г. Пермь
27 октября 2008 г. |
Дело N А60-8155/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.10.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Сафоновой С.Н., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.
при участии:
представителя истца Прокуратуры Свердловской области Белиной В.Г. - по поручению N 8-11-08 от 26.09.2008г., удостоверение 91239
представителя ответчика ФГУП "Почта России" Астафьевой Е.В. - по доверенности от 20.05.2008г., паспорт 6504 344775
в отсутствие представителей ответчиков ФГУ УФПС по Свердловской области, Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк") и третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Федерального агентства связи
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика ФГУП "Почта России", ответчика Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк")-филиал г. Екатеринбург и истца Прокуратуры Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2008 года
по делу N А60-8147/2008,
принятое судьей Казаковой Г.И.
по иску Прокуратуры Свердловской области
к Межрегиональному коммерческому банку развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк"), ФГУП "Почта России", ФГУ УФПС по Свердловской области
третьи лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области
2) Федеральное агентство связи
о признании недействительным договора и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Прокуратура Свердловской области (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным договора N 2175 аренды недвижимого имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, заключенного 17.09.2007 г. между ФГУП "Почта России" и Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики ОАО АКБ "Связь-Банк" Екатеринбургский филиал в отношении нежилого помещения общей площадью 6,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 30, и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Екатеринбургского филиала Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики ОАО АКБ "Связь-Банк" передать указанное выше нежилое помещение ФГУП "Почта России".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2008 года исковые требования удовлетворены. Договор N 2175 от 17.09.2007 г. аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 30, общей площадью 6,6 кв.м, заключенный между Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" и Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики (открытое акционерное общество) ОАО АКБ "Связь-Банк" признан недействительным. Судом применены последствия недействительности ничтожной сделки: на Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (открытое акционерное общество) ОАО АКБ "Связь-Банк" возложена обязанность по передаче Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" помещения общей площадью 6,6 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 30.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований, указывает, что в силу ст. 25 ФЗ РФ "О почтовой связи" организация федеральной почтовой связи может самостоятельно распоряжаться принадлежащим ей имуществом. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере почтовой связи, возложены на Федеральное агентство связи. Согласие на сдачу в аренду федерального недвижимого имущества было выражено в письме N АЩ-П33-5936 от 24.05.2006г. В момент заключения спорного договора аренды законодательством РФ не было предусмотрено положений об обязательном проведении торгов по заключению договоров аренды федеральными государственными унитарными предприятиями только по результатам проведенных конкурсов. Требование о проведении рыночной стоимости права пользования на условиях аренды спорным объектом было соблюдено.
Прокуратура Свердловской области, не согласившись с мотивировочной частью решения суда, также обратилась с апелляционной жалобой, заявитель не согласен с выводами суда о том, что ФГУП "Почта России" получило согласие на передачу в аренду имущества от надлежащего органа государственной власти, которым, по мнению суда, является Федеральное е агентство связи.
Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики - ОАО АКБ "Связь-Банк" Екатеринбургский филиал также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований прокурора отказать, указывает, что на момент заключения договора аренды порядок проведения торгов по передаче в аренду имущества законодательно закреплен не был. Кроме того, суд при вынесении решения необоснованно применил одностороннюю реституцию.
В судебном заседании представитель прокуратуры Свердловской области и представитель ФГУП "Почта России" поддержали доводы апелляционных жалоб и доводы отзывов на апелляционные жалобы.
Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики, ФГУ "Управление федеральной почтовой связи Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Федеральное агентство связи, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в заседание суда представителей не направили, что в порядке ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Федеральное агентство связи представило в материалы дела отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований прокуратуры, указывает, что Федеральное агентство связи одобрило совершение оспариваемой сделки письмом от 24.05.2006г. N АЩ-П33-5936.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, 17.09.2007 года между ФГУП "Почта России" (арендодатель) и ОАО АКБ "Связь-Банк" (арендатор) заключен договор N 2175 аренды недвижимого имущества, в соответствии с условиями которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белореченская, 30, общей площадью 6,6 кв.м., для использования под оказание банковских услуг. Арендатор, в свою очередь, обязался принять от арендодателя указанное помещение, своевременно и полностью оплачивать арендную плату, установленную договором.
Факт передачи арендатору указанного нежилого помещения подтверждается представленным в материалы дела актом приема-передачи от 17.09.2007 года.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Прокуратура Свердловской области полагает, что договор аренды N 2175 от 17.09.2007 года заключен сторонами с нарушением законодательства: без проведения соответствующего конкурса, без оценки имущества, подлежащего передаче в аренду, в отсутствие разрешения собственника ТУ ФАУФИ г. Москвы на заключение договора аренды. В связи с этим обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 48 и 113 ГК РФ унитарное предприятие является юридическим лицом, не наделенным правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Уставу ФГУП "Почта России", предприятие является коммерческой организацией, находящейся в ведомственном подчинении Министерства Российской федерации по связи и информатизации, предметом деятельности предприятия является оказание на всей территории Российской Федерации услуг почтовой связи. Имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
В соответствии со статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п.2 ст. 295 ГК РФ).
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.2 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Передача государственными или муниципальными предприятиями принадлежащего им недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения в аренду без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия запрещена (ст. 18 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о федеральном агентстве связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 320, Федеральное агентство связи осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, включая предприятия радиочастотной службы, и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Согласно статье 25 Федерального закона "О почтовой связи", в целях осуществления своей деятельности организации федеральной почтовой связи самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжаются закрепленным за ними имуществом, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи. Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуются правами владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи.
Сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим организациям федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, в том числе сдача его в аренду или предоставление в пользование либо распоряжение этим имуществом иным способом, допускаются, если они не влекут изменение права федеральной собственности на соответствующее имущество, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой настоящей статьи, и проводятся в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи.
Материалами дела подтверждается, что имущество ФГУП "Почта России" находится в федеральной собственности и распоряжаться этим имуществом Предприятие может лишь в установленных законодательством пределах и порядке.
Следовательно, спорное имущество должно было передаваться по договору аренды при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи. Наличие других согласований законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал несостоятельным довод прокурора о необходимости получения согласия на заключение спорного договора именно от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом г. Москва.
Из имеющегося в деле письма от 16.01.2008 года следует, что Федеральное агентство связи, рассмотрев обращение ФГУП "Почта России" сообщило о том, что не возражает против сдачи неиспользуемых помещений (согласно прилагаемому перечню) в аренду сроком менее одного года в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 144). В перечень неиспользуемых помещений (поз.2) включена площадь сдаваемого помещения 6.6 кв.м, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 21 (т. 1 л.д. 145).
В силу ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с подп. "г" п.1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 685 от 30.06.1998 "О мерах по обеспечению в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества", заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта, в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Перечень случаев, при наличии которых проведение конкурса на заключение договора аренды не требуется:
а) передача в аренду в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
б) предоставление помещения взамен изымаемого для государственных нужд, а также в связи с реконструкцией или сносом зданий или сооружений по инициативе собственника в период действия договора аренды;
в) заключение договора аренды на основании вступившего в законную силу решения суда;
г) установление федеральными законами или изданными до принятия настоящего Постановления иными нормативными правовыми актами Российской Федерации особого порядка распоряжения объектами недвижимого имущества;
д) передача имущества в аренду лицу, являющемуся собственником недвижимого имущества, с которым передаваемое имущество неразрывно связано по своим техническим характеристикам, месту нахождения и назначению.
Иных законных оснований для заключения договора аренды без проведения конкурса не имеется.
Поскольку договор аренды от 17.09.2007 года N 2175 заключен без проведения конкурса, при этом передача в аренду объекта аренды не относится к перечисленным выше исключениям, является правомерным вывод суда о том, что договор заключен с нарушением порядка, установленного п. 3 Постановления Правительства от 30.06.1998 N 685, и, следовательно, является недействительным ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ.
Несостоятельны доводы ответчиков о том, что законодательством не установлен порядок проведения самого конкурса, предусмотренного п.3 постановления N 685, поскольку до утверждения порядка заключения договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, следует руководствоваться распоряжением Мингосимущества России от 28.07.1998 N 774-Р в части, не противоречащей действующим федеральным законам и нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ.
В силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" обязательным условием для заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности является определение в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы.
В силу статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Согласно отчету N АП-709050/1, утвержденному генеральным директором ООО "Центр независимой экспертизы собственности" от 07.09.2007 года, до заключения оспариваемого договора осуществлена оценка рыночной стоимости нежилого помещения по оспариваемого договору аренды и оценка ежемесячной рыночной ставки арендной платы за пользование 1 кв.м. данного помещения (т. 2 л.д. 9-49).
Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку судом установлено, что спорный договор аренды недвижимого имущества, заключен ответчиками в нарушение требований действующего законодательства, регламентирующего порядок и условия заключения такого рода договоров, требование прокурора о признании договора аренды недвижимого имущества недействительным (ничтожным) правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ОАО АКБ "Связь-Банк" о необоснованном применении односторонней реституции не могут быть приняты во внимание, в силу того, что банк пользовался федеральным имуществом, и обязан уплачивать за пользование им денежные средства, оснований для возврата ему этих денежных средств не имеется.
На основании изложенного, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области 08.08.2008 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.П. Григорьева |
Судьи |
С.Н. Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8155/2008-С3
Истец: Прокуратура Свердловской области
Ответчик: ФГУП "Почта России", УФПС- ф-л ФГУП "Почта России" по Свердловской области , Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк")-филиал г. Екатеринбург, Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк")
Третье лицо: Федеральное агентство связи РФ, ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7089/08