006г. N 590-р, отмененное издавшим его органом, и распоряжение Теруправления ФАУФИ по ЧР от 15.02.2007г. N 078-МШ, имеющее основания для признания судом недействительным, утрачивают свою юридическую силу. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для сохранения зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования 326 КЭО на земельные участки площадью 22000000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и площадью 12900000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова", и необходимости признания государственной регистрации права недействительной.
Доводы ответчиков по делу исследовались судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными и законными.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.269-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.05.08г. по делу N А77-1186/07 оставить без изменения, апелляционные жалобы N 1824 от 24.06.2008г. Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Чеченской Республике, N 4/2703 от 11.06.2008г., Военной прокуратуры объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северокавказского региона РФ, N 287 от 17.06.2008г. 326 квартирно-эксплуатационного отдела Северокавказского военного округа Министерства обороны РФ оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-1186/07
Истец: Правительство Чеченской Республики
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы РФ по ЧР, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике (ТУ ФАУФИ по ЧР), 326 квартирно-эксплуатационный отдел квартирно-эксплуатационного управления СКВО Министерства обороны РФ
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Военная прокуратура Объединенной группировки войск(сил), Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, 68-й Отдел капитального строительства Северо-Кавказского военного округа
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по Чеченской Республике, Комитет Правительства Чеченской Республики по экологии
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1423/08
25.05.2016 Решение Арбитражного суда Чеченской Республики N А77-1186/07
23.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7669/2008
29.09.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1423/08