г. Ессентуки |
Дело N А18-15/07 |
14 апреля 2008 г. |
Вх.16АП-315/08(2) |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2008,
полный текст изготовлен 14.04.2008.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Афанасьевой Л.В.,
судей: Мельникова И.М., Фриева А.Л. (докладчик),
при ведении протокола судьей Фриевым А.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу УФНС РФ по ЧР на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.11.2007. по делу N А18-15/07 по заявлению УФНС РФ по ЧР о признании должника - ВУНДК ЧР несостоятельным (банкротом),
при участии в заседании:
от УФНС: Гучигов Ш.М. - по доверенности,
от ВУНДК: не явился, извещено 28.03.08,
от Правительства ЧР: Гериханов С.-Х.А. - по доверенности,
от временного управляющего: не явился, извещен 01.04.08,
установил
На основании решения от 10.11.2006. N 14 Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Чеченской республике (далее - УФНС РФ по ЧР) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) должника - Временного управления нефтедобывающего комплекса Чеченской Республики (далее - ВУНДК ЧР). Основанием для такого заявления послужило наличие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 124 798 899 руб. 96 коп.
Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.02.2007. долг по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в размере 124 798 899 руб. 96 коп. установлен и в отношении ВУНДК введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Фазлыев А.А.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.11.2007. в удовлетворении заявления налогового органа о признании должника банкротом отказано. Судебный акт мотивирован тем, что долг по платежам в бюджет частично погашен на сумму 12 422 570 руб. Поскольку должник и его учредитель принимают меры по погашению задолженности, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления о признании должника банкротом.
Уполномоченный орган в делах о банкротстве - УФНС РФ по ЧР не согласился с решением суда, в связи с чем обратился апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и удовлетворить заявление о признании должника банкротом. В судебном заседании представитель УФНС РФ по ЧР поддержал апелляционную жалобу и просил ее удовлетворить.
Представитель Правительства ЧР просил оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле о банкротстве, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены решения суда по следующим основаниям.
Как следует из обстоятельств дела, на основании решения от 10.11.2006. N 14 Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Чеченской республике (далее - УФНС РФ по ЧР) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) должника - Временного управления нефтедобывающего комплекса Чеченской Республики (далее - ВУНДК ЧР). Основанием для такого заявления послужило наличие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 124 798 899 руб. 96 коп. Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.02.2007. долг по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в размере 124 798 899 руб. 96 коп. установлен и в отношении ВУНДК введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Фазлыев А.А.
Между тем, как следует из материалов дела, в решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.11.2002. по делу N А18-1772/2002 удовлетворен иск Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Чеченской Республике о ликвидации ВУНДК. Из имеющихся в деле документов следует, что распоряжением Правительства ЧР от 29.05.2003. N 334-рп создана ликвидационная комиссия ВУНДК (том 1, стр.152-155). Материалами дела, а также пояснениями лиц, участвующих в деле, а также отзывом должника на апелляционную жалобу подтверждается, что работа ликвидационной комиссии ВУНДК до настоящего времени не завершена, должник состоит в реестре юридических лиц, что также подтверждено представленной выпиской из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах следует, что судом принято определение о введении процедуры наблюдения и решение об отказе в признании ВУНДК банкротом в отношении ликвидируемого должника. Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 224 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - "Банкротство ликвидируемого должника" - в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Закона арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
В соответствии с абзацем вторым пункта 62 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" если в заседании арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику установлено, что во исполнение решения суда учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, образована ликвидационная комиссия и стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к такому должнику судом применяется процедура банкротства ликвидируемого должника в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве.
Таким образом, судом неправомерно было введено наблюдение в отношении ликвидируемого предприятия.
Между тем, согласно статье 35 Закона о банкротстве представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель учредителей должника являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Как следует из материалов дела, ВУНДК образовано распоряжением Представительства Правительства Российской Федерации в Чеченской Республике N 24 от 05.12.1999. В соответствии с Положением о ВУНДК, утвержденным заместителем Председателя Правительства РФ - полномочным представителем Правительства РФ в ЧР Кошманом Н.П., ВУНДК является юридическим лицом и правопреемником государственных концернов нефтяной промышленности "Грознефть" и "Чечентранснефть".
Таким образом, учредителем должника является Правительство Российской Федерации.
Однако, судом не привлечен учредитель должника и решение принято без участия лица, чьи права затрагиваются принятым судебным актом. Кроме того, как следует из решения суда и протокола судебного заседания представитель Правительства ЧР в судебном заседании 15.11.2007. не принимал участия, при этом в материалах дела отсутствует доказательство извещения Правительства ЧР о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч.4 ст.270 АПК РФ указанные обстоятельства являются безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда с переходом к рассмотрению дела по заявлению УФНС РФ по ЧР по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем,
руководствуясь статьями 102, 267 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
1. Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.11.2007г. по делу N А18-15/2007 отменить.
2. Перейти к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела в суде 1 инстанции.
3.Назначить судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего на 11 час. 30 мин. 08.05.2008.
4.Привлечь к участию в деле учредителя должника - Временного управления нефтедобывающим комплексом - Правительство Российской Федерации.
5. В судебное заседание явиться представителям:
- УФНС РФ по ЧР,
- должника - ВУНДК (Временного управления нефтедобывающим комплексом),
- Правительства ЧР,
- Правительства РФ,
- временному управляющему Фазлыеву А.А.
6. УФНС РФ по ЧР направить Правительству РФ копию заявления по делу о несостоятельности (банкротстве) ВУНДК; представить в суд Положение о ВУНДК и доказательства задолженности.
7. Запросить Саморегулируемую организацию арбитражных управляющих "Российская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (г.Москва, ул.Добролюбова,6, а/я 183) список трех кандидатур арбитражных управляющих для утверждения конкурсного управляющего в ВУНДК. Копию данного определения направить в НП "РСО ПАУ".
8. Постановление может быть обжаловано в двух месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В.Афанасьева |
Судьи |
И.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-15/2007
Истец: Федеральная налоговая служба России
Ответчик: Временное управление нефтедобывающего комплекса Чеченской Республики (ВУНДК ЧР)
Заинтересованное лицо: Правительство Чеченской Республики, Правительство Российской Федерации
Третье лицо: Управление ФНС России по Чеченской Республике
Иные лица: Фазлыев Аскар Астахович, Некоммерческое партнерство "Российская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" ( НП РСО ПАУ)