г. Ессентуки |
Дело N А15-765/2007 |
26 ноября 2008 г. |
Апелляционное производство N 16АП-1189/08(1) |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С. А.,
судей Сулейманова З. М. (докладчик), Винокуровой Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой Н.А.,
рассмотрев дело N А15-765/2007
по иску предпринимателя Магомедова Г. М. к ГУ "Отряд ГПС МЧС РФ по РД", Правительству РД, МЧС РФ в лице ГУ МЧС РФ по РД о взыскании 4 593 554 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Магомедов Г.М. обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Базовой пожарно-спасательной части N 27 СЧС РД о взыскании 3 249 010 рублей из которых 2 613 946 рублей основного долга и 635 164 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 06.09.07 по ходатайству истца произведена замена ответчика на Государственное учреждение "Отряд ГПС МЧС России по Республике Дагестан".
Определением суда от 29.10.2007 принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском встречное исковое заявление ГУ "Отряд ГПС МЧС России по Республике Дагестан" о признании недействительными договоров подряда N 1 от 01.04.2004, N 2 от 30.04.2004 и N 3 от 01.04.2005.
Определением суда от 25.12.2007 по ходатайству истца к участию в деле в качестве других ответчиков привлечены Правительство Республики Дагестан и МЧС Российской Федерации в лице ГУ МЧС РФ по Республике Дагестан.
Ходатайствами от 17.12.2007 и 11.03.2008 истец увеличил размер исковых требований до 4 593 554 рублей, из которых 3 806 103 рублей основного долга (с учетом удорожания стоимости строительных материалов) и 787451 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом времени рассмотрения дела в суде).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены СЧС Дагестана, МРИ ФНС России N 9 по РД, ТУ Росимущества по РД, Администрация Левашинского района РД.
Решением Арбитражного суда республики Дагестан от 23 апреля 2008 года встречное исковое заявление удовлетворено, признаны недействительными договора подряда N 1 от 01.04.2004, N 2 от 30.04.2004 и N 3 от 01.04.2005.
Исковое заявление Магомедова Г.М. удовлетворено частично и взыскано с казны Республики Дагестан 2 539 340 рублей в пользу предпринимателя Магомедова Г. М.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, Правительство РД в лице Министерства юстиции РД обжаловало его в апелляционном порядке.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2008 года решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2008 года по делу N А15-765/2007 отменено по процессуальным нарушениям, дело рассмотрено апелляционным судом по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением апелляционного суда от 11 августа 2008 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Республика Дагестан в лице Министерства финансов РД, определением от 20 октября 2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Министерство экономики РД.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции предприниматель уточнил требования и просил взыскать с казны РД в его пользу стоимость выполненных и сданных им работ с учетом индексов изменения стоимости СМР на 3 квартал 2008 года в размере 4 620 844 рубля 95 копеек.
Суд отклонил данное ходатайство, так как при увеличении суммы иска им госпошлина не уплачена и не заявлено ходатайство об ее отсрочке.
Министерство финансов иск не признал, в отзыве указал, что главным распорядителем бюджетных средств в части инвестиций на строительство объектов является Министерство экономики РД и для выяснения вопросов, связанных с финансированием инвестиционных программ и составления перечня объектов, подлежащих финансированию, необходимо привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований.
Кроме того ,Минфин указал, что для реконструкции здания пожарной части в с.Леваши с 2000 по 2004 администрации Левашинского района было выделено и профинансировано 8 164 000 руб.
Министерство экономики РД письмом от 21 ноября 2008 г. сообщил суду, что реконструкция существующих зданий "сельхозтехники" в с.Леваши Левашинского района под пожарную часть была начата в 2000 году, заказчик -администрация Левашинского района, подрядчик-предприниматель Магомедов Г.М.,сметная стоимость объекта в ценах 2000 г.составляет 4797,74 тыс.руб.
С 2000 по 2003 г. средства по указанному объекту выделялись отдельными распоряжениями Правительства РД на погашение кредиторской задолженности, в том числе в 2000 году-327 тыс.руб., в 2001 г.-1000 тыс.руб., в 2002 г.- 3585 тыс.руб.в 2003-1452 тыс.руб.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст.156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и проверив доводы сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворить основной и встречный иски по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом (подрядчик) и базовой пожарно-спасательной частью N 27 в лице начальника части Казалиева А.А. (заказчик) заключены договора подряда N 1 от 01.04.2004, N 2 от 30.04.2004 и N 3 от 01.04.2005 на строительство дополнительной ограды, установку дополнительных ворот и строительство склада. Согласно актам приемки выполненных работ N 1 от 12.11.2004, N 2 от 10.07.2004 и N 3 от 25.07.2005 и соответствующим справкам о стоимости работ истцом сданы, а заказчиком приняты работы на сумму соответственно 1 529 962 рублей, 588 439 рублей и 420 939 рублей.
В связи с неоплатой заказчиком стоимости выполненных работ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании 3 249 010 рублей (с учетом уточнения исковых требований - до 4 593 554 рублей) с БПСЧ-27.
Из материалов дела видно, что Положением о пожарной части N 27 по охране с.Леваши указанная пожарная часть финансируется из бюджета.
Согласно ст. 71 Бюджетного кодекса РФ закупки бюджетными учреждениями товаров, работ, услуг на сумму свыше 200 000 рублей осуществляются исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов.
В силу положений ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для заключения государственного контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
В материалы дела не представлено и не отрицается лицами, участвующими в деле, что договора заключены без проведения соответствующих торгов, аукционов. Стоимость договоров значительно превышает предусмотренный законом максимальный размер, пожарная часть не наделена полномочиями государственного (муниципального) заказчика.
Также из материалов дела видно, что у начальника пожарной части N 27 в силу Положения отсутствовали полномочия на заключение подобных сделок, что также влечет их недействительность.
Кроме того, данные договора, датированные 2004-2005 годами, фактически заключены не раньше 2006 года, что подтвердил ответчик и признал сам истец в своих дополнениях к исковому заявлению. Об этом свидетельствует тот факт, что в договорах проставлена печать БПСЧ-27, полученная в 2006 году, а в самом тексте договоров указан ошибочный ИНН-0521009931, указанный в печати, в то время как в действительности пожарной части согласно выписке из ЕГРЮЛ был присвоен ИНН 0521009933.
Кроме того, Базовая пожарная часть N 27, являющаяся стороной договоров, создана лишь в марте 2005 года, в то время как договора датированы в том числе 2004 годом. Следовательно, тексты договоров были также составлены после получения новой печати, то есть не раньше 1 ноября 2006 года.
А учитывая, что работы, отраженные в этих договорах, выполнены истцом в 2004, 2005 годах, то указанные договора фактически направлены на ранее возникшие правоотношения. То есть во время осуществления истцом спорных работ договоров как таковых не существовало.
По смыслу положений ст. 425 ГК РФ в этом случае стороны должны были указать в договоре, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, чего в действительности сделано не было.
Таким образом, заключенные договора не соответствуют требованиям закона.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Следовательно, указанные договора являются ничтожными, как заключенные с нарушением действующего законодательства.
В связи с этим, встречное исковое заявление следует удовлетворить и признать договора недействительными в силу их ничтожности. Довод предпринимателя об истечении срока исковой давности является несостоятельным, так как истец по встречному иску узнал о заключенных договорах только после привлечения его к участию в деле.
При этом, исковое заявление предпринимателя о взыскании с ответчиков стоимости выполненных работ на основании норм о неосновательном обогащении подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации N 103 от 12.02.2001 органам исполнительной власти субъектов рекомендовано обеспечить заключение договоров о создании территориальных подразделений противопожарной службы МЧС России, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РД N 27 от 19.02.1998, N 146 от 08.08.2002, N 335 от 28.11.2003 утверждено Положение о МЧС Дагестана, являющееся органом исполнительной власти Республики Дагестан. В соответствии с Указом Государственного Совета РД N 28 от 17.02.2005 МЧС Дагестана реорганизовано в СЧС Дагестана. Постановлением Правительства РД N 50 от 25.03.2005 утверждено Положение о СЧС Дагестана, согласно которому СЧС Дагестана является органом исполнительной власти Республики Дагестан и финансируется за счет республиканского бюджета.
Постановлением Правительства Республики Дагестан N 100 от 10.06.1996 принята Целевая программа Республики Дагестан "Пожарная безопасность на 1997-1999 годы", которой было предусмотрено строительство пожарных частей в республике, в том числе в с.Леваши. Действие данного постановления продлено до 2002 года постановлением от 22 ноября 1999 г. N 260, а затем продлено до 2004 года постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 марта 2003 г. N 70. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 апреля 2005 г. N 74 принята аналогичная республиканская целевая программа "пожарная безопасность на 2005-2007 годы". Исполнителями указанных программ определены администрации районов.
Постановлением Правительства РД N 130 от 28.05.2003 утвержден план мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Республике Дагестан на 2003-2005 годы, в соответствии с которым на 3 квартал 2003 года была запланирована реконструкция здания пожарного депо в с.Леваши.
В рамках названных программ 07.07.2000 между администрацией Левашинского района и предпринимателем Магомедовым Г.М. заключен договор строительного подряда на реконструкцию и капитальный ремонт здания под пожарную часть в с.Леваши, которая фактически начала функционировать с 2003 года.
Приказом N 43 от 15.04.2002 УГПС МЧС России по РД утверждено Положение о пожарной части N 27 в с.Леваши, в соответствии с которым ПЧ-27 является подразделением УГПС МЧС России по РД без прав юридического лица, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета. Приказом МЧС Дагестана N 507 от 31.12.2003 утверждено Положение о пожарной части N 27 МЧС Дагестана по охране с.Леваши. В соответствии с Приказом СЧС Дагестана N 13 от 31.03.2005 пожарная часть N 27 преобразована в базовую пожарную часть. Приказом N 85 от 29.07.2005 утверждено соответствующее Положение о базовой пожарной спасательной части N 27 по охране с.Леваши, в соответствии с которым БПСЧ-27 является филиалом СЧС Дагестана. Приказом МЧС России по РД N 193 от 10.11.2006 создано государственное учреждение "Отряд государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации по Республике Дагестан" в ведение которого, в соответствии с договором от 21.06.2007 "О создании территориальных подразделений государственной противопожарной службы в Республике Дагестан" переданы территориальные подразделения противопожарной службы, в том числе пожарная часть N 27.
Постановлением главы администрации Левашинского района РД N 111 от 03.06.2002 зарегистрировано Положение о пожарной части N 27.
Решением N 435 от 20.06.2003 межрайонной инспекцией МНС России N 9 по РД в государственный реестр внесена запись о юридическом лице - Пожарная часть N 27 УГПС МЧС РД в организационно-правовой форме Учреждения. В соответствии с постановлением главы администрации Левашинского района N 86 от 18.08.2003 за пожарной частью зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком под пожарной частью, о чем Дагестанской регистрационной палатой выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком серии 05-РД 096614 от 25.08.2004.
В соответствии со справкой отдела муниципальных программ Правительства РД от 16.11.2005 на момент осмотра объекта "Реконструкция зданий в с.Леваши под пожарную часть" были завершены роботы по реконструкции производственного здания, склада, дымокамеры, построены боксы для а/машин, котельная, уборная, два пожарных резервуара емкостью на 100 куб.м., подведены водопровод и газопровод. Со стороны улицы во дворе проложен асфальт, посажены деревья, по всему периметру участка построена оградительная стенка, со стороны внутреннего двора построена подпорная стена (местами в 2 и 3 яруса), произведена засыпка грунта. При этом по объекту выполнены работы не предусмотренные проектом, в том числе построена дополнительно оградительная стенка длиной около 150 метров (для исключения самозахватов территории части), подпорная стенка предусмотрена по проекту высотой 0,8 м., на самом деле построена высотой 2-4,5 м., для исключение выезда спецмашин через окружные дворы пробит прямой выход на улицу и установлены ворота. Для окончательного ввода объекта необходимо завершить работы по благоустройству территории, в том числе, строительство учебной башни, полосы препятствий (психполоса), спортплощадки, асфальтирование. По документам, представленным подрядчиком, объем уже выполненных, но неоплаченных работ составляет 2 533 000 рублей (в том числе по формам принятым заказчиком - 653 000 рублей). По информации подрядчика объем средств необходимый для полного завершение объекта с учетом задолженности составляет около 5 300 000 рублей.
Кроме того, в справке сделан вывод о том, что данная ситуация возникла по вине заказчика - администрации района, которая допустила строительство объекта без утвержденной в установленном порядке документации и выполнение объемов не предусмотренных проектом.
В деле также имеются обращения главы администрации Левашинского района к Правительству РД с просьбами об оплате подрядчику выполненных работ по реконструкции здания пожарной части в с.Леваши и выделении денежных средств для завершения его реконструкции (N 502 от 25.09.2003, N 01-21/35 от 21.01.2004).
В соответствии со ст. 18 Закона РФ "О пожарной безопасности" разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Дагестан "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти Республики Дагестан, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений является расходным обязательством Республики Дагестан.
Согласно п. 1 договора от 21.06.2007 "О создании территориальных подразделений государственной противопожарной службы в Республике Дагестан", МЧС России создает, а Правительство Республики Дагестан финансирует за счет своего бюджета территориальные подразделения государственной противопожарной службы, перечень которых определен в приложении к договору и в который включена Пожарная часть N 27 (с.Леваши).
В соответствии с п. 6 названного договора Правительство Республики Дагестан обязано предоставлять движимое и недвижимое имущество, выделять средства на ремонт и эксплуатацию предоставленных зданий, помещений, сооружений, а также оборудования, снаряжения, пожарной и другой техники и обеспечивать их расходными материалами в установленном порядке.
Во исполнение указанного договора Правительством РД принято постановление N 168 от 26.06.2007 в котором Министерству имущественных и земельных отношений Республики Дагестан совместно с СЧС Дагестана предписано передать в оперативное управление ГУ "Отряд ГПС МЧС РФ по РД" необходимое для обеспечения его деятельности движимое и недвижимое имущество, находящееся в республиканской собственности.
В соответствии с Уставом ГУ "Отряд ГПС МЧС РФ по РД" имущество закрепляемое за отрядом является республиканской собственностью.
До реорганизации и передачи его в ведение ГУ "Отряд ГПС МЧС РФ по РД" пожарная часть N 27 являлась филиалом СЧС Дагестана, являющегося органом исполнительной власти Республики Дагестан и финансирование которого также осуществляется за счет республиканского бюджета.
Таким образом, из материалов дела следует, что собственником пожарной части N 27 в с.Леваши фактически является Республика Дагестан, несмотря на отсутствие надлежащего оформления соответствующего права.
Материалами дела подтверждается, что строительство и реконструкция пожарной части N 27 в с.Леваши осуществлялись за счет республиканских средств по целевым республиканским программам о пожарной безопасности. При рассмотрении дела в суде ответчики не оспорили объемы и стоимость выполненных работ и не воспользовались представленным им арбитражным процессуальным кодексом правом на проведение экспертизы. Результат работ фактически принят Республикой Дагестан, так как пожарная часть передана соответствующим органам, которые пользуются ею в соответствии с ее прямым назначением, что свидетельствует о потребительской ценности для ответчика. В связи с этим, является необоснованным довод ответчика о том, что объект не сдан в эксплуатацию и не прошел государственной приемки.
Работы, выполненные истцом, не были предусмотрены договорами, заключенными с Администрацией Левашинского района и фактически не оплачены ни администрацией, ни Правительством РД, финансирование этих работ ни из республиканского бюджета, ни из других бюджетов не осуществлялось. Данное обстоятельство лица, участвующие в деле, не отрицают, доказательств обратного вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ в суд не представлено указанное обстоятельство подтверждается письмом Министерства экономики РД.
В связи с этим, следует признать, что Республика Дагестан фактически обогатилась за счет истца на сумму стоимости выполненных истцом, но не оплаченных ему работ при отсутствии оформленных в установленном порядке договорных отношений. Возвратить результат работы в натуре не представляется возможным.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно ст. 1105 НК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Таким образом, исковые требования в части взыскания 2 539 340 рублей подлежат удовлетворению за счет Республики Дагестан (казны), как лица, фактически обогатившегося на стоимость выполненных истцом работ.
В удовлетворении иска к МЧС Российской Федерации следует отказать, так как доказательств передачи имущества в федеральную собственность в деле не имеется.
При этом не имеет значения, что спорным имуществом пользуется ГУ "Отряд ГПС МЧС РФ по РД", так как имущество не находится у него в собственности, а закреплено за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества - Республикой Дагестан на чьей стороне фактически и возникло обогащение.
По этой же причине, то есть в связи с отсутствием фактического обогащения на стороне пожарной части N 27, не имеет правового значения наличие либо отсутствие у нее статуса юридического лица в момент заключения спорных договоров. В соответствии с ее Положениями пожарная часть в разное время являлась структурным подразделением МЧС Дагестана, затем филиалом СЧС Дагестана, а в настоящее время территориальным
подразделением ГУ "Отряд ГПС МЧС РФ по РД", о чем свидетельствует также справка налогового органа от 12.09.2007. Пожарная часть не имеет собственного имущества, спорное имущество также не перешло в собственность пожарной части.
В остальной части в удовлетворении иска следует отказать, так как в связи с признанием недействительными договоров оснований для применения индекса удорожания стоимости строительных материалов не имеется. Так же не имеется оснований для начисления на спорную сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, так как при отсутствии договорных отношений проценты подлежат начислению с момента предъявления требования об оплате основного долга, а такого требования истцом Республике Дагестан не предъявлялось.
В связи с удовлетворением за счет казны РД, в отношении других ответчиков в иске следует отказать
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине следует отнести на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110,268,269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ :
Встречное исковое заявление удовлетворить и признать недействительными договора подряда N 1 от 01.04.2004, N 2 от 30.04.2004 и N3 от 01.04.2005.
Взыскать с предпринимателя Магомедова Г.М. в пользу ГУ "Отряд ШС МЧС РФ по РД" 2 000 рублей судебных расходов по встречному исковому заявлению.
Взыскать с казны Республики Дагестан в лице Министерста финансов Республики Дагестан 2 539 340 рублей в пользу предпринимателя Магомедова Гасана Магомедовича (12.12.1955 года рождения, уроженца с.Туршунай, Бабаюртовского района РД, проживающего в с.Арада Чугли, Левашинского района, зарегистрированном в качестве предпринимателя свидетельством серии 05 N 000828849 от 30.12.2004).
В удовлетворении остальной части иска и к другим ответчикам отказать.
Взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину с предпринимателя Магомедова Г.М. в размере 19 414 рубля, с казны Республики Дагестан в лице Министерства финансов РД в размере 19 054 рублей.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
С. А. Параскевова |
Судьи |
З. М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-765/2007
Истец: Магомедов Гасан Магомедович
Ответчик: Правительство Республики Дагестан, ГУ МЧС РФ пр РД., ГУ "ОГПС МЧС РФ по РД"
Заинтересованное лицо: Отдел государственного пожарного надзора по Советскому району УГПН ГУ МЧС РФ по РД (пожарная часть N7)., МЧС РФ., Министерство юстиции Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан
Третье лицо: ТУ "Росимущество" Республики Дагестан, СЧС Республики Дагестан., МРИ ФНС РФ N9 по Республике Дагестан, МО "Левашинский район", Министерство Экономики Республики Дагестан, Базовая пожарно-спасательная часть N27 СЧС., Администрация Левашинского района.
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А15-765/2007
26.11.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1189/08
06.08.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1189/08
23.04.2008 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-765/07