г. Пермь
03 декабря 2008 г. |
Дело N А60-17897/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.,
судей Богдановой Р.А., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Голомолзиной Н.И.,
при участии:
от заявителя Намятовой М. В.: не явились,извещена надлежаще
от заинтересованного лица ГУ УПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области: не явились,извещены надлежаще
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ГУ УПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 октября 2008 года
по делу N А60-17897/2008,
принятое судьей Плюсниной С.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Намятовой Маргариты Вильевны
к ГУ-УПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области
о признании недействительным решения государственного органа,
установил:
Индивидуальный предприниматель Намятова М.В. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области от 14.07.2008 N 645 о взыскании пеней за неуплату страховых взносов в сумме 2215,20 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неверным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заинтересованного лица срок давности для взыскания спорных сумм пеней не истек.
Предприниматель направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы не признает, ссылается на отсутствие у Управления права до 01.01.2006 на взыскание спорных пеней во внесудебном порядке.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, изведенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились, что в соответствие с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес предпринимателя заинтересованным лицом направлено требование N 1160 об уплате пеней в сумме 2215,20 руб., начисленных на недоимку по страховым взносам по состоянию на 01.02.2008 (л.д. 12).
Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для вынесения оспариваемого решения от 14.07.2008 N 645 о взыскании с заявителя недоимки (л.д. 13).
Полагая, что решение принято незаконно, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд поддержал доводы заявителя, требования удовлетворил.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из пояснений заинтересованного лица сумма пеней в размере 2 212,20 руб. начислена в связи с неуплатой заявителем фиксированного платежа в пенсионный фонд за расчетные периоды 2002-2003 годы, пени в сумме 3 рубля начислены за просрочку уплаты страховых взносов за 2005 год за период с 01.01.2006 по 25.01.2006.
Решение заинтересованного лица о взыскании пени в сумме 2 212,20 руб. за просрочку уплаты фиксированного платежа за расчетные периоды 2002-2003 годы суд апелляционной инстанции признает не соответствующим законодательству в силу следующего.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу ст. 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Статьей 2 Закона предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пеня является способом исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).
Таким образом, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате. Соответствующая позиция изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07.
Из материалов дела установлено и не оспаривается заинтересованным лицом, что пени начислены на задолженность по уплате страховых взносов виде фиксированного платежа, возникшей в 2002-2003гг., фиксированный платеж за указанные периоды заявителем не уплачивался, действий по взысканию самой задолженности во внесудебном или судебном порядке заинтересованным лицом не предпринимались.
При таких обстоятельствах в силу вышеизложенных положений закона оснований для взыскания указанных пеней не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона и судебной практики.
Оспариваемое решение заинтересованного лица в отношении пеней, начисленных за просрочку платежей за 2005 год, также не соответствует положениям законодательства.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона страхователи обязаны, в частности, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Статьями 23 и 24 Закона установлены порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, статьями 25 и 25.1 Закона процедура взыскания недоимки по страховым взносам и пени.
Пунктами 1, 5 ст. 25.1 Закона установлено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно п. 1, 2, 4 ст. 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В силу ст. 2 Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, согласно которому требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Из содержания п. 3 ст. 46 НК РФ следует, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Из приведенных норм следует, что при определении предельного срока вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика учитывается в совокупности трехмесячный срок, установленный ст. 70 НК РФ, указанный в требовании срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, а также предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневный срок. При этом указанные правила применяются также и при взыскании суммы пени.
Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Срок уплаты фиксированного платежа за 2005 год-31.12.2005 (ст.28 Закона N 167-ФЗ).
С учетом того, что взносы за 2005 год, на которые начислены пени, уплачены заявителем в полном объеме 25.01.2006 (л.д. 20), следовательно, срок для выставления требования об уплате пени в добровольном порядке должен исчисляться с указанной даты.
Соответственно, срок для взыскания пеней в порядке ст. 46 НК РФ оканчивается 05.07.2006. Между тем, решение N 645 о взыскании пеней принято заинтересованным лицом лишь 14.07.2008, то есть с нарушением сроков, установленных ст. 46, 70 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 08.10.2008 и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы следует отнести на заинтересованное лицо.
Поскольку заявителю апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, она подлежит взысканию с него по итогам рассмотрения дела.
Руководствуясь статей 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Сафонова |
Судьи |
О. Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17897/08
Истец: Ип Намятова Маргарита Вильевна
Ответчик: ГУ УПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8751/08