г. Пермь
27 июля 2009 г. |
Дело N А60-11962/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Нилоговой Т.С., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго": Востриков Е.Н., паспорт, доверенность от 02.04.2009г., Михайлов И.И., паспорт, доверенность от 02.04.2009г.,
от заинтересованного лица - Управление государственного строительного надзора Свердловской области: Москаленко А.И., паспорт, доверенность от 06.02.2009г.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Управления государственного строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 мая 2009 года
по делу N А60-11962/09,
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по заявлению ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго"
к Управлению государственного строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным приказа,
установил:
Открытое акционерное общество "ГТ-ТЭЦ Энерго" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления государственного строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 16.02.2009 N 80-А.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что при строительстве объекта капитального строительства не проведена государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Оспариваемый приказ был принят ввиду отсутствия государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации объекта капитального строительства "Объединенный главный корпус и пункт подготовки газа газотрубной ТЭЦ. Заключения N 170/2008 от 01.09.2008 года и N219/2008 от 13.10.2008г. о соответствии построенного объекта капитального строительства были выданы заявителю ввиду некомпетентности специалиста Управления, в связи с чем Управление обязано исправить ошибку своего специалиста путем признания ранее выданных заключений недействительными. Проектная документация, представленная обществом, не соответствует критериям отнесения проектной документации к типовой проектной документации, установленным Приказом Минрегиона от 09.02.2007г. N62.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что суд обоснованно признал оспариваемый приказ не соответствующим закону, считает, что после выдачи заключений заинтересованное лицо в отношении заявителя не имело полномочий издавать приказ о признании их недействительными.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Управлением государственного строительного надзора Свердловской области 16 февраля 2009 года издан приказ N 80-А, в соответствии с которым выданные им ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" заключения N 170/2008 от 01.09.2008г. и N 219/2008 от 13.10.2008г. о соответствии построенного объекта капитального строительства "Объединенный главный корпус и пункт подготовки газа газотрубной ТЭЦ" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов и проектной документации признаны недействительными.
ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго", считая, что указанный приказ не соответствует закону, иным нормативным правовым актам, нарушает его права и законные интересы, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, обратился в суд о признании его недействительным.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ подлежит признанию недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" на основании разрешения на строительство от 31.03.2006 года N 518 приступило к строительству объекта капитального строительства "Объединенный главный корпус и пункт подготовки газа газотрубной ТЭЦ" по адресу г.Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 22.
Извещением от 24.09.2008 года N 3 ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" уведомило Управление государственного строительного надзора Свердловской области о фактическом окончании строительства объекта.
Управление государственного строительного надзора Свердловской области по результатам строительного надзора и итоговой проверки, оформленными актами N N 480-ЭЛ, 921-(68)-8-ор-э от 08.10.2008г. и 01.09.2008г., подтвердило соответствие построенного объекта капитального строительства "Объединенный главный корпус и пункт подготовки газа газотрубной ТЭЦ" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, о чем заявителю были выданы заключения N 170/2008 от 01.09.2008 года и N 219/2008 от 13.10.2008г.
Довод заинтересованного лица о некомпетентности специалиста, подготовившего названные заключения, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Заключения о соответствии N 170/2008 от 01.09.2008 года и N 219/2008 от 13.10.2008г. подписаны комиссией в составе уполномоченных должностных лиц, обладающих специальными познаниями: заместителем начальника отдела строительного надзора Л.А.Дегтянниковой, начальником отдела пожарного надзора А.А.Забанных, заместителем начальника отдела санитарно-эпидемиологического надзора М.А. Горячей, главным специалистом отдела строительного надзора за объектами инженерной инфраструктуры Н.Н.Кадочниковой, и утверждены начальником Управления государственного строительного надзора Свердловской области И.И.Рабцевичем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой строительной документации, подлежат государственной экспертизе.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 11 статьи 49 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 утверждено Положение "О проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации". Данный порядок организации и проведения экспертизы действовал на момент подготовки ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" соответствующей проектной организации.
Согласно пункту 6 названного Положения на уровне субъектов Российской Федерации государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов специализированной экспертизы.
Таким образом, получение государственной экспертизы проектной документации, выполненной уполномоченными органами, является необходимым.
В материалы дела заявителем представлены:
санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.07.15.Т. 126.01.2004 от 16.01.2004 Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга;
заключение государственной экологической экспертизы N 05/3-5946 от 14.09.2004 Главного управления природных ресурсов по Свердловской области;
экспертное заключение N 11/26/4493 от 31.12.2003 Главного управления по делам Свердловской области;
согласование с Главным управлением противопожарной службы Свердловской области 1 отряд N 236 от 30.07.2004 г.;
заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрировано Уральским управлением Госгортехнадзора за N 63-ПД-02983-2004 письмом N 4-21/3028 от 25.06.2004 г.;
заключение государственной экспертизы условий труда N 105С-04 от 20.10.2004 Министерство экономики и труда Свердловской области;
заключение экспертно-консультационного центра Минпромэнерго РФ на базе Московского энергетического института (письмо Мособлэкспертизы N 1775Э/3 от 09.06.2004 г. прилагается);
вопросы строительной устойчивости, технологической надежности и безопасности, принятых проектных решений, подтверждены заключениями по объектам-аналогам по ГТ ТЭЦ в г. Вологда, выданным ФГУ "Главгосэкспертиза России", а также заключениями территориальных управлений Главгосэкспертизы (ГТ ТЭЦ в г.г. Тамбов, Элиста, Новочеркасск и др.).
На основании вышеперечисленных экспертиз в 2006 году выдано разрешение на строительство администрацией г. Екатеринбург.
Ни одно из перечисленных экспертных заключений не было оспорено уполномоченными на согласование лицами, а также Управлением при проведении строительного надзора и итоговой проверки.
При этом Управление не указывает, на основании каких правовых актов либо заключений компетентных органов им сделаны выводы о невозможности принятия заключения сделанного негосударственной организацией, либо о несоответствии экспертного заключения негосударственного органа каким-либо требованиям, хотя нормами действующего законодательства предусмотрена возможность проведения негосударственных экспертиз.
Доказательств о недостатках проектной документации, фактов строительства спорного объекта с нарушением требований соответствующих технических регламентов, норм и правил суду также не представлено.
Напротив, Управление государственного строительного надзора Свердловской области по результатам строительного надзора и итоговой проверки, оформленной актом N 480-ЭЛ от 8.10.2008 года и актом N921- (68)-8-ор-э от 01.09.2008г. (ссылка на данные акты в заключениях), подтвердило соответствие построенного объекта капитального строительства "Объединенный главный корпус и пункт подготовки газа газотрубной ТЭЦ" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Довод заинтересованного лица о том, что проектная документация, представленная ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго", не соответствует критериям отнесения проектной документации к типовой проектной документации, установленным Приказом Минрегиона от 09.02.2007 N 62 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства" судом не принимается, поскольку оформление проектной документации осуществлялось заявителем до принятия приказа от 09.02.2007 N 62.
Выводы суда об оценке представленных заявителем заключений экспертов, специалистов подателем апелляционной жалобы объективно ничем не опровергнуты, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Также подлежат отклонению доводы апеллятора об отсутствии у заявителя проекта инженерных изысканий в целях привязки типового проекта к условиям местности, в которых фактически возведен объект капитального строительства.
В соответствии с п.4 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ положительное заключение государственной экспертизы и инженерных изысканий должно быть предоставлено на этапе получения разрешения на строительство в составе прилагаемых к заявлению документов.
Как ранее было отмечено, в 2004 году на рабочий проект строительства ГТ ТЭЦ в г.Екатеринбурге заявителем были получены все необходимые экспертизы в соответствии с действующим на тот момент законодательством, на основании которых администрацией г.Екатеринбурга выдано разрешение на строительство.
Кроме того, в извещении о начале строительства заявителем указывалось на положительное заключение Экспертно-консультационного центра, созданного Минпромэнерго РФ на базе ГОУВПО "Московский энергетический институт". Данное заключение получено в 2005 году в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Апеллятором верно указано, что требование о проведении государственной экспертизы инженерных изысканий введено в действие с 01.01.2006г. Но с учетом того обстоятельства, что разрешение на строительство администрацией г.Екатеринбурга было уже выдано и строительство объекта уже закончено, отсутствие проекта инженерных изысканий не может явиться основанием для признания заключения недействительным. Основанием тому применительно к сложившейся ситуации может послужить лишь заключение специалистов о невозможности эксплуатации объекта применительно к данной местности, на которой возведен объект. Доказательств тому заинтересованным лицом не представлено.
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (часть 2 статьи 54 Кодекса). Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 54 Кодекса).
Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Судом первой инстанции установлено, что объект капитального строительства "Объединенный главный корпус и пункт подготовки газа газотрубной ТЭЦ" в момент принятия оспариваемого ненормативного акта являлся завершенным строительством объектом, на который имеется заключение о соответствии.
Осуществление государственного строительного надзора за построенными и сданными в эксплуатацию объектами, получившими заключение о соответствии, законодательством не предусмотрено, в связи с чем, по мнению суда, оспариваемый приказ вынесен Управлением за пределами его полномочий. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Управление вправе издавать приказы, отменяющие либо изменяющие ранее принятые приказы. Признание же Управлением недействительными ранее выданных заключений о соответствии путем издания приказа, как это следует из содержания оспариваемого приказа, неправомерно. Документ, порождающий определенные правовые последствия, может быть признан недействительным лишь в судебном порядке. Следовательно, приказ издан Управлением с превышением полномочий. Но поскольку оспаривается приказ, фактически влекущий недействительность самого заключения, суд первой инстанции проанализировал его правовые основания применительно к действующему законодательству во времени.
Следует отметить, что строительство начато в 2006 г., строительный надзор осуществлял Госархстройнадзор, далее указанные полномочия были переданы Ростехнадзору. Ни одна из этих организаций не имела к заявителю претензий по поводу отсутствия единой государственной экспертизы. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования МТУ Ростехнадзора по УФО от 13.03.2007г. Письма между МТУ Ростехнадзора по УФО и ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго" от 25.03.2008г., 07.04.2008г. свидетельствуют лишь о разрешении вопросов по подтверждению соответствия построенного объекта, со стороны государственного контролирующего органа не носят властно-распорядительного характера.
После того, как строительство объекта начато или строительство объекта полностью завершено, проектная документация к рассмотрению на госэкспертизу не принимается, что подтверждается письмом ФГУ "Главэкспертиза России" от 01.04.2008г. N 117-п.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ссылка апеллятора в обоснование издания приказа о признании ранее выданных заключений недействительными на невозможность оценки о выполнении строительных работ в соответствии с проектной документацией в связи с отсутствием заключения государственной экспертизы, является несостоятельной.
Доводы апелляционной жалобы были заявлены Управлением в качестве возражений по требованиям ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго", которые, в свою очередь, послужили основанием для издания оспариваемого приказа. Данным доводам Управления государственного строительного надзора по Свердловской области судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Поскольку государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины (п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ), Управлению государственного строительного надзора Свердловской области следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 мая 2009 г. по делу N А60-11962/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Возвратить Управлению государственного строительного надзора Свердловской области из средств федерального бюджета госпошлину, уплаченную по платежному поручению N 473 от 15.06.2009г. 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Т.С.Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11962/09
Истец: ОАО "ГТ-ТЭЦ Энерго"
Ответчик: Управление государственного строительного надзора Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5672/09