Что суд грядущий вам готовит
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 13885/04 подтвердил право налоговых органов подавать в арбитражные суды иски о признании недействительными сделок, заключенных налогоплательщиками.
Долгое время вопрос о наличии у налоговых органов полномочий по обращению в суд с исками о признании недействительными сделок, заключенных налогоплательщиками, ставился под сомнение по следующим причинам. Если обратиться к действующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации, определяющим компетенцию налоговых органов, то можно увидеть, что подобные полномочия в них прямо не указаны (см. ст. 31). Однако в первоначальной редакции п. 1 ст. 31 НК РФ содержалось положение о том, что налоговые органы вправе направлять требования о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ. В дальнейшем данная норма была исключена из текста ст. 31 НК РФ Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ).
В то же время право обращаться в суд с подобного рода исками упоминается в действующей редакции п.11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-I). Отметим, что некоторое время назад в Конституционном Суде Российской Федерации рассматривалась жалоба налогоплательщика, ставившего под вопрос соответствие указанной нормы Закона N 943-I действующей Конституции Российской Федерации. Однако КС РФ Определением от 8 июня 2004 г. N 226-О отказал в принятии жалобы, сославшись на неподведомственность поставленных в ней вопросов КС РФ.
Иски налоговых органов о признании недействительными сделок, заключенных налогоплательщиками, не раз рассматривались арбитражными судами на уровне федеральных округов, и не раз решения принимались в пользу налогоплательщиков, хотя аргументация судов была различна.
В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27 января 2005 г. по делу N А56-13804/04 указывал, что налоговые органы в соответствии с НК РФ наделены правом заявлять в арбитражные суды только те иски, предъявление которых согласно подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ отнесено к компетенции этих органов. Названная норма не предоставляет налоговому органу права предъявлять иски о признании сделки, заключенной коммерческими организациями, недействительной. В этом случае довод инспекции о том, что такое право предоставлено налоговым органам п. 11 ст. 7 Закона N 943-I и ст. 31 НК РФ в редакции 1999 г., суд отклонил по следующим основаниям: согласно ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, который содержится в ст. 2 данного Закона, действуют в части, не противоречащей НК РФ. В соответствии с п. 25 Закона N 154-ФЗ ст. 31 НК РФ была изложена в новой редакции, не содержащей прямого указания на то, что налоговым органам предоставлено право предъявлять иски о признании сделок недействительными.
В другом решении - Постановлении ФАС Московского округа от 19 февраля 2004 г. по делу N КГ-А40/486-04 - содержался вывод о том, что налоговые органы не вправе предъявлять иски о признании недействительными любых сделок. По мнению этого суда, из нормы п. 11 ст. 7 Закона N 943-I следует, что предъявлять иски о признании сделки недействительной налоговые органы могут, только если она была совершена с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ).
Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 13885/04 занял по данному вопросу противоположную позицию: фактически речь идет о том, что Президиум ВАС РФ не усматривает какой-либо коллизии между нормами НК РФ и п. 11 ст. 7 Закона N 943-I. Иными словами, из принятого Постановления следует, что нормы указанных актов, определяющие компетенцию налоговых органов, взаимно дополняют друг друга. Свою позицию Президиум ВАС РФ обосновал следующим образом.
Исходя из положения ч. 1 ст. 53 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. Законом N 943-I налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всех полученных ценностей по таким сделкам (абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона N 943-I). Данный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие НК РФ и действует, о чем свидетельствуют многочисленные изменения его редакций в период с 1999-го по 2004 г. Закон N 943-I закрепляет общие полномочия налоговых органов, необходимые для выполнения возложенных на них различных контрольных функций, в том числе в сфере налоговых правоотношений при проведении контроля за полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов.
Отсутствие аналогичной нормы в части первой НК РФ не лишает налоговые органы прав, предоставленных Законом N 943-I, который регламентирует их деятельность как государственных органов. При этом необходимо учитывать, что полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться в той мере, в которой это необходимо для выполнения возложенных на них задач.
Кроме того, Президиум ВАС РФ сослался и на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 г. N 138-О, где указано, что, если в бюджет не поступили соответствующие средства, для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено Законом N 943-I.
В итоге после принятия подобного решения нижестоящие арбитражные суды при рассмотрении исков налоговых органов о признании сделок налогоплательщиков недействительными будут исходить из позиции, выраженной Президиумом ВАС РФ, а налогоплательщики не смогут больше оспаривать право налоговых органов на подачу подобных исков. Следовательно, и организации, и предприниматели должны будут внимательнее относиться к оформлению договоров с контрагентами и тщательно анализировать заключаемые сделки на предмет соответствия действующему гражданскому и налоговому законодательству.
А.С. Лапшин,
ведущий эксперт
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 12, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru