Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным права собственности в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено
г. Ессентуки |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А77-1186/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы ФГКУ "Северо-Кавказское управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Военной прокуратуры Южного военного округа, Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.05.2016 по делу N А77-1186/2007 (судья Зубайраев А.М.)
по заявлению Правительства Чеченской Республики
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике,
к ФГКУ "Северо-Кавказское управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации
к Управлению Росреестра по Чеченской Республике,
третьи лица: ГБУ "Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей - заповедник",
Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения",
Военная прокуратура Южного военного округа,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике
о признании недействительными ненормативного правового акта и государственной регистрации права на земельный участок,
при участии в судебном заседании: от Министерства обороны Российской Федерации: Роева А.А. по доверенности от 29.12.2016, от Военной прокуратуры Южного военного округа: Мишина С.А.(по доверенности от 12.08.2016, от Правительства Чеченской Республики: Алхалаева О-А. И. по доверенности от 05.08.2016, от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики: Асуева Ш.Х. по доверенности от 11.01.2017,
в отсутствие иных, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Чеченской Республики (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании недействительными пункт 2.5 распоряжения Территориального управления Росимущества по Чеченской Республике от 15.02.2007 N 078-МШ и государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:02:0008116:0022 площадью 22 000 000 кв. м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский муниципальный район, с. Хиндой (с учетом принятых уточнений).
Решением от 29.05.2008, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 29.09.2008, требования истца удовлетворены.
Указанные судебные акты постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.12.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции было рекомендовано исследовать вопрос о соблюдении установленного порядка предоставления спорных земельных участков при проверке судом законности возникшего права, а вопрос о нахождении спорных участков в границах Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника решать после проведения кадастрового учета земель заповедника, ввиду отсутствия такого учета.
При новом рассмотрении решением от 24.05.2016 требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными пункт 2.5 распоряжения Территориального управления Росимущества по Чеченской Республике от 15.02.2007 N 078-МШ; государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:02:0008116:0022 площадью 22 000 000 кв. м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский муниципальный район, с. Хиндой. Судебный акт мотивирован несоответствием нормативного правового акта, имеющим большую юридическую силу.
Не согласившись с принятым решением, ФГКУ "Северо-Кавказское управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Военной прокуратуры Южного военного округа, Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей, суд первой инстанции не учел использование заявителем ненадлежащего способа защиты права, при не привлечении надлежащего ответчика по делу.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Министерства обороны Российской Федерации, Военной прокуратуры Южного военного округа доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представители Правительства Чеченской Республики, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 N 388 "О создании Джейрахско-Ассинского и Аргунского государственных историко-архитектурных и природных музеев-заповедников" первоначально образован Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник со статусом объекта республиканского значения. Границы Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника определены этим же Постановлением Совета Министров ЧИАССР путем словесного описания точек прохождения линии границы указанного заповедника, по общеизвестным географическим объектам (села, русла рек, хребты и горные вершины).
С момента создания музея-заповедника в 1988 году и по настоящее время функционирует ГБУ "Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник" с уставными целями и задачами по сохранению, популяризации и охране как находящихся на территории музея-заповедника объектов культурного наследия, так и охране всей территории музея-заповедника в пределах границ, утвержденных в постановлении Совета Министров ЧИАССР от 15.11.1988 г. N 388.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" изменен статус действующего Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника с переводом его из категории объектов регионального (республиканского) значения в категорию объектов федерального (общероссийского) значения.
29.12.2006 Правительством Чеченской Республики принят ненормативный правовой акт в виде единоличного распоряжения Председателя Правительства ЧР N 590-р об изъятии из категории земель сельскохозяйственного назначения, переводе в категорию земель промышленности, энергетики, земель обороны и безопасности, и предоставлении 326 КЭО КЭУ СКВО Министерства обороны Российской Федерации земельного участка площадью 22000000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельного участка площадью 12900000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова".
15.02.2007 на основании указанного правового акта Правительства ЧР, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республики зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:02:0008116:0022, площадью 22000000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельный участок с кадастровым номером 20:14:00 00015:0202, площадью 12900000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова", с внесением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записей соответственно N 20-20-01/011/2007-46 и N 20-20-01/011/2007-47.
15.02.2007 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике на основании обращения 326 КЭО и распоряжения Правительства ЧР от 29.12.2006 г. N 590-р издано распоряжение N 078-МШ о предоставлении 326 КЭО КЭУ СКВО Министерства обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, среди прочих, земельного участка с кадастровым номером 20:02:0008116:0022, площадью 22000000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельного участка с кадастровым номером 20:14:0000015:0202, площадью 12900000 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова".
16.02.2007 на основании распоряжения ТУ ФАУФИ по ЧР от 15.02.2007 N 078-МШ и распоряжения Правительства ЧР от 29.12.2006 N 590-р Управлением Федеральной регистрационной службы по Чеченской Республики зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования 326 КЭО КЭУ СКВО МО РФ на земельный участок с кадастровым номером 20:20:00 08 116:0022, площадью 22000000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский район, с. Хиндой, и земельный участок с кадастровым номером 20:14:00 00 015:0202, площадью 12900000 кв.м., расположенный по адресу: Чеченская Республика, Шатойский район, с. Борзой, земли ГУП "Кирова", с внесением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записей соответственно N 20-20-01/011/2007-52 и N 20-20-01/011/2007-53.
22.02.2007 Правительство Чеченской Республики распоряжением N 77-р "Об отмене распоряжения Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2006 года N 590-р" в связи с выявленными нарушениями требований федеральных и республиканских законов, допущенных при его принятии, отменило и признало не имеющим юридическую силу распоряжение Правительства ЧР от 29 декабря 2006 года N 590-р, послужившее правовым основанием для принятия оспариваемых ненормативных правовых актов.
10.09.2007 года из ответа на официальный запрос в Управление ФРС по ЧР Правительству ЧР стало известно об издании ТУ ФАУФИ по ЧР распоряжения от 15.02.2007 N 078-МШ и государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования 326 КЭО на земельные участки, расположенные на территории Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
Заявитель, считая, что распоряжение ТУ ФАУФИ по ЧР от 15.02.2007 N 078-МШ не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными указанного ненормативного правового акта и основанной на нем государственной регистрации права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что распоряжение ТУ Росимущества по ЧР N 078-МШ от 15.02.2007 в его обжалуемой части не соответствовало действующему законодательству, а именно, требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", отмененному распоряжению Правительства ЧР N 590-р от 29.12.2006, явившегося основанием для издания спорного распоряжения.
Поскольку оспариваемое распоряжение принято в несоответствие требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, постольку распоряжение ТУ Росимущества по ЧР от 15.02.2007 N 078-МШ обоснованно признано недействительным в оспариваемой части.
Вместе с этим, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в остальной части, не учел следующего.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ и статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При этом согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке путем предъявления соответствующего заявления, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 25.02.2010 N 15951/09.
В данном случае, как следует из доводов заявителя, между лицами имеется спор о праве на землю.
Однако спор о праве не может быть разрешен в рамках требований по правилам главы 24 АПК РФ.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что свидетельством о государственной регистрации права подтверждается государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.
Надлежащего искового требования об оспаривании данного права заявитель по данному делу не заявил.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В силу пункта 53 постановления Пленума N 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 постановления Пленума N 10/22).
По рассматриваемому делу оспаривание зарегистрированного права собственности и оперативного управления возможно путем оспаривания оснований приобретения прав на спорный объект и представления истцом доказательств наличия у него вещных прав на это имущество с использованием способов защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Поскольку в действующем законодательстве не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
С учетом изложенного, решение суда в части признания недействительной государственной регистрации права, подлежит отмене, а заявление - отказу в его удовлетворении.
Доводы ответчиков о пропуске истцом срока обжалования и необоснованного восстановления срока на его обжалования противоречит выводам, изложенным в постановлении кассационной инстанции по настоящему делу, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание.
Учитывая уважительность причины пропуска, отсутствие превышение предельного срока для восстановления, в целях обеспечения надлежащего баланса между конституционным принципом правовой определенности и правом на справедливое разбирательство, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости восстановления Правительству Чеченской Республики процессуального срока на оспаривание распоряжения ТУ Росимущества по ЧР от 15.02.2007 N 78-МШ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 159, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.05.2016 по делу N А77-1186/2007 отменить в части признания недействительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 20:02:0008116:0022 площадью 22 000 000 кв. м, расположенный по адресу: Чеченская Республика, Веденский муниципальный район, с. Хиндой, и принять по делу в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 24.05.2016 по делу N А77-1186/2007 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-1186/07
Истец: Правительство Чеченской Республики
Ответчик: Управление Федеральной Регистрационной службы РФ по ЧР, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Чеченской Республике (ТУ ФАУФИ по ЧР), 326 квартирно-эксплуатационный отдел квартирно-эксплуатационного управления СКВО Министерства обороны РФ
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Военная прокуратура Объединенной группировки войск(сил), Аргунский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, 68-й Отдел капитального строительства Северо-Кавказского военного округа
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по Чеченской Республике, Комитет Правительства Чеченской Республики по экологии
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1423/08
25.05.2016 Решение Арбитражного суда Чеченской Республики N А77-1186/07
23.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7669/2008
29.09.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1423/08