г. Пермь |
|
24 декабря 2008 г. |
Дело N А60-19717/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.,
при участии:
от заявителя (ООО "Луна") - представитель не явился;
от ответчика (ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга) - Курчавова Н.В. (представитель по доверенности от 16.12.2008г., предъявлено удостоверение);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 октября 2008 года
по делу N А60-19717/2008,
принятое судьей С.А. Сушковой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Луна"
к ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Луна" (далее - заявитель, ООО "Луна", Общество) с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 26.06.2008г. N 1972 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда от 15.10.2008г. требования заявителя удовлетворены частично, решение Инспекции признано недействительным в части доначисления земельного налога за 3 месяца 2007 г. в размере 398761 руб., пеней в размере 54963 руб. 28 коп., уменьшения земельного налога на 332208 руб.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения требований, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт в указанной части отменить. В обоснование жалобы ее заявитель указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда о правомерности применения налогоплательщиком при исчислении земельного налога различных налоговых ставок в зависимости от фактического использования земельного участка, характера расположенных на нем объектов недвижимости, является ошибочным, размер налоговой ставки зависит только от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.
Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представил, правом участия в заседании суда апелляционной инстанции не воспользовался.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налогового расчета ООО "Луна" по авансовым платежам по земельному налогу за 3 месяца 2007 г., результаты которой оформлены актом от 06.05.2008г. N 2422, ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга принято решение от 26.06.2008г. N 1972, которым Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 398761 руб., а также пени за просрочку исполнения обязанности по уплате названного налога в сумме 54963,28 руб., исчисленный самим налогоплательщиком налог в сумме 332208 руб. уменьшен. Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о необоснованном применении налогоплательщиком при исчислении земельного налога различных налоговых ставок исходя из фактического использования отдельных частей земельного участка (л.д. 9, 12).
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер налоговой ставки зависит от вида фактического использования земельного участка, в данном случае от функционального назначения каждого из расположенных на нем объектов недвижимости.
Выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из содержания ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии со ст.ст.30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства (ст.1 Земельного кодекса РФ).
Согласно нормам Земельного кодекса РФ целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения соответствующих компетентных органов или в порядке принятия решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.
На территории муниципального образования "Город Екатеринбург" ставки земельного налога установлены Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" с учетом вида разрешенного использования земельного участка и категории земель, что соответствует требованиям п. 2 ст. 394 НК РФ.
Ставки земельного налога указаны в приложении N 1 к названному Решению. Для земельных участков занятых административно-управленческими зданиями и помещениями (за исключением зданий и помещений, в которых размещаются органы государственной власти и местного самоуправления) установлена ставка налога в размере 1,2 %, для земельных участков, отнесенных к категории земель поселений, занятых досугово-развлекательными и игорными заведениями, боулингами - 1,5 %, для прочих земельных участков и доли в праве на земельный участок - 0,6 %.
Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007г. "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся обязательные сведения, характеризующие конкретный объект недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (п.п.1-3 п.1, п.п.7,11,13,14 п.2 ст.7 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007г.).
В соответствии с п. 2 ст. 20 вышеуказанного Федерального закона с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В этой связи изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка. Согласно пункту 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В 2006-2007г.г. обществом не производились изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, порядок которого установлен Градостроительным кодексом РФ. Представленный налогоплательщиком в материалы дела кадастровый паспорт на спорный земельный участок на 06.10.2008г. не может служить тому доказательством, он лишь свидетельствует о намерении заявителя изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка, на котором возведены строения. Данный документ, хотя и содержит указание на разрешенное использование: под отдельно стоящими строениями с пристроями, но не свидетельствует об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка, на котором они возведены. Спорный земельный участок является единым, не разбит на отдельные участки под строения и прилегающие к ним территории, площадь его не изменилась, кадастровая стоимость единого земельного участка прежняя - 106336335,20 руб. Кроме того, кадастровый паспорт земельного участка по состоянию на 06.10.2008г. отношения к спорным налоговому и отчетному периодам не имеет.
В силу ст.396 НК РФ кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года, следовательно, налоговая база определяется на конкретную дату, 01 января календарного года.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 14.03.2006г. N 6-192 Обществу передан в собственность земельный участок, относящийся к землям поселений, общей площадью 10118 м2 с кадастровым номером 66:41:0603018:0016, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 34-б. На указанном земельном участке находятся здания гостиницы и боулинга, а также административно-бытовой корпус (л.д.16, 18).
Общество исчислило налог за указанный земельный участок с применением налоговых ставок 0,6 %, 1,2 %, 1,5 % исходя из назначения расположенных на нем объектов недвижимости, при этом площади участков были определены пропорционально площадям зданий.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 20.11.2007 N 41-02/07-38467 Обществу принадлежит земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий вид разрешенного использования (назначения) "под здания боулинг - центра" (л.д.21).
Таким образом, данными кадастрового учета подтверждается отнесение спорного земельного участка к категории земель поселений, и данное обстоятельство не является спорным для сторон по настоящему делу. Вид разрешенного использования по данным кадастрового учета - "под здания боулинг - центра" указывает на то, что земельный участок был предоставлен для целей размещения на нем именно указанного объекта.
Учитывая, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, спорный земельный участок с учетом разрешенного использования и категории земель в 2007 году следовало облагать налогом по ставке 1,5%.
Поскольку объектом налогообложения является единый земельный участок, кадастровая стоимость которого в установленном порядке определена, следовательно, предложенный налогоплательщиком расчет земельного налога является неверным.
Инспекцией правомерно исчислен налог по ставке 1,5% от кадастровой стоимости участка, установленной для земельных участков, отнесенных к категории земель поселений, занятых досугово-развлекательными и игорными заведениями, боулингами. Оспариваемое решение налогового органа в части доначисления земельного налога и соответствующих пени, а также уменьшения исчисленной налогоплательщиком суммы налога, соответствует налоговому законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 октября 2008 года по делу N А60-19717/2008 отменить в части, в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Луна" требований в части признания недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга N 1972 от 26.06.2008г. о доначислении земельного налога за 3 месяца 2007 г. в сумме 398 761 руб., пени в сумме 54 963 руб. 28 коп., уменьшении земельного налога на 332 208 руб. - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Луна" в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19717/08
Истец: ООО "Луна"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга