г. Ессентуки |
Дело N А63-2043/2008-С4 |
24 октября 2008 г. |
Апелляционное производство |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулейманова З. М.,
судей: Винокуровой Н.В., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сулеймановым З. М.,
с участием представителей:
от истца-Ищенко А.П., по доверенности от 30.06.2008 N 05/05-18,
от ответчика - Исева А.Д., по доверенности от 12.09.2008 г.,
рассмотрев апелляционную жалобу МУЗ "Труновская центральная районная больница"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2008 года
по делу N А63-2043/2008-С4
по заявлению Ставропольского краевого Фонда обязательного медицинского страхования к МУЗ "Турновская центральная районная больница" об обязании возместить денежные средства в размере 362236,91 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением об обязании Муниципального учреждения здравоохранения "Труновская центральная районная больница" (далее - учреждение) восстановить на своем счете использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 362236 рублей 91 копейку.
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Финансовое управление администрации Труновского муниципального района (т.2, л.д. 45).
Решением от 23 июля 2008 г. заявление удовлетворено. Суд обязал учреждение восстановить на своем счете использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 362236 руб.91 коп.
Принимая такое решение, суд исходил из того, что поскольку осуществление медицинским учреждением выплат отпускных за счет денежных средств, выделенных в рамках национальной программы в сфере здравоохранения, не соответствовало условиям получения указанных средств, определенных правовыми основаниями их получения, данные выплаты правомерно признаны Фондом нецелевым использованием денежных средств. Предписание Фонда от 04.02.2008 о восстановлении данных средств учреждением на момент принятия решения не исполнено, поэтому требование заявителя является правомерным и подлежащим удовлетворению.
Не согласившись с таким решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, в удовлетворении требований отказать полностью. По мнению подателя жалобы, нецелевое использование указанных средств не имело место. В материалах дела имеются доказательства об исполнении учреждением своих обязательств перед Фондом по договору от 13.01.06 и возвратило неиспользованные средства субвенции в сумме 755725,91 коп. Судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела и неверно истолкованы нормы материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд не признал жалобу, просил оставить ее без удовлетворения как необоснованное.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель фонда в отзыве и его представитель в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласны, считают решение суда законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии с требованиями ст. ст. 266-271 АПК РФ законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, материалов дела, приходит к выводу, что решение надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между Фондом и Муниципальным учреждением заключен договор N 14 от 13.01.2006 о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (т.1, л.д. 82-83).
В соответствии пунктом 1 раздела 2 договора N 14 Фонд осуществляет в установленном порядке ежемесячное перечисление Учреждению средств на финансирование дополнительной медицинской помощи до конца месяца, в котором учреждением была подана бюджетная заявка на предоставление указанных средств.
В силу пункта 2 раздела 2 договора N 14 учреждение обязалось обеспечивать оказание дополнительной медицинской помощи, используя перечисленные средства в соответствии с их целевым назначением, при этом открывает отдельный счет для учета средств в соответствии с их целевым назначением и условиями договора.
В период с 26.12.2007 по 24.01.2008 Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования в лице филиала по Труновскому району проведена проверка использования субвенций, выделенных в 2006 году из бюджета на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, результат которой оформлен актом от 24.01.2008 (т.1, л.д. 7-9).
Согласно данным акта проверки суммы дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медицинскую помощь, подлежащих возврату страховому фонду, муниципальное учреждение использовало не по целевому назначению средства на общую сумму 362236,91 рублей, в том числе на оплату: отпускных - 277812,51 рублей, больничных листов - 2525,81 рублей, за период повышения квалификации - 81898,59 рублей.
По итогам проверки фондом в адрес учреждения направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 04.02.2008 N 07/314-ф (т.1, л.д. 31). Учреждению предписано восстановить за счет других источников финансирования (средств бюджета, платных услуг) в срок до 29.02.2008 путем их перечисления на счет обязательного медицинского страхования МУЗ "Труновская ЦРБ" средства фонда, предназначенные на осуществление расходов в рамках Государственного (муниципального) задания по обеспечению территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 362236,91 рублей.
В связи с неисполнением предписания Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции обоснованно признаны выводы Фонда о нецелевом использовании указанных средств правомерными, а доводы учреждения об отсутствии нарушения финансовой дисциплины правильно отклонены на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на осуществление денежных выплат медицинским работникам, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии -соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Пунктом 1 указанных Правил определено, что они устанавливают порядок финансового обеспечения расходов, осуществляемых за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) (далее - учреждения здравоохранения), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (далее - медицинские работники).
Согласно пункту 2 Правил Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в установленном порядке предоставляет субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования в объеме средств, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - субвенции).
Между тем, пунктом 3 Правил N 851 о предоставлении субвенций в 2006 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2006 N 138) определено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", предусматривающим вышеуказанный строго ограниченный объем средств, направляемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания.
Из приведенных нормативных актов не следует, что субвенции выделялись с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, так как не предусматривали дополнительного источника выплаты денежных средств, связанных с увеличением размера среднего заработка медицинского работника при оплате ежегодного отпуска (за счет включения в его расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам). По смыслу указанного постановления установленная в нем доплата - это дополнительная денежная выплата медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, в силу чего не должна учитываться при исчислении средней заработной платы при выплате отпускных.
Изменение в последующем подхода к объему финансирования субвенций произошло на основании Федерального закона от 23.11.2007 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", в соответствии с которым финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий,
установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после истечения их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Из названного Федерального закона от 23.11.2007 следует, что он не имеет обратной силы и не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
В связи с этим Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825, в отличие от Правил N 851, предусмотрели объем финансового обеспечения государственного задания с учетом льгот, предоставленных трудовым законодательством.
Судом отклоняется довод учреждения о том, что в Методике распределения в 2006 году субвенций из фонда компенсаций федерального фонда обязательного медицинского страхования между субъектами Российской Федерации на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 в фонде компенсаций предусмотрели средства для реализации повышенных обязательств для выплаты среднего заработка в случае нахождения работника в отпуске, на больничном листе, на повышении квалификации. Из указанного нормативного акта следует, что в формуле размера субвенции предусмотрены только дополнительные средства на начисление единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ в качестве нецелевого использования бюджетных средств расценивается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Направление и использование части полученных учреждением ассигнований на цели не соответствующие условиям их получения подтверждается материалами проверки, в том числе актом от 24.01.2008, данными таблиц "Отпускные первичное звено", "Оплата больничных листов работникам первичного звена", "Повышение квалификации работников первичного звена" Приложения N 1, 2, 3 (т.1, л.д. 7-16).
То обстоятельство, что стимулирующие выплаты являются составной частью оплаты труда, само по себе не свидетельствует о целевом использовании медицинским учреждением денежных средств, выделенных в 2006 году из федерального бюджета в рамках национального проекта в сфере здравоохранения. Нормативно правовая база, регулирующая финансовое обеспечение вопроса, не предусматривала возможность осуществление за счет средств субвенций выплат медицинским работникам с учетом гарантий, установленных статьей 114, частью четвертой статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25.07.2007 N 5677-РХ до принятия соответствующего нормативного правого акта финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы медицинских работников, должно осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда учреждения здравоохранения.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Согласно части 10 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Поскольку осуществление медицинским учреждением выплат отпускных за счет денежных средств, выделенных в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, не соответствовало условиям получения указанных средств, определенных правовыми основаниями их получения, данные выплаты правомерно признанны Фондом нецелевым использованием денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 25 июля 1996 года N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (в
ред. Указов Президента РФ от 25.07.2000 N 1358, от 18.07.2001 N 872) государственный
финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно - ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно - ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Пунктом 4 Указа признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.
Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования наделен соответствующими полномочиями по осуществлению контроля за целевым и рациональным использованием финансовых в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", в соответствии с Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, "Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан", утвержденным Федеральным фондом ОМС 19.08.1993 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17 декабря 1998 года N 100 утверждена Инструкция "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС" с приложениями 1 - 3.
В соответствии с разделом 7 данной Инструкции по результатам проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет медицинскому учреждению Предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проверки по использованию средств обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются сроки устранения недостатков и суммы восстановления средств ОМС в сроки, установленные в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Поскольку предписание Фонда N 07/31-ф от 04.02.2008 учреждением на момент судебного заседания не исполнено требование заявителя об обязании МУЗ "Труновская ЦРБ" восстановить на своем счете использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 362236 рублей 91 копейку являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. Доказательства недостаточности денежных средств у МУЗ "Труновская ЦРБ" в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм не допущено, его выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта не имеются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.07.2008 года по делу N А63-2043/2008-С4 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
З.М.Сулейманов |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2043/2008-С4-37
Истец: Ставропольский краевой Фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Финансовое управление администрации Труновского муниципального района, Муниципальное Учреждение здравоохранения "Труновская центральная районная больница"
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1835/08