Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2011 г. N 10АП-454/2011
г. Москва
25 марта 2011 г. |
Дело N А41-28343/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей, Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Славинской А.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Саенко А.Н., доверенность от 03.08.2010г. N 1616;
от ответчика: не явился, извещён,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Страховая компания "Прогресс-Гарант" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2010 года по делу N А41-28343/10, принятое судьёй Кузнецовой О.Н., по иску ОАО "СК "Прогресс-Гарант" к ООО "Автологистика-транс" о взыскании 15.046 руб. 77 коп. ущерба,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Страховая компания "Прогресс-Гарант" (далее - истец, ОАО "СК "Прогресс-Гарант") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автологистика-транс" (далее - ответчик, ООО "Автологистика-транс") о взыскании 15.046 руб. 77 коп. ущерба в порядке суброгации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2010 года по делу N А41-28343/10 в удовлетворении исковых требований ОАО "СК "Прогресс-Гарант" отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что перевозка груза осуществлялась в рамках договора международной перевозки груза, отношения по которой регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Из представленных истцом доказательств невозможно достоверно установить характер повреждений автомобиля, причины их возникновения. Истцом не представлены доказательства того, что повреждения (порча) груза могли быть следствием перевозки груза на открытом автотранспорте.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований общества в сумме 15.046 руб. 77 коп., а также взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате госпошлины, полагая, что КДПГ, на которую ссылается суд в решении, не применима к рассматриваемому спору.
Истец в апелляционной жалобе указал, что повреждение на переднем правом крыле автомобиля возникло в период перевозки груза ответчиком. Повреждение не могло возникнуть вследствие перевозки на открытом автовозе. Повреждение, зафиксированное в акте об ущербе и повреждениях транспортного средства N 000721 (л.д. 23), не было выявлено водителем ответчика при принятии автомобиля к перевозке. Суд первой инстанции в недостаточной степени исследовал причинно-следственную связь между действиями ответчика и характером повреждений.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскания денежных средства в сумме 15.046 руб. 77 коп. в порядке суброгации не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Материалами дела установлено: между ООО "Порше Руссланд" (заказчик) и ООО "Автологистика-транс" (подрядчик) был заключен договор о транспортно-экспедиционной деятельности N PRU/ZI-0207 от 27.09.2007 г. (л.д. 67-81), в соответствии с п. 1 которого ответчик обязался организовать перевозку груза, а также оказать прочие связанные с этим услуги, включая, но не ограничиваясь этим, получение грузов на складах, погрузку автомобилей на транспортные средства, крепление автомобилей на автовозах, доставку грузов до дилеров, разгрузку автомобилей с автовозов под собственную ответственность подрядчиков.
Согласно товарно-транспортной накладной от 22.09.2009 г. N 213364 (л.д. 22) ответчик принял на себя обязательство перевозки груза (автомобиль Porsche Panamera Turbo - WP0ZZZ97ZAL080561) по маршруту: Московская область, Солнечногорский район, п. Пикино, ул. Транспортная, уч. 1, стр. 1 - г. Москва, ул. Абрамцевская, вл. 30, ст. 1 - грузополучатель ЗАО "Спорткар-Центр".
Доставку груза до места нахождения грузополучателя - ЗАО "Спорткар-Центр" осуществлял водитель ответчика Матюшов Иван Константинович (Mercedes Benz Актрос 1836 LNRA (P) г/н Т 072 КА 150), что подтверждается товарно-транспортной накладной от 22.09.2009 г. N 213364 (л.д. 22).
При получении представителем грузополучателя - ЗАО "Спорткар-Центр" автомобиля в месте разгрузки 23.09.2009 г. обнаружено его повреждение в виде царапин на стекле передней левой двери, о чем представителем ЗАО "Спорткар-Центр" и водителем ООО "Автологистика-транс" сделана отметка в товарно-транспортной накладной от 22.09.2009 г. N 213364 (л.д. 22) и составлен акт об ущербе и повреждениях транспортного средства N 000721 (л.д. 23), который был также подписан водителем ответчика - Матюшовым И.К. без замечаний.
Размер ущерба, причиненного собственнику груза (автомобиль Porsche Panamera Turbo - WP0ZZZ97ZAL080561) составляет 15.046 руб. 77 коп., что подтверждается счетом N 9216 от 09.10.2009 г. (л.д. 33).
Автомобиль застрахован в ОАО "Страховая компания "Прогресс-Гарант" в соответствии с Генеральным полисом N 0221-0107/019000 от 01 сентября 2008 г., согласно п. 6 которого страхователем по Генеральному полису покрываются перевозки грузов по следующим маршрутам: п. Ханко (Финляндия) - г. Санкт-Петербург (Россия); п. Ханко (Финляндия) - пункты назначения в г. Москва или Московской области (Россия); пункты отправления в г. Москва или Московской области (Россия) - города на территории Российской Федерации; перевозки по Москве и Московской области (л.д. 7-10).
Оценка повреждений транспортного средства производилась сюрвейером - ЗАО "Малакут Ассистанс" в соответствии с условиями Генерального полиса N 0221-0107/019000 от 01 сентября 2008 г. (п. 10 полиса).
В связи с наступлением страхового случая страховщик (истец) выплатил выгодоприобретателю (ЗАО "Спорткар-Центр") страховое возмещение в сумме 15.046 руб. 77 коп., что подтверждается платежным поручением от 10.11.2009 N 824 (л.д. 34).
Истец 30.11.2009г. направил в адрес ООО "Автологистика-транс" претензию с предложением добровольно возместить причиненный ущерб (л.д. 25-27). Ответчик отказал истцу в возмещении указанного ущерба.
Не согласившись с отказом ответчика, истец обратился в суд первой инстанции с иском к ответчику о взыскании 15.046 руб. 77 коп. страхового возмещения.
В соответствии с п. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ) перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Согласно акту об ущербе и повреждениях транспортного средства N 000721 (л.д. 23), который 23.09.2009 г. был также подписан водителем ответчика - Матюшовым И.К., осуществлявшим перевозку указанного автомобиля, повреждения в виде царапин на стекле передней левой двери не были зафиксированы Матюшовым И.К. на этапе приемки автомобиля с коммерческого склада.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что указанные повреждения возникли в период перевозки автомобиля водителем ответчика. Кроме того, характер повреждений на стекле передней левой двери (царапины), зафиксированных в акте об ущербе и повреждениях транспортного средства N 000721 (л.д. 23), свидетельствует, что они не могли возникнуть вследствие перевозки на открытом автовозе. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно товарно-транспортной накладной от 22.09.2009 г. N 213364 (л.д. 22) перевозка автомобиля осуществлялась по территории Российской Федерации, и, следовательно, к данной перевозке должны применяться положения российского законодательства.
Суду не представлено доказательств оформления на указанный груз - автомобиль Porsche Panamera Turbo (WP0ZZZ97ZAL080561) в отношении перевозки по маршруту: Московская область, Солнечногорский район, п. Пикино, склад - Москва, ЗАО "Спорткар-Центр", грузовой накладной в международной автомобильной перевозке в соответствии с условиями Конвенции о международной дорожной перевозке грузов. Также суду не представлены сведения о прохождении таможенного оформления груза - автомобиля Porsche Panamera Turbo (WP0ZZZ97ZAL080561) при осуществлении перевозки в соответствии с условиями товарно-транспортной накладной от 22.09.2009 г. N 213364 (л.д. 22).
Таким образом, применение судом первой инстанции положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов в рассматриваемом случае неправомерно.
В соответствии с CMR N 023421 отношения по международной перевозке груза закончились 15 сентября 2009 года. Груз помещён на склад "Пикино" ООО "Автологистика", о чём имеется отметка в международной товарно-транспортной накладной.
Согласно п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Такой же принцип ответственности перевозчика закреплен ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Следовательно, вина перевозчика предполагается, бремя доказывания ее отсутствия возлагается на перевозчика.
Факт наличия повреждений груза подтверждается в товарно-транспортной накладной от 22.09.2009 г. N 213364 (л.д. 22) и актом об ущербе и повреждениях транспортного средства N 000721 (л.д. 23).
В соответствии со ст. 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозчик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 34 данного устава, если неисполнение им своих обязательств произошло вследствие: непреодолимой силы; временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика причинам; иных не зависящих от перевозчика причин.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что повреждение автомобиля Porsche Panamera Turbo (WP0ZZZ97ZAL080561) имело место вследствие обстоятельств, указанных в ст. 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Суду не представлено доказательств, что повреждения груза - автомобиля Porsche Panamera Turbo (WP0ZZZ97ZAL080561), не могли быть предотвращены или устранены перевозчиком - ООО "Автологистика-транс" по не зависящим от него причинам.
Перевозчик - ООО "Автологистика-транс" отвечает перед грузоотправителем за повреждения, причиненные грузу - Porsche Panamera Turbo (WP0ZZZ97ZAL080561) при перевозке на основе товарно-транспортной накладной от 22.09.2009 г. N 213364 (л.д. 22).
Ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, позволяющие признать его невиновным в причиненных указанному автомобилю повреждениях.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельства дела с учетом оценки представленных документов, суд апелляционный инстанции пришел к выводу о том, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании денежных средств в порядке суброгации в сумме 15.046 руб. 77 коп. не соответствует установленным фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2010 г. подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ и п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 г. судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, уплаченная истцом государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2.000 руб. (платежное поручение от 20.07.2010 N 21936) и за подачу апелляционной жалобы в сумме 2.000 руб. (платежное поручение от 20.12.2010 г. N 40064) подлежит взысканию в его пользу непосредственно с ответчика как стороны по делу.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2010 г. по делу N А41-28343/10 отменить,
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Автологистика-транс" в пользу открытого акционерного общества "СК "Прогресс-Гарант" 15.046 руб. 77 коп. - ущерба и 4.000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и апелляционном суде.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5876/2008-Б5
Должник: МУП "Яйвинский жилищно-коммунальный сервис"
Заинтересованное лицо: Администрация Яйвинского городского поселения Пермского края
Иные лица: ФНС России (Межрайонная ИФНС России N 2 по Пермскому краю), Шляпин Лев Александрович
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6392/09