г. Пермь
02 июля 2009 г. |
Дело N А50-8188/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей: Щеклеиной Л.Ю., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя ООО "РТС-Лоза": Заплатин А.А., паспорт 5700 422223, директор, решение N 3 от 10.06.2008г.
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю: Соколов В.С., удостоверение УР N 348445, доверенность от 20.01.2009г.
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29.04.2009 года
по делу N А50-8188/2009
принятое судьей Власовой О.Г.
по заявлению ООО "РТС-Лоза"
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РТС-Лоза" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю N 04-06/06437 от 03.04.2009г. о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения отсутствуют.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.03.2009г. сотрудниками Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в магазине "Новинка", расположенном по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Калинино, ул.Октябрьская, 21, и принадлежащем ООО "РТС-Лоза".
В ходе проверки установлено отсутствие документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции - сертификатов соответствия на алкогольную продукцию: бальзам "Уральское предгорье" 0,5 л., дата розлива 26.08.08, 4 бут., водку "Золотой колос.Мягкая" 0,5 л. дата розлива 23.05.2008 года 5 бут., водку "Государев заказ", 1 л. дата розлива 18.02.2009 4 бут., бальзам "Уральское предгорье", 0,25 л., дата розлива 19.09.2008 года, 3 бут., водку "На березовых почках", 0,5 л. дата розлива 18.11.08, 4 бут, бальзам "Прикамский", 0,5, дата розлива 04.02.2009 года, 6 бут.
По факту данного нарушения составлены акт проверки N АЛКО-118038 от 30.03.2009г., взяты объяснения директора ООО "РТС-Лоза" Заплатина А.А., составлен протокол об административном правонарушении N 14-05/06238 от 31.03.2009г. (л.д. 10-11, 31-33).
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю вынесено постановление N 04-06/06437 от 03.04.2009г. о назначении заявителю административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, применив ст. 2.9 КоАП РФ, сделал вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Таким образом, из вышеприведенных норм закона и Правил продажи следует, что по требованию потребителя или иного лица продавец алкогольной продукции обязан ознакомить его со всеми сертификатами соответствия, товарно-сопроводительными документами, которые продавец обязан иметь на данный вид продукции в зависимости от страны ее производства.
Из материалов дела следует, что документы, удостоверяющие легальность производства и оборота реализуемой алкогольной продукции в момент проверки проверяющим предъявлены не были, представлены законным представителем заявителя 31.03.2009г. при составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, по мнению суда апелляционной инстанции, общество имело возможность для соблюдения требований Правил продажи, но им не были приняты надлежащие меры по организации контроля, учета и хранения документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции, посчитав, что правонарушение, совершенное обществом, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, а также учитывая обстоятельства совершения правонарушения, освободил общество от административной ответственности, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Судом первой инстанции установлено, что у общества имелись товаротранспортные документы, в которых внесены данные о сертификации проверенной алкогольной продукции (в том числе номер бланка сертификата, регистрационный номер, срок действия и наименование организации выдавшей сертификат), т.е. все необходимые документы для подтверждения легальности оборота алкогольной продукции и соответствие продукции установленным требованиям, а также, что указанные документы представлялись в момент проверки проверяющим. Таким образом, заявитель мог представить по первому требованию информацию о легальности и соответствии стандартам реализуемой алкогольной продукции.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в настоящем случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям, вмененное обществу правонарушение является устранимым и не повлекло угрозы или причинения вреда здоровью потребителей. Доказательств обратного налоговым органом суду апелляционной инстанции представлено не было.
На основании изложенного доводы жалобы судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и о вине общества в его совершении, равно как и вывод о возможности, с учетом оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, освобождения общества от административной ответственности в связи с его малозначительностью.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 апреля 2009 года по делу N А50-8188/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8188/2009-А18
Истец: ООО "РТС-Лоза"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 5 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4301/09