Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. N 09АП-4087/2011
г. Москва |
Дело N А40-100397/10-4-492 |
23 марта 2011 г. |
N 09АП-4087/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей Р.Г. Нагаева, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 9 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010
по делу N А40-100397/10-4-492, принятое судьей Назарцом СИ.
по заявлению ООО "Глиноземтрейд" (ИНН (7702342350), ОГРН (1037702003041)
к ИФНС России N 9 по г. Москве, ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области
об обязании произвести возврат ошибочно перечисленных страховых взносов
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Чичкин В.А. по дов. N ДВ-10-00582 от 16.08.2010
от заинтересованных лиц:
ИФНС России N 9 по г. Москве - Егорцева А.А. по дов. от 24.06.2010
ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области - Давыдова М.И. по дов. N 210-И-8/16636 от 22.12.2010
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Глиноземтрейд" (далее - налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к ИФНС России N 9 по г. Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган), ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области об обязании возвратить излишне (ошибочно) уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (с учетом уточнения заявленных требований в судебном заседании, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010 суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве возвратить обществу излишне (ошибочно) уплаченные страховые взносы, зачисленные на КБК 18210202040061000160, в сумме 151 045 руб.
В удовлетворении требований в отношении Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области отказано.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, указывая на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против удовлетворения доводов апелляционной жалобы налогового органа, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором также возражает против удовлетворения доводов апелляционной жалобы налогового органа, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что общество состоит на учете в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда - ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области (Управление N 2), ему присвоен регистрационный номер 087-102-040243.
Страхователем в феврале-апреле 2005 года перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии платежными поручениями в размере 151 045 руб. (л.д. 7-11).
При этом в платежных поручениях указан код бюджетной классификации 18210202040061000160, на который подлежали зачислению страховые взносы на ОПС в виде фиксированного платежа. Уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа производят лица, указанные в законодательстве (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы). Обязанность уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа у заявителя отсутствовала.
После обнаружения ошибки заявителем осуществлены платежи причитавшихся к уплате страховых взносов на ОПС на надлежащий КБК 18210202020061000160 в сумме 151 045 руб.
Факт уплаты страховых взносов на неверный КБК, наличие переплаты по нему и отсутствие у заявителя задолженности по страховым взносам на ОПС подтверждается представленными в материалы дела реестрами поступления платежей от страхователя, актами сверки расчетов по состоянию на 18.09.2007, 26.09.2008, 24.11.2009 (л.д. 16, 19-20, 23-26).
Заявитель обращался в инспекцию и в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлениями о возврате ошибочно уплаченных сумм либо их зачете в счет уплаты страховых взносов, о чем свидетельствует письмо от 17.09.2007 (л.д. 12), в котором заявитель просил о возврате ошибочно уплаченных в 2005 году сумм либо об их зачете в счет уплаты страховых взносов на ОПС на выплату накопительной части трудовой пенсии. В ответе от 28.09.2007 N 11-08/94944 инспекция сообщила об оставлении заявления без рассмотрения в связи с отсутствием в действующем законодательстве правовых оснований для проведения зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС (л.д. 13).
Также общество 29.09.2008 повторно обращалось в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленных в 2005 году страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере 151 045 руб. с приложением копий платежных поручений и акта сверки расчетов (л.д. 14). В ответе от 06.11.2008 N 11-08/122549 инспекция сообщила о невозможности возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС в связи с тем, что разработанный порядок взаимодействия территориальных налоговых органов и территориальных органов Пенсионного фонда РФ при проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС не согласован заинтересованными органами (л.д. 15).
В адрес инспекции направлено заявление от 17.06.2009 N 2/03-06-09 о возврате ошибочно перечисленных в 2005 году страховых взносов на ОПС в виде фиксированного платежа в размере 151 045 руб. с приложением копий платежных поручений, ранее поданных заявлений и акта сверки расчетов (л.д. 17).
По результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом принято решение от 26.06.2009 N 11/562 об отказе в осуществлении возврата. Основанием для отказа явилось отсутствие у заявителя указанной переплаты по данным карточки лицевого счета (л.д. 18).
Обществом в адрес инспекции направлено повторное заявление от 11.08.2009 N 1/11-09-09 о возврате ошибочно перечисленных в 2005 году страховых взносов в виде фиксированного платежа в размере 151 045 руб. с приложением копий платежных поручений, переписки с инспекцией и актов сверки расчетов. При этом заявитель сообщал о незаконности списания инспекцией в 2008 году с лицевого счета страхователя указанной суммы страховых взносов, вследствие чего отсутствует переплата по лицевому счету. При этом, заявитель указал на то, что в 2007-2008 гг. неоднократно обращался в инспекцию с заявлениями о возврате излишне (ошибочно) уплаченной суммы, просил восстановить сумму страховых взносов в лицевом счете и возвратить ее по указанным банковским реквизитам (л.д. 21).
По результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом принято решение от 23.09.2009 N 11/1074 об отказе в осуществлении возврата. Основанием для отказа явилось отсутствие у заявителя указанной переплаты по данным карточки лицевого счета. При этом инспекция предложила заявителю уточнить акт сверки расчетов по состоянию на 26.09.2008 с отделом работы с налогоплательщиками и после урегулирования разногласий по переплате снова обратиться с заявлением о зачете (возврате) с приложением акта совместной сверки (л.д. 22).
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, возражений на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции принял судебный акт на основании всесторонне исследованных обстоятельств.
При рассмотрении дела Арбитражным судом г. Москвы не допущено нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что согласно акту совместной сверки расчетов N 2768 по состоянию на 24.11.2009, по данным инспекции переплата у заявителя по страховым взносам на ОПС на выплату накопительной части трудовой пенсии в виде фиксированного платежа отсутствовала, по данным заявителя переплата составила 151 045 руб. (л.д. 23-24). При этом основания для исключения переплаты по лицевому счету страхователя налоговым органом не представлены.
Общество 14.05.2010 обратилось в инспекцию с заявлением N 1/14-04-10 о возврате ошибочно перечисленных сумм страховых взносов в размере 151 045 руб. При этом на копии переданного в инспекцию заявления имелась отметка о согласовании Управления N 2 (Таганский) ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области - территориального органа Пенсионного фонда России, в котором страхователь состоит на учете (л.д. 27).
По результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом принято решение от 21.05.2010 N 11/802 об отказе в осуществлении возврата. Основанием для отказа явилось то, что в соответствии с бюджетной классификацией на 2010 год администрирование доходов от страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда, закреплено за ПФР.
В ходе судебного производства по настоящему делу заявитель обращался в налоговый орган и в адрес Управления N 2 ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области с заявлением N 1/15-11-10 от 15.11.2010 о возврате ошибочно перечисленных денежных средств в размере 151 045 руб. с указанием реквизитов (л.д. 47-50). Однако, излишне (ошибочно) уплаченные страховые взносы заявителю не возвращены.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем приняты все зависящие от него меры к возврату ошибочно оплаченных сумм.
В апелляционной жалобе налоговый орган приводит довод о том, что судом первой инстанции не учтен порядок возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование, предусмотренный совместным письмом ФНС России и Пенсионного фонда РФ от 11.08.2010 N N ЯК-17-8/58, N АД-30-24/8509R, а также ст.ст. 26, 27 ч. 3 ст. 60 ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования".
Суд апелляционной инстанции считает довод инспекции несостоятельным, поскольку в совместном письме от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58, N АД-30-24/8509@ ФНС России и Пенсионный фонд РФ согласовали порядок возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) пенсионных взносов за период с 2002 года по 2009 год включительно.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Часть 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Частью 15 ст. 26, частью 4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.
Заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к данному Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является ПФР (первые три цифры КБК - 392). В ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
ФНС России и ПФР осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, в соответствующем порядке.
Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из материалов дела следует, что общество обращалось с заявлениями о возврате излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, в котором оно состоит на учете.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку страховые взносы ошибочно уплачены заявителем за отчетный период 2005 года и зачислены на КБК с кодом главы 182, главным администратором доходов бюджета ПФР по которым является ФНС России, то и возврат излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов обязан произвести налоговый орган.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству, судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010 по делу N А40-100397/10-4-492 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100397/10-4-492
Истец: ООО"Глиноземтрейд"
Ответчик: ИФНС России N 9 по г. Москве, ГУ-ГУ ПФ N10 по г.Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ-ГУ ПФР N 10 ПО г.Москве и М.О.
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4087/2011