г. Пермь
17 июля 2009 г. |
Дело N А60-10596/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нилоговой Т.С.,
судей Риб Л.Х.,
Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога"): Баскова И.И., доверенность от 12.11.2008 г., паспорт,
от заинтересованного лица (Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области): Крашенинников С.С., доверенность от 11.09.2008 г., удостоверение,
от третьего лица (ООО "Урал-МИГ"): Судаков А.А., доверенность от 08.12.2008 г., паспорт,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в заседании суда апелляционные жалобы - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (заинтересованное лицо) и Общества с ограниченной ответственностью "Урал-МИГ" (третье лицо)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 4 мая 2009 года
по делу N А60-10596/2009,
принятое судьей Морозовой Г.В.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Урал-МИГ"
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения от 29.04.2008 г. N 53 и предписания от 29.04.2008 г. N 53, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, УФАС).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2008 г. (резолютивная часть решения объявлена 03.09.2008 г.) заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными п.п. 1, 2, 3 резолютивной части и соответствующие положения мотивировочной части оспариваемого решения, предписание Управления полностью. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д. л.д. 67-75 т.3).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2008 г. N 17АП-8162/2008 (резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2008 г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения (л.д. 153-162 т.3).
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2009 г. N Ф09-428/09 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 39-44 т.4).
При отмене судебных актов кассационный суд пришел к выводу о том, что судами не выяснялась причина введения ограничения количества вагонов (25 полувагонов) именно в сутки, тогда как из приведенного п.8 договора от 29.12.2006 г. N 1/121-А следует, что ограничивается лишь одновременная подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования (не более 22 вагонов). Суд кассационной инстанции также указал на отсутствие возможности установить, носили ли указанные ограничения, введенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Урал-МИГ" (далее - Общество "Урал-МИГ", ООО "Урал-МИГ"), дискриминационный характер, без установления того, были ли введены такие ограничения в отношении иных грузополучателей на станции Осенцы.
Указанные обстоятельства явились основанием для направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.05.2009 г. (резолютивная часть решения объявлена 27.04.2009 г.) заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными п.п. 1, 2, 3 резолютивной части и соответствующие положения мотивировочной части оспариваемого решения, предписание Управления полностью. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано, т.е. судом принято аналогичное решение, как и при рассмотрении дела в первый раз.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, антимонопольный орган и третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, принять новый об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению Управления, суд, давая оценку доказательствам, представленным сторонами, не исследовал протокол от 21.09.2007 г., отразивший результаты оперативного совещания по вопросу об обращении Общества "Урал-МИГ" о запрещении погрузки (отгрузки) дорожно-кольцевых маршрутов в его адрес. Также считает, что суд не дал оценки такому обстоятельству, как ограничение отгрузки полувагонов в сутки, с учетом того, что пути имеют физические ограничения по вместимости вагонов единовременно.
Общество "Урал-МИГ" в обоснование своей жалобы приводит доводы относительно доказанности в действиях ОАО "РЖД" факта создания дискриминационных условий, поскольку у него не имелось законных, экономически и технологически обоснованных оснований для отказа Обществу "Урал-МИГ" в погрузке дорожно-кольцевыми маршрутами и вводе ограничений погрузки групповыми отправлениями в количестве 25 вагонов.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы ОАО "РЖД" просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать. Считает, что апелляторы в своих жалобах не учитывают полное отсутствие технических и технологических возможностей Общества "Урал-МИГ" в принятии маршрутных отправок из 66 вагонов на свой путь необщего пользования. Также ссылается на недоказанность выводов антимонопольного органа о дискриминационном характере действий ОАО "РЖД".
В судебном заседании представители заинтересованного лица, третьего лица и заявителя доводы своих апелляционных жалоб и возражений на них, соответственно, поддержали в полном объеме.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований относительно признания незаконным п.4 оспариваемого решения участвующими в деле лицами не оспаривается, поэтому не исследуется судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в оспариваемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей лиц, участвующих деле, изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права и обсудив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган обратилось Общество "Урал-МИГ" с жалобой о нарушении со стороны ОАО "РЖД" антимонопольного законодательства, выразившегося в периодическом прекращении или ограничении на основании распорядительных документов должностных лиц железной дороги перевозки щебня на железнодорожную станцию Осенцы Свердловской железной дороги.
По данному факту Управлением в отношении заявителя возбуждено дело N 53 по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон).
По результатам рассмотрения дела УФАС принято решение от 29.04.2008 г. N 53, которым признан факт нарушения ОАО "РЖД" п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции путем создания для Общества "Урал-МИГ" дискриминационных условий получения товара от своих контрагентов, при которых этот хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с ОАО "Пермскагропромхимия", а также путем ущемления интересов хозяйствующих субъектов - участников рынка железнодорожных перевозок, ограничения конкуренции на рынках, участниками которых являются контрагенты Свердловской железной дороги (л.д.12-135 т.1).
В отношении Общества выдано предписание от 29.04.2008 г. N 53, в соответствии с которым заявителю предписано в срок до 25.05.2008 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем отмены приказа заместителя начальника Свердловской железной дороги Фомина от 15.09.2007 г. НР СТР/38 (со ссылкой на приказ НР СТР/8 от 03.09.2007 г.) в той его части, которая устанавливает на станции Осенцы отгрузку в адрес Общества "Урал-МИГ" группами не более 25 полувагонов, а также недопущения иных действий, направленных на создание дискриминационных условий деятельности Общества "Урал-МИГ" в части ограничения погрузки и перевозки адресованных ему грузов (л.д.136-137 т.1).
Полагая, что данные решение и предписание вынесены незаконно, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При первом рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о несоответствии оспариваемых ненормативных правовых актов УФАС действующему законодательству в связи с недоказанностью Управлением в действиях заявителя нарушения п.8 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, суд кассационной инстанции указал судам на необходимость исследования вопроса о причине ограничения (25 полувагонов) именно в сутки, а также выяснения вопроса о том, носили ли ограничения, введенные в отношении Общества "Урал-МИГ", дискриминационный характер, с учетом того, были ли введены такие ограничения в отношении иных грузополучателей на станции Осенцы.
В силу абз. 2 подп. 15 п. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Руководствуясь вышеназванной нормой, суд первой инстанции при новом рассмотрении дела, исполняя указания, изложенные в постановлении суда кассационной инстанции, исследовал соответствующие вопросы, на неисследованность которых было указано кассационным судом.
Рассматривая вновь настоящий спор с учетом указаний суда кассационной инстанции и имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности создания для Общества "Урал-МИГ" дискриминационных условий, недоказанности в действиях ОАО "РЖД" нарушения требований антимонопольного законодательства, недоказанности Управлением законности принятых им решения и предписания.
Апелляционный суд считает, что выводы суда являются правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Таким образом, основанием для признания действий заявителя как не соответствующими указанной норме права является установление факта создания своему контрагенту (Обществу "Урал-МИГ") дискриминационных условий для перевозки.
Спор по вопросу занятия заявителем доминирующего положения на соответствующем рынке услуг между сторонами отсутствует, заявитель является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.
Основанием для выводов Управления о нарушении заявителем антимонопольного законодательства явились следующие обстоятельства.
30.08.2007 г. заместителем начальника Свердловской железной дороги по движению Сайбаталовым Р.Ф. издан приказ о запрещении погрузки дорожно-кольцевых маршрутов в адрес Общества "Урал-МИГ" (телеграмма - л.д.80 т.2). В качестве оснований указано на невыполнение этим обществом технических условий по строительству подъездного пути на ст.Осенцы и увеличение времени простоя выгонов, прибывающих под выгрузку.
15.09.2007 г. приказом первого заместителя начальника дороги Фомина В.К. погрузка в адрес общества "Урал-МИГ" ограничена группой 25-ти полувагонов в сутки с каждого отделения (телеграмма - л.д.79 т.2).
При этом, ограничительные меры, выразившиеся в значительном сокращении количества поданных под погрузку вагонов и принятые в отношении Общества "Урал-МИГ", не применялись в отношении его конкурента (ОАО "Пермскагропромхимия"), также имеющего подъездные пути, примыкающие к станции Осенцы, получающего в свой адрес такой товар (щебень) и осуществляющего свою деятельность на том же рынке в Пермском крае - строительство дорог.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав все представленные доказательства в порядке ст.71 АПК РФ в их совокупности, считает, у ОАО "РЖД" имелись законные, экономически и технологически обоснованные основания для введения в отношении Общества "Урал-МИГ" оспариваемых антимонопольным органом ограничений по погрузке, поскольку само Общество не имело возможность обеспечить получение в свой адрес дорожно-кольцевых маршрутов и групповые отправки в количестве 66 вагонов (полувагонов). Действия заявителя не были направлены на создание дискриминационных условий для Общества "Урал-МИГ" по сравнению с его конкурентом. При этом, перевозчик не отказывал Обществу "Урал-МИГ" в перевозке его грузов, а только упорядочил порядок отгрузки на станции Осенцы в соответствии с условиями договора между ОАО "РЖД" и Обществом Урал-МИГ" по эксплуатации путей необщего пользования.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, усматривается, что на станции Осенцы имеются пути необщего пользования, которые принадлежат Обществу "Урал-МИГ" и на которых осуществляется погрузка/выгрузка грузов, прибывающих в адрес общества (л.д.95 т.1).
Характеристика и технические возможности, а также порядок обслуживания и организация движения на железнодорожном пути необщего пользования указаны в Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО "Урал-МИГ", примыкающего к станции Осенцы Свердловской железной дороги (л.д.85-94 т.1). Требования данной Инструкции являются обязательными для всех лиц.
Отношения по вопросу порядка эксплуатации путей необщего пользования урегулированы между ОАО "РЖД" и Обществом "Урал-МИГ" договором от 29.12.2006 г. N 1/121-А (л.д.18-19 т.1).
Согласно данному договору общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, составляет не более 22 вагонов (п.8 договора).
Путь необщего пользования общества "Урал-МИГ" имеет один выгрузочный путь и одну разгрузочную эстакаду (вместимость 11 вагонов), два выставочных пути (вместимость по 14 вагонов) и один вытяжной путь (вместимость 14 вагонов); развернутость пути необщего пользования составляет 1 090,4 м.
В 2007 году на станцию Осенцы в адрес Общества "Урал-МИГ" поступали отправительские маршруты, в том числе и в количестве 66 вагонов.
Поскольку пути необщего пользования Общества "Урал-МИГ" не предусматривают техническую возможность на принятие таких отправительских маршрутов в апреле 2007 г. ОАО "РЖД" были выданы технические условия на модернизацию путей необщего пользования (л.д.49 т.2). Вопрос о модернизации путей примыкания Общества "Урал-МИГ" поднимался еще в 2005 году (л.д.50 т.1, л.д.27 т.3).
В 2007 году по сравнению с 2006 годом объем выгрузки строительных грузов по Обществу "Урал-МИГ" вырос на 167% (л.д.49 т.3).
Антимонопольный орган полагает, что поскольку как до введения ограничений так и после введения ограничений, технические возможности путей необщего пользования Общества "Урал-МИГ" не изменились, при том, что до введения ограничений ОАО "РЖД" разрешало обществу принимать отправительские маршруты количеством 66 вагонов и осуществлять отгрузку дорожно-кольцевыми маршрутами, то оснований для введения спорных ограничений у ОАО "РЖД" не имелось. Кроме того, Управление дополнительно ссылается на данные ОАО "РЖД", приведенные им в отзыве на жалобу, о количестве вагонов, прибывших в адрес Общества "Урал-МИГ" в 2007 году.
Антимонопольный орган ссылается также на произведенный Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) расчет вместимости путей необщего пользования Общества "Урал-МИГ", согласно которому их вместимость составляет 64 вагона (л.д.109-111 т.2).
В связи с указанным, Управление полагает, что ограничения в отношении Общества "Урал-МИГ" и продолжение отгрузки дорожно-кольцевыми маршрутами в адрес ОАО "Пермскагропромхимия" свидетельствуют о создании заявителем дискриминационных условий для одного хозяйствующего субъекта по сравнению с другим хозяйствующим субъектом.
Вместе с тем, Управлением не учтено, что железнодорожные пути необщего пользования другого хозяйствующего субъекта по своим технологическим возможностям и техническим характеристикам являются значительно лучшими и позволяют принять на свои пути после перевозки значительно большее количество вагонов, не занимая пути общего пользования станции (л.д. 96-97, 138-146 т.1).
Об этом же свидетельствует и расчет Росжелдора, согласно которому полезная длина путей другого хозяйствующего субъекта ОАО "Пермскагропромхимия" составляет 1 322 м (у Ообщества "Урал-МИГ" тот же показатель 938,5 м) и общая вместимость путей составляет 92 вагона (л.д.106-108 т.2).
Материалами дела подтверждается и Обществом "Урал-МИГ" не отрицается, что в 2007 году у общества увеличилось количество простоев, в связи с чем, на общество налагались штрафные санкции (л.д.98-109 т.1).
Таким образом, апелляционный суд признает справедливыми доводы ОАО "РЖД" о том, что у него имелись основания для введения спорных ограничений в отношении Общества "Урал-МИГ", поскольку само общество не могло обеспечить одновременный прием в свой адрес маршрут или грузовую отправку в количестве 66 вагонов, и что такие ограничения были направлены не на создание дискриминационных условий, а на вынужденное приведение сложившихся отношений в соответствие с договорными.
Суд апелляционный инстанции также отмечает, что доказательства того, что договор от 29.12.2006 г. N 1/121-А на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Урал-МИГ" содержит какие-либо дискриминационные либо невыгодные для Общества "Урал-МИГ" условия, материалы дела не содержат.
Ссылки Управления и третьего лица на совещание от 21.09.2007 г. (протокол - л.д.45-48 т.2), апелляционным судом не могут быть приняты во внимание.
На данном совещании обсуждались проблемы работы станции, отмечались особенности примыкания путей необщего пользования Общества "Урал-МИГ", недостаточность парка локомотивов, а также вырабатывались способы решения возникшей проблемы. При этом, из протокола совещания не следует, что простои вагонов, прибывшие в адрес Общества "Урал-МИГ", всегда или преимущественно были обусловлены несвоевременной уборкой вагонов с фронта выгрузки маневровым локомотивом перевозчика. Совместным решением Обществу "Урал-МИГ" было рекомендовано оптимизировать работу с прибывающими в его адрес маршрутами на путях необщего пользования, а именно, увеличить длину пути необщего пользования для обеспечения возможности приема маршрута, рассмотреть вопрос о возможности приобретения (аренды) локомотива.
При этом, доказательства того, что штрафные санкции за простои вагонов на Общество "Урал-МИГ" налагались безосновательно, материалы дела не содержат и в нарушение ст.65 АПК РФ ни Управлением, ни третьим лицом не представлены.
Не принимается судом и ссылка Управления на данные ОАО "РЖД", приведенные им в отзыве на жалобу, о количестве вагонов, прибывших в адрес Общества "Урал-МИГ" в 2007 году.
Согласно указанным ОАО "РЖД" данным в адрес Общества "Урал-МИГ" действительно поступало до 97 вагонов в день. Однако Управлением не учтено, данные о количестве вагонов фактически являются сводными по дню, поскольку вагоны с грузов приходили по различным железнодорожным накладным. Следовательно, имело место поступление в адрес Общества "Урал-МИГ" нескольких групповых отправок в течение одного дня, но не одновременное поступление соответствующего количества вагонов.
Суждения антимонопольного органа и Общества "Урал-МИГ" о том, что железная дорога не терпит каких-либо убытков, а также нарушений прав и интересов, поскольку за сверхнормативные простои общество уплачивает штрафы, судом признаются несостоятельными и подлежат отклонению.
Доказательства того, что ОАО "РЖД" выгоднее принимать штрафы, чем обеспечивать ритмичную и бесперебойную работу станции Осенцы, а также использовать станционные пути общего пользования в соответствии с их предназначением и в интересах всех грузополучателей, имеющих примыкания к этой станции, материалы дела не содержат и в нарушение ст.65 АПК РФ ни антимонопольным органом, ни Обществом "Урал-МИГ" не представлены, в том числе при повторном рассмотрении дела.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "РЖД" вынуждено было прекращать отгрузку в целом на станцию Осенцы в связи с загруженностью путей и скоплением вагонов (л.д.92 т.2).
Апелляционный суд считает, что обеспечение бесперебойного функционирования железнодорожной станции является приоритетным. Доказательства того, что в срыве работы станции Осенцы виновато само ОАО "РЖД" в связи с ненадлежащей работой по формированию поездов, отсутствием необходимого количества локомотивов и т.д., Управлением и Обществом "Урал-МИГ" также не представлены.
Доводы апелляторов о том, что Общество "Урал-МИГ" терпит убытки в связи с тем, что не может воспользоваться 10% скидкой при перевозке щебня маршрутными отправками, поскольку групповая отправка дороже маршрутной, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции считает, что при отсутствии у Общества "Урал-МИГ" технической возможности принять в свой адрес маршрутное отправление в количестве 66 вагонов намерение получить 10% скидку на перевозку дорожно-кольцевым маршрутом является предпринимательским риском (расчетом, выгодой). Вместе с тем, рассчитывать свои финансовые результаты, а соответственно, и убытки следует из тех тарифов и расходов, которые Общество "Урал-МИГ" должно понести в ходе своей производственной деятельности в условиях имеющейся пропускной способности своих путей необщего пользования. Следовательно, является необоснованным утверждение о наличии убытков, возникших с недополучением льготы (10% скидки), условия получения которой не обеспечиваются самим обществом.
Ссылки апелляторов на то, что договором на транспортно-экспедиционное обслуживание от 01.01.2007 г. предусмотрена отправка дорожно-кольцевыми маршрутами (л.д.64-67, 68 т.1), является несостоятельной.
Во-первых данный договор регулирует совсем иные отношения (организация перевозки), нежели рассматривались антимонопольным органом (эксплуатация путей необщего пользования). Во-вторых, приложение N 1, на которое ссылаются апелляторы, определяет порядок отправки груза только от ООО "Ванадий", который антимонопольному органу сообщил об отсутствии неисполненных перевозчиком заявок (л.д.76 т.1).
Довод Управления о том, что спорные ограничения не коснулись других пользователей услуг железнодорожного транспорта, кроме ОАО "Пермскагропрохимия", ОАО "Пермское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" и ОГУП "Пермавтодор", судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный и подтвержденный соответствующими доказательствами.
Апелляционный суд не имеет возможность проверить обоснованность данного утверждения антимонопольного органа с точки зрения создания для Общества "Урал-МИГ" дискриминационных условий по сравнению с указанными двумя хозяйствующими субъектами. Управлением не представлены договоры ОАО "РЖД" с указанными лицами на эксплуатацию путей необщего пользования, не представлены технические данные путей необщего пользования ОАО "Пермское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" и ОГУП "Пермавтодор", не представлены сведения о том, что в адрес этих лиц ранее регулярно поступали и продолжают поступать дорожно-кольцевые маршруты. Соответствующие вопросы Управлением в ходе рассмотрения антимонопольного дела не исследовались.
Суд первой инстанции совершенно справедливо указал на то, что именно Управлением сделан вывод о нарушении ОАО "РЖД" требований антимонопольного законодательства и создании дискриминационных условий на основании и в сравнении только с одним хозяйствующим субъектом - ОАО "Пермскагропрохимия".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу императивных требований ч.3 ст.189 и ч.5 ст.200 АПК РФ именно антимонопольный орган должен доказать законность принятых им ненормативных правовых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия. Судебная проверка законности принятых ненормативных правовых актов органа государственной власти находится в границах проверки обоснованности и законности таких актов с учетом тех обстоятельств, которые были установлены и исследованы органом государственной власти при принятии оспариваемых актов.
При проверке законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и, правильно применив положения ст.ст.785, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.13, 29, 55, 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст.16 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п.3.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 (зарегистрирован в Минюсте России), Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 29.03.1999 г. N 10Ц (зарегистрирован в Минюсте России), а также Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26.05.2000 г. N ЦРБ-756, пришел к обоснованным выводам о том, что решение и предписание УФАС не соответствуют нормам действующего законодательства.
Что касается вопроса о введении спорных ограничений в сутки.
Как следует из буквального содержания телеграммы от 15.09.2007 г., то ограничение в сутки не было ограничено именно 25-ю полувагонами, поскольку в тексте телеграммы имеется указание на ограничение количества вагонов в группе с каждого отделения.
Представитель ОАО "РЖД" в суде апелляционной инстанции пояснил, что в адрес Общества "Урал-МИГ" приходили грузовые отправления как минимум с двух отделений железной дороги.
Следовательно, исходя из смысла данной телеграммы, в ней идет речь об ограничении количества вагонов при одновременной подаче их в адрес Общества "Урал-МИГ". Иное ни Управлением, ни третьим лицом не доказано.
Более того, как усматривается из позиции всех участников дела и сути оспариваемого решения УФАС, в ходе рассмотрения антимонопольного дела и при анализе спорного ограничения по количеству вагонов Управление и все участники антимонопольного дела исходили из того, что речь идет об ограничении подачи количества вагонов под погрузку/выгрузку в адрес Общества "Урал-МИГ" именно при одновременной подаче вагонов на пути необщего пользования после завершения перевозки грузов.
Поскольку в рамках настоящего спора признается недоказанным факт нарушения ОАО "РЖД" п.8 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, то вынесенное на основании оспариваемого решения предписание также не может быть признано правомерным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Принимая во внимание факт уплаты третьим лицом госпошлины за первоначальное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, госпошлина, уплаченная им при повторной подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату, как излишне уплаченная на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 мая 2009 года по делу N А60-10596/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области и Общества с ограниченной ответственностью "Урал-МИГ" - без удовлетворения.
Возвратить Судакову Андрею Анатольевичу из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 03.06.2009 г. государственную пошлину по апелляционной жалобе за Общество с ограниченной ответственностью "Урал-МИГ" в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.С. Нилогова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10596/2008-С9
Истец: Свердловская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" , ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: ООО "Урал-МИГ" г. Екатеринбург, ООО "Урал-МИГ"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-428/09-С1
17.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8162/08
17.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-428/09-С1
13.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8162/08