Под лежачий камень вода не течет
(По материалам судов первой и апелляционной инстанций
по делу N А60-32048/05-С5)
Авторы
И.Л. Мамина, аудитор, генеральный директор ООО АФ "Аудиторское партнерство"
Э.Л. Форштретер, эксперт, финансовый директор ООО АФ "Аудиторское партнерство"
Действующие лица
ООО АФ "Аудиторское партнерство" (далее - налогоплательщик) ИФНС одного из районов г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган) Арбитражный суд Свердловской области (далее - суд)
Законодательство, действовавшее в спорный период (2003-2005 гг.)
Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.01 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Востокнефтересурс""
О том, что притязания финансового и налогового ведомств нашей страны простираются порой много дальше, чем позволяет действующее налоговое и бухгалтерское законодательство, знает каждый налогоплательщик, но лишь некоторые пытаются активно противостоять произволу чиновников. Едва ли найдется налогоплательщик из числа применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), которого бы не волновала проблема включения в налогооблагаемую базу сумм авансовых платежей, как того требуют фискалы, но поспорить решаются немногие. Тем более сейчас, когда по этой проблеме высказался ВАС РФ. В решении от 20.01.06 по делу N 4294/05 он однозначно сделал вывод о том, что предварительная оплата, полученная в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), учитывается упрощенцами при исчислении налога в периоде ее получения. Так что же, смириться с претензиями налоговиков? Или же, как любили говорить в недавнем прошлом, нужно занимать активную жизненную позицию, перспективно мыслить и отстаивать свои права, если считаешь, что они нарушены. Вот мы и решили: вместо того, чтобы лить воду на мельницу контролирующих органов, попытаться постоять за себя и за того налогоплательщика, который напоминает лежачий камень, под который вода не течет. И хотя события происходили до принятия ВАС РФ вышеуказанного решения, на то, как они развивались и к чему в результате привели, все же стоит обратить внимание.
Ты помнишь, как все начиналось
Налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения с момента государственной регистрации и с того самого момента не мог смириться с мнением налоговых органов, убежденных, что упрощенцы обязаны включать в налогооблагаемую базу суммы авансовых платежей, поступающие в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Одно дело - изо дня в день твердить себе: "Не согласен, это противозаконно!", и совсем другое дело - заявить об этом открыто. Выход подсказал случай. Первый квартал 2005 г. налогоплательщик завершил с выдающимся результатом - сумма авансовых платежей, с которой предстояло заплатить единый налог, перевалила за миллион. В такой ситуации абсурдность требования налогового органа заплатить налог с того, не знаю с чего, становилась особенно ясной. Надо было решаться, и налогоплательщик решение принял: будем судиться. Дальше предстояло вынудить налоговиков вступить в честную борьбу. План был прост, как все гениальное.
По итогам I квартала 2005 г. налогоплательщик подал декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В декларации он отразил в составе налогооблагаемой базы в т.ч. и суммы авансовых платежей, которых, напоминаем, образовалось на конец квартала более миллиона рублей. Согласно поданной декларации налог был перечислен в бюджет сполна; таково было обязательное условие претворения плана налогоплательщика в жизнь. В мае 2005 г., после того, как закончилась отчетная запарка, налогоплательщик подготовил уточненную декларацию, не включив в налогооблагаемую базу суммы спорных авансовых платежей. Эта декларация была представлена в налоговый орган. Выждав время, достаточное для того, чтобы данные уточненной декларации могли попасть в лицевую карточку, налогоплательщик подал в налоговый орган письмо с просьбой возвратить на расчетный счет сумму возникшей переплаты. Ответная реакция налоговой инспекции была предсказуема: налогоплательщика сейчас же пригласили на камеральную проверку. По результатам камеральной проверки было вынесено оригинальное решение: налогоплательщику предлагалось доплатить в бюджет сумму недоимки и пеней, хотя, как мы уже упомянули, налог был уплачен в полном объеме, как если бы налогоплательщик не имел ничего против включения авансовых платежей в налогооблагаемую базу при УСН. С точки зрения налогового органа выстраивалась вполне законная теоретическая база для обоснования требования об уплате единого налога с авансов.
Слово предоставляется налоговому органу
Рассмотрим подробнее, какие же аргументы представила налоговая инспекция, отстаивая свою позицию.
Согласно ст. 346.15 НК РФ налогооблагаемая база у организаций, применяющих УСН, - это доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Названные статьи налоговый орган начинает применять к налогоплательщику-упрощенцу, не особо обращая внимания на субъекта, к которому должны применяться отдельные положения этих статей. Так, например, в п. 2 ст. 249 НК РФ указывается, что в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей гл. 25 НК РФ в соответствии со ст. 271, 273 НК РФ. Как вы полагаете, о каком налогоплательщике идет речь в этой главе? Правильно, о плательщике налога на прибыль. И тем не менее, с точки зрения налогового органа для налогоплательщика-упрощенца следует применять положения ст. 273 НК РФ, в которой говорится о порядке признания доходов и расходов при кассовом методе для плательщиков налога на прибыль. И вот на такой хромающей законодательной базе было выстроено требование об уплате единого налога с авансов. Разумеется, налогоплательщику было что возразить.
Слово предоставляется налогоплательщику
Прежде всего заметим, что не только мы убеждены в том, что невозможно применять положения ст. 273 НК РФ к налогоплательщикам-упрощенцам. Оказывается, так считает и главное финансовое ведомство страны - Минфин России. Вот уж воистину, как у классика: "Мы покровительство находим, где не метим". В своем письме от 13.05.05 N 03-03-02-02/70 Минфин подтвердил нашу позицию, указав, что распространение на налогоплательщиков, применяющих УСН, предусмотренного ст. 273 НК РФ порядка учета доходов и расходов, не соответствует действующему законодательству.
И этот козырь в колоде налогоплательщика был не единственный. В подготовленном возражении, представленном в налоговый орган, а затем и в суд, было указано еще на одну статью Налогового кодекса РФ, а именно на статью 41. А из нее следует, что доходом, о котором идет речь в ст. 346.15 НК РФ, должна признаваться экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить. Так что суммы авансовых платежей, которые в ряде случаев могут быть возвращены покупателю (заказчику) (например, в результате расторжения договора), отнести к экономической выгоде, как это определено ст. 41 НК РФ, могут только те, кто обладает развитым воображением.
Кроме того, внимание налогового органа было обращено на следующее немаловажное обстоятельство: в ст. 346.15 НК РФ речь идет о доходах от реализации товаров (работ, услуг) и о внереализационных доходах. Авансам нет места ни в одной, ни в другой группе доходов.
Здесь уместно сделать небольшое отступление и напомнить, что аванс как объект налогообложения был прямо предусмотрен только нормами гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей до 2006 г.
И еще один аргумент. Не следует отождествлять понятие "кассовый метод" при традиционной системе налогообложения и "кассовый метод" при УСН, поскольку согласно ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы, к которым относится УСН, предусматривают особый порядок исчисления налога и определения элементов налогообложения, отличный от традиционной системы налогообложения.
Встать, суд идет
Справедливости ради следует признать, что решение суда первой инстанции, вынесенное вроде бы в пользу налогоплательщика, не отвечало его основной цели. Формально суд признал решение ИФНС недействительным в части требования уплаты недоимки и пеней. А существо поднятой проблемы - что же делать упрощенцу с авансами - обошел молчанием. Получив решение суда от 14 ноября 2005 г. на руки, налогоплательщик пребывал в некоторой растерянности: если и апеллировать, то к чему и к кому? Суд его интересы защитил, призвав налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, для чего обязал налоговиков отменить свое собственное решение. А что еще нужно простому налогоплательщику, чтобы спокойно встретить следующий день? Но тут пришла неожиданная помощь: апелляционную жалобу подал сам налоговый орган.
Судьи апелляционной инстанции решили разобраться в существе проблемы и справились со своей задачей достойно. Чего стоят ссылки на постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.01 N 3-П. Невозможно удержаться, чтобы не процитировать: "Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ, а потому предусмотренный в дефектных с точки зрения требований юридической техники нормах налог не может считаться законно установленным".
В результате, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом налоговой инспекции о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы по единому налогу на суммы поступивших авансов, о чем указал в своем постановлении от 11 января 2006 г. Означает ли это, что одержана окончательная победа?
Из истории...
"Вековая" схожесть налоговых сборов
Многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.
Древний Рим (IV в. до н.э. - VI в. н.э.) | Российская Федерация (1992-2002 гг.) |
Дорожная пошлина | Налог на пользователей автодорог |
Налог на наследство | Налог на имущество, переходящее в порядке насле- дования |
Налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло | Акцизы на отдельные группы товаров |
Пошлины ввозные и вывозные | Таможенные пошлины |
Сбор на воздвижение статуй | Налог на рекламу |
Квартирный налог | Налог на имущество |
Сборы с банщиков, работорговцев, проституток | Лицензионные сборы за право осуществления вида деятельности |
Налог на содержание стражников | Налог на милицию |
Сбор на содержание бань | Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы |
"Налоговые споры", N 5, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677