г. Ессентуки |
Дело N А63-277/08-С3-15 |
17 июня 2009 г. |
N 16АП-1621/08(2) |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей: Казаковой Г.В., Винокуровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мулалиевой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации г. Москва в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольского краю г. Ставрополь
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2009
по делу N А63-277/08-С3-15
по иску ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" г. Ставрополь
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю г. Ставрополь, Министерству финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края г. Ставрополь, Управлению труда и социального развития администрации города Кисловодска г. Кисловодск
о взыскании 6 237 рублей 35 копеек с уменьшением иска до 4 309 рублей 38 копеек.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Государственного унитарного предприятия Ставропольского края
"Ставрополькрайводоканал" - не явились;
от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю г. Ставрополь Воротинцева Е.С. (доверенность 26 НПСК 604371 от 22.01.2009), Пустовая Н.В. (доверенность N 484 от 11.01.2009);
от ответчиков - Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края г. Ставрополь, Управления труда и социального развития администрации города Кисловодска г. Кисловодск не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - истец, предприятие) г. Ставрополь обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ответчикам Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю г. Ставрополь, Министерству финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края г. Ставрополь, Управлению труда и социального развития администрации города Кисловодска о взыскании 6 237 рублей 35 копеек задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением истцом в 2004 году льгот за пользование услугами водоснабжения и канализации гражданам, проживающим в г. Кисловодске в соответствии с Федеральными законами N 4301-1 от 15.01.1993 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных Кавалеров ордена Трудовой Славы" и N 5-ФЗ от 09.01.1997 "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, уменьшив сумму иска до 4 309 рублей 38 копеек, которые были приняты судом к рассмотрению (том 1, л.д. 21-22).
Решением суда от 13.05.08, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 01.09.08 исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 3 652 рубля 01 коп. задолженности, в части взыскания 657 рублей 37 коп. в иске отказано, в части взыскания 1 927 рублей 97 коп. производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части (том 2, л.д. 128-137, том 3, л.д. 37-42).
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.08 решение суда первой инстанции от 13.05.08 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.08 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда для исследования вопроса о фактической задолженности ответчика за спорный период с представлением документов, подтверждающих право на получение льготы (удостоверения Героя Социалистического труда и Героя Советского Союза на Власенко А.А. и Григорьевскую З.С., а также свидетельства о заключении брака) (том 3, л.д. 70-75).
Решением Арбитражного суда от 14.04.2009 по делу N А63- 277/08-С3-15 при новом рассмотрении исковые требования удовлетворены частично, взыскано с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации г. Москва за счет средств Казны Российской Федерации пользу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" г. Ставрополь 2 817 рублей 03 копейки задолженности, в части взыскания 1 492 рублей 35 копеек задолженности в иске отказано, в части взыскания 1 927 рублей 97 копеек задолженности производство по делу прекращено. В отношении ответчиков Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Управления труда и социального развития администрации г. Кисловодска в иске отказано.
Не соглашаясь с указанным решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2009 по делу NА63-277/08-С3-15 в полном объеме и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, суд первой инстанции не исследовал в полном объеме обстоятельства дела, следовательно, решение суда является незаконным.
В судебном заседании представители Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просят суд решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представители Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края г. Ставрополь, Управления труда и социального развития администрации города-курорта Кисловодска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Отзывы не предоставили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2009 по делу NА63-277/08-С3-15 в апелляционном порядке в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.01.2004 филиал Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" - Кисловодский "Водоканал", Управление труда и социального развития администрации г. Кисловодска заключили договор N 8 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за водоснабжение и водоотведение в соответствии Федеральными законами N 4301-1 от 15.01.1993 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных Кавалеров ордена Трудовой Славы" и N 5-ФЗ от 09.01.1997 "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
В соответствии с заключенным договором, истец принял на себя обязательства предоставлять гражданам-героям, проживающим на территории города Кисловодска, 50% скидку по оплате услуг водопотребления и водоотведения, не приостанавливая представления льгот в случае возникновения задолженности по возмещению расходов, а Управление приняло на себя обязательства по мере поступления средств из бюджета производить возмещение расходов предприятию, согласно выставленным счетам- фактурам и спискам, подтверждающим факт предоставления услуги (том 1, л.д. 10-11).
Судом первой инстанции установлено, что истец принятые на себя обязательства исполнил надлежащим образом, предоставляя в течение 2004 года лицам, имеющим право в соответствии с Федеральными законами N 4301-1 от 15.01.1993 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных Кавалеров ордена Трудовой Славы" и N 5-ФЗ от 09.01.1997 "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", 50% скидку по оплате за водоснабжение и водоотведение, ежемесячно представляя Управлению счета на оплату и списки льготников, расчеты сумм предоставленных льгот.
В связи с тем, что расходы предприятию полностью не были возмещены по предоставлению льгот Власенко А.А., Григорьевской З.С., Пуховой Н.М. и Викулову В.С. за октябрь, ноябрь и декабрь 2004 года на сумму 4 309 рублей 38 копеек с учетом НДС, предприятие обратилось с иском в суд о возмещении расходов.
Факт оказания истцом услуг льготным категориям граждан подтверждается реестром льготной категории граждан, сверенным с Управлением; документами, на основании которых были предоставлены льготы в соответствии с Законами; актами сверок взаиморасчетов с Управлением труда и социального развития администрации г. Кисловодска; счетами-фактурами; копиями удостоверений и справок льготников; справкой о задолженности федерального бюджета, выданной краевой инвентаризационной комиссией на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05.
Выполняя требования Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, суд запросил документы, подтверждающие право на получение льготы, а именно: удостоверения Героя Социалистического труда и Героя Советского Союза на Власенко А.А. и Григорьевскую З.С., а также свидетельства о заключении брака, однако при новом рассмотрении дела не представлены документы, подтверждающие право на льготы в отношении Власенко А.А.
В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.01.93 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы" (в редакции от 10.07.96) указанные категории лиц (и совместно проживающие с ними члены их семей) освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение и центральное отопление). Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 Закона).
Согласно статье 3 Федерального закона от 09.01.97 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" указанная категория граждан, а также совместно проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение, центральное отопление). Расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета (статья 7 Закона).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333, расходы, связанные с реализацией указанных Законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год. Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов по коду 3020200 "Субвенции" бюджетной классификации Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.04 N 80 действие указанных Правил продлено на 2003 и 2004 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусмотрено, что возложение ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В силу пункта 1.2 Порядка финансирования в 2004 году расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", финансирование расходов, связанных с реализацией Законов, производится за счет средств краевого бюджета с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2004 год. Расходы организаций в связи с предоставлением льгот Героям за 2004 год, не возмещенные по состоянию на 01.01.05, считаются переходящей задолженностью и финансируются в 2005 году.
Федеральным законом от 24.06.99 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекс а Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при недостаточности выделенных в 2004 году из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона от 15.01.1993 N 4301-1 и Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ, а также отсутствии нецелевого использования местными органами выделенных субвенций, исковые требования о взыскании расходов подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 23.12.03 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы" было предусмотрено 200 000 тысяч рублей.
При этом суд первой инстанции установил, что денежные средства, выделенные Ставропольскому краю на реализацию указанных Законов, распределены по получателям в полном объеме поступивших ассигнований, нарушений при распределении выделенных средств и нецелевого их использования не установлено.
По состоянию на 01.01.05 задолженность по финансированию указанных законов в Ставропольском крае составила 543 168 рублей.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал о том, что расходы истца, связанные с предоставлением льгот лицам, имеющим право на их получение на основании Закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Славы" подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета с Министерства
Руководствуясь ст. ст. 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2009 по делу N А63-277/08-С3-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-277/08-С3-15
Истец: ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" в лице филиала "Минераловодский водоканал"
Ответчик: Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управление труда и социального развития населения администрации города-курорта Кисловодска, г. Кисловодск, Министерство финансов Ставропольского края, Министерство Финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 12364/09
09.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 12364/09
24.06.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1621/08
01.09.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1621/08