Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2011 г. N 11АП-1798/2011
15 марта 2011 г. |
Дело N А55-20373/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды по Самарской области - не явился, извещен,
от администрации муниципального района Шигонский - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Сызрань
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2011 г. по делу N А55-20373/2010 (судья Стенина А.В.),
по заявлению администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара, Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды по Самарской области, г. Самара,
Администрация муниципального района Шигонский, Самарская область, с. Шигоны,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - бильярдную турбазы "Дубовая роща", расположенную по адресу: Самарская область, Муранский бор, турбаза "Дубовая роща" и обязать произвести государственную регистрацию права собственности за муниципальным образованием г.о. Сызрань на объект недвижимого имущества бильярдную турбазы "Дубовая роща", площадью 128,5 кв.м расположенную по адресу: Самарская область, Шигонский район, Муранский бор, турбаза "Дубовая роща".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что акт приема-передачи не отражает пообъектный состав имущественного комплекса турбазы "Дубовая Роща"; в акте приема-передачи отсутствуют сведения о точном местонахождении, площади либо иных технических характеристиках позволяющих идентифицировать спорный объект.
В 2007 году объект турбазы - бильярдная турбазы "Дубовая роща" была проинвентаризирована и на нее составлен технический паспорт, определена стоимость, присвоен инвентарный номер.
По результатам инвентаризации 10.10.2008 года постановлением администрации городского округа Сызрань N 2310 были внесены изменения в постановление N 1144 от 07.12.1995 года (далее - постановление), согласно которым указаны конкретные объекты, передаваемые в муниципальную собственность.
В п.1 и п. 3 постановления указано, что акт приема-передачи предоставляется в Комитет по управлению муниципальным имуществом на утверждение, однако данный акт не утвержден Комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Представленная выписка из реестра муниципальной собственности сама по себе не является достаточным доказательством наличия права муниципальной собственности: в качестве основания возникновения права указано постановление N 1144, из которого не следует, что бильярдная турбазы "Дубовая роща" передана в муниципальную собственность.
Доказательств наличия права собственности АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" по состоянию на 28.12.1995 года регистрирующему органу заявителем представлено не было.
Достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии прав у заявителя на указанный объект недвижимости, не представлено.
Не согласившись с выводами суда, администрация г.о. Сызрани подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в постановлении N 1144 от 07.12.1995 года и в перечне акта приема-передачи от 28.12.1995 г. турбаза "Дубовая роща" указана как единый объект, в связи с тем, что на момент передачи имущества инвентаризация каждого объекта, расположенного на турбазе "Дубовая роща", не производилась.
После проведенной технической инвентаризации объектов, расположенных на территории турбазы, администрацией городского округа Сызрань постановлением от 10.10.2008 г. N 2310 "О внесении изменений в постановление администрации г. Сызрани N 1144 от 07.12.1995 г. "О передаче в муниципальную собственность объектов соцкультбыта и горного цеха АОЗТ "Сызранский комбинат стройматериалов" были внесены изменения и дополнения в Приложение N 1 к постановлению администрации г. Сызрани N 1144 от 07.12.1995 г., согласно которому пункт 10 перечня, передаваемых объектов, был изложен в новой редакции, с пообъектной расшифровкой. Однако, указанное постановление регистрирующим органом во внимание принято не было.
Податель жалобы указывает, что представленные на регистрацию документы: постановление администрации города Сызрани от 07.12.1995 г. N 1144, постановление администрации городского округа Сызранью. 10.2008 г. N 2310, акт приема-передачи от 28.12.1995 г., справка ГУП "ЦТИ" N 515 от 19.11.2007 г. являются основанием возникновения права муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
28.04.2010 года администрация городского округа Сызрань обратилась в УФРС по Самарской области (ныне - Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ Сызрань на следующий объект недвижимого имущества - бильярдную турбазы "Дубовая роща", расположенную по адресу: Самарская область, Шигонский район, Муранский бор, турбаза "Дубовая роща".
Сообщением от 10.06.2010 года N 63-63-37/006/2010-372 в государственной регистрации было отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На государственную регистрацию заявителем были представлены следующие документы: выписка из реестра муниципальной собственности от 04.03.2010 г., справка ГУП ЦТИ N 515 от 19.11.2007 г., выписка из постановления администрации г. Сызрань от 07.12.1995 г. N 1144, акт приема-передачи объектов соцкультбыта и горного цеха АОЗТ "Сызранский комбинат стройматериалов" в муниципальную собственность от 28.12.1995, постановление администрации городского округа Сызрань Самарской области N 2310 от 10.10.2008 г.
Согласно постановления администрации г. Сызрань N 1144 от 07.12.1995 г. арбитражному управляющему АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" было указано по актам приема-передачи передать объекты в муниципальную собственность, в том числе турбазу "Дубовая Роща".
Из представленного перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность от АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов", следует, что передан объект - турбаза "Дубовая Роща" по адресу: р. Уса.
В соответствии с Актом приема-передачи от 28.12.1995 года АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" передало, а администрация г. Сызрань приняла имущество согласно приложению.
Согласно приложению в муниципальную собственность передан объект недвижимого имущества - Турбаза "Дубовая Роща" по адресу: река Уса.
Судом верно отмечено, что акт приема-передачи не отражает пообъектный состав имущественного комплекса турбазы "Дубовая Роща"; в акте приема-передачи отсутствуют сведения о точном местонахождении, площади либо иных технических характеристиках позволяющих идентифицировать спорный объект.
В 2007 году объект турбазы - бильярдная турбазы "Дубовая роща" была проинвентаризирована и на нее составлен технический паспорт, определена стоимость, присвоен инвентарный номер.
По результатам инвентаризации 10.10.2008 г. постановлением администрации городского округа Сызрань N 2310 были внесены изменения в постановление N 1144 от 07.12.1995 года, согласно которым указаны конкретные объекты, передаваемые в муниципальную собственность.
В п.1 и п. 3 Постановления указано, что акт приема-передачи предоставляется в Комитет по управлению муниципальным имуществом на утверждение, однако данный акт не утвержден Комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Материалами дела подтверждается, что передающая сторона - АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" в настоящее время ликвидирована и исключена из ЕГРЮЛ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что представленные на регистрацию документы свидетельствовали, что на момент передачи в муниципальную собственность в перечне объектов, подлежащих передаче, здание - бильярдной турбазы "Дубовая роща" не было указано, а из утвержденного перечня невозможно идентифицировать факт передачи именно данного объекта.
Доказательств обратного суду представлено не было.
В решении суд верно указал на то, что документы, представленные на регистрацию, не свидетельствуют о передаче в 1995 году в муниципальную собственность конкретного объекта - бильярдной турбазы "Дубовая роща", а также на то, что в материалы дела не представлены доказательства, что именно здание бильярдной турбазы "Дубовая роща" находилось на балансе акционерного общества: ни постановление N 1144, ни акт приема-передачи не позволяют сделать указанный вывод.
Из представленного технического паспорта следует, что только в 2007 году была осуществлена техническая инвентаризация объектов, расположенных на территории турбазы "Дубовая роща", по результатам которой 10.10.2008 были внесены изменения в постановление N 1144 (то есть уже после введения в действие Закона о регистрации).
Суд правильно отметил, что представленная выписка из реестра муниципальной собственности сама по себе не является достаточным доказательством наличия права муниципальной собственности: в качестве основания возникновения права указано постановление N 1144, из которого не следует, что бильярдная турбазы "Дубовая роща" передана в муниципальную собственность. Более того, дата внесения данного объекта в реестр - 01.01.1999 г. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что право муниципальной собственности в данной конкретной ситуации не является ранее возникшим.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжения имуществом принадлежит собственнику этого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 218 Кодекса право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В соответствии со ст. 8 Кодекса гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также договоров и иных сделок, хотя и непредусмотренных законом, но не противоречащих ему.
С учетом изложенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель, подтверждая факт возникновения права муниципальной собственности до введения в действие Закона о регистрации должен был подтвердить наличие права собственности у лица, передавшего ему спорный объект недвижимости, т.е. АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов".
В решении суд верно указал на то, что доказательств наличия права собственности АОЗТ "Сызранский комбинат строительных материалов" по состоянию на 28.12.1995 года регистрирующему органу заявителем представлено не было.
Пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
С учетом изложенного, суд верно отметил, что в реестр муниципальной собственности спорное недвижимое имущество внесено после введения в действие Закона о регистрации, следовательно, доказательством наличия права может являться выписка из ЕГРП.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что представленные в регистрирующий орган документы не соответствовали требованиям статей 17, 18 Закона о регистрации, не подтверждали права муниципальной собственности на заявленный объект и с учетом положений статей 198, 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных администрацией г.о. Сызрани требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 января 2011 года по делу N А55-20373/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13007/2008-Г30
Истец: ТСЖ "Барышникова, 31"
Ответчик: МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике