г. Пермь
07 августа 2009 г. |
Дело N А71-6399/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Богдановой Р.А., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пепеляевой И.С.,
при участии:
от заявителя (ООО "Нылгинский лен"): не явился,
от заинтересованных лиц (Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, Судебного пристава-исполнителя Увинского Межрайонного РОСП УФССП по Удмуртской Республике Битеревой А.А.): не явились,
от третьих лиц (Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики, Межрайонной ИФНС России N 6 по Удмуртской Республике): не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июня 2009 года
по делу N А71-6399/2009,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению ООО "Нылгинский лен"
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, Судебному приставу-исполнителю Увинского Межрайонного РОСП УФССП по Удмуртской Республике Битеревой А.А.,
третьи лица: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики, Межрайонная ИФНС России N 6 по Удмуртской Республике,
об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нылгинский лен", (далее- ООО "Нылгинский лен", заявитель, должник) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (далее - управление) об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Увинского Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Битеревой А.А. (далее - судебный пристав исполнитель) о взыскании исполнительского сбора от 13.04.2009 г. на 25 %, по исполнительному производству N 94/42/12748/6/2008 от 03.12.2008 г., определив размер исполнительского сбора в сумме 12.81 руб., по исполнительному производству N 94/42/5840/6/2009 от 27.02.2009 г., определив размер исполнительского сбора в сумме 3 662,06 руб. и по исполнительному производству N 94/42/5926/6/2009, определив размер исполнительского сбора в сумме 37,37 руб.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики, Межрайонная ИФНС России N 6 по Удмуртской Республике, в качестве заинтересованного лица - судебный пристав-исполнитель Увинского Межрайонного РОСП УФССП по Удмуртской Республике Битерева А.А. (л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июня 2009 года по делу N А71-6399/2009 уменьшен размер исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава -исполнителя Увинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по УР Битеревой А.А. о взыскании исполнительского сбора от 13.04.2009 г., вынесенным по исполнительному производству N94/42/12748/6/208 на одну четверть до 12 руб. 81 коп., по постановлению, вынесенному по исполнительному производству N94/42/5840/6/2009 на одну четверть до 3 662 руб. 05 коп. и по постановлению, вынесенному по исполнительному производству N94/42/5926/6/2009 на одну четверть до 37 руб. 36 коп.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Считает, что должник не обосновал наличия тяжелого материального положения и не предпринял в ходе исполнительного производства каких-либо действий, направленных на добровольное исполнение требований исполнительного документа.
Заявитель, заинтересованное лицо, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.12.2008 г. судебным приставом-исполнителем на основании постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 41 от 26.11.2008 г. возбуждено исполнительное производство в отношении ООО "Нылгинский лен" N 94/42/12748/6/2008.
26.02.2009 г. на исполнение к судебному приставу-исполнителю поступил исполнительный документ: постановление Межрайонной ИФНС России N 6 по Удмуртской Республике о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика N9 от 24.02.2009 г., в связи, на основании которого судебным приставом-исполнителем 27.02.2009 г. в отношении ООО "Нылгинский лен" возбуждено исполнительное производство N 94/42/5840/6/2009.
03.03.2009 г. судебным приставом-исполнителем на основании постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 47 от 26.02.2009 г., в отношении ООО "Нылгинский лен" возбуждено исполнительное производство N 94/42/5926/6/2009.
Указанными постановлениями должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.
В связи с неисполнением должником требований исполнительных документов в добровольном порядке в соответствии со ст. 112 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) судебным приставом-исполнителем 13.04.2009 г. вынесены постановления о взыскании с ООО "Нылгинский лен" исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемых сумм, что составило по исполнительному производству N 94/42/12748/6/2008 - 17,08 руб., по исполнительному производству N 94/42/5840/6/2009- 4 882,74 руб. и по исполнительному производству N 94/42/5926/6/2009- 49,82 руб.
В связи с исполнением требований по вышеперечисленным исполнительным документам судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств от 14.04.2009 г.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Нылгинский лен" в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования принял во внимание степень вины должника в неисполнении судебных актов и его имущественное положение, а также то обстоятельство, что должник является организацией агропромышленного комплекса.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007г. "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении N 13-П от 30.07.2001г., сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу ч. 1 ст. 112 Федерального закона, с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении N 13-П от 30.07.2001г. эта норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании ч.1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем в постановлениях о возбуждении исполнительных производств N 94/42/12748/6/2008, N 94/42/5840/6/2009, N 94/42/5926/6/2009 от 03.12.2008 г., 27.02.2009 г., 03.03.2009 г. должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, пунктом 4 постановлений должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы.
Материалами дела подтверждается, что в установленный срок добровольно требования исполнительных документов должником не исполнены.
Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.
Доказательств, принятия мер в целях своевременного исполнения требований исполнительного документа, должником не представлено, общество не предприняло всех необходимых действий для погашения имеющейся задолженности, не представило доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения требований исполнительных документов в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, либо наличия объективных причин, препятствующих своевременному добровольному исполнению требований исполнительного документа. С ходатайствами об отсрочке, рассрочке исполнения исполнительного документа названное общество к судебному - приставу также не обращалось.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер исполнительского сбора по постановлениям от 03.12.2008 г., от 27.02.2009 г., от 03.03.2009 г. подлежит уменьшению на одну четверть.
С данным выводом следует согласиться.
Заявителем в материалы дела представлен бухгалтерский баланс ООО "Нылгинский лен" по состоянию на 31.12.2008 г., из которого следует, что у общества кредиторская задолженность составляет 7 710 тыс. руб., из них задолженность перед поставщиками и подрядчиками 6 351 тыс. руб., задолженность перед персоналом 234 тыс. руб., задолженность по налогам и сборам 293 тыс. руб.
Согласно представленной справке от 20.04.2009 г. задолженность по заработной плате на 20 апреля 2009 г. у должника составляет 115 166,24 руб. за март 2009 г.
Судом обоснованно принято во внимание, что ООО "Нылгинский лен" включено в базу данных об организациях агропромышленного комплекса Удмуртской Республики как сельскохозяйственная организация, занимающаяся выращиванием прядильных, зерновых и зернобобовых, масличных, кормовых культур, заготовкой растительных кормов, что подтверждается письмом заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 07.04.2008 г. N 0215-869 (л.д. 37).
Кроме того, судом учтено, что основная сумма долга заявителем уплачена в полном объеме и с учетом принципа соразмерности применяемой санкции, степени вины общества, размера причиненного вреда суд пришел к обоснованному выводу о том, что взыскание исполнительского сбора в размере 7% несоразмерно совершенному правонарушению.
Доводы заинтересованного лица о том, что должник не обосновал наличия тяжелого материального положения, отклоняется, поскольку обратное подтверждается материалами дела.
Довод о том, что должник не предпринял в ходе исполнительного производства каких-либо действий, направленных на добровольное исполнение требований исполнительного документа, также подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом данное обстоятельство не являлось критерием для принятия решения судом.
Довод судебного пристава-исполнителя о том, что должник не реализовал право на получение отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта не может приниматься в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, так как арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, и в том случае, когда должник с соответствующими заявлениями к судебному приставу не обращался.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Оспаривание заявления об уменьшении размера исполнительского сбора в силу норм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, госпошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июня 2009 года по делу N А71-6399/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6399/2009-А31
Истец: ООО "Нылгинский лен"
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике, Судебный пристав-исполнитель Увинского МРОСП УФССП по Удмуртской Республике Битерева А.А.
Третье лицо: УПФР (ГУ) в Увинском районе Удмуртской Республики, Межрайонная ИФНС России N 6 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6119/09