Администрирование налогов в столице: итоги I квартала
В I квартале 2006 года усилия налоговых органов Москвы были направлены на решение задач, поставленных Федеральной налоговой службой и правительством Москвы, а также задач, которые прозвучали на расширенном совещании управления по итогам прошлого года*(1).
Основная задача налоговых органов - обеспечить полноту поступления налоговых доходов в бюджетную систему. В связи с этим в I квартале 2006 года УФНС России по г. Москве приняло все меры, чтобы создать необходимые условия для максимально эффективного администрирования налогов.
Итоги таковы. За три месяца текущего года мобилизовано 197,6 млрд. руб. налогов и сборов в консолидированный бюджет и 35,5 млрд. руб. ЕСН и страховых взносов во внебюджетные фонды. Темпы роста поступлений налогов к аналогичному периоду прошлого года в консолидированный бюджет составили 151,5%, во внебюджетные фонды - 139,2% (см. таблицу). Для сравнения аналогичные среднероссийские показатели составляют 102,4 и 128,5% соответственно.
Налог на добавленную стоимость
Почти четверть налога на добавленную стоимость (24,85%), поступившего в федеральный бюджет России, мобилизовано Управлением ФНС России по г. Москве. Чтобы не допустить снижения поступлений НДС, управление постоянно контролирует, как инспекции проводят администрирование этого налога.
Первоочередная задача управления - исключить случаи неправомерного возмещения налога как по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке, так и по операциям, облагаемым по ставке 0%.
В управлении разработана и внедрена программа "Комиссия". Она позволяет в автоматизированном режиме производить отбор деклараций и формировать план проведения заседаний комиссии управления по рассмотрению вопросов полноты и качества проведения мероприятий по контролю за обоснованностью возмещения НДС.
В I квартале 2006 года состоялось 50 заседаний комиссии. На них рассмотрено 683 декларации. Общая сумма возмещения составила 20,5 млрд. руб. За указанный период было вынесено решений об отказе в возмещении НДС по нулевой ставке в сумме 4,2 млрд. руб., что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. После принятия налоговыми органами решений об отказе в возмещении НДС наметилась позитивная тенденция в судебной практике по искам налогоплательщиков. Суммы, признанные арбитражными судами, снизились на 31,4% и равны 690 млн. руб. (в I квартале 2005 года - 1,006 млрд. руб.).
Возможность удаленного доступа к региональной базе ПИК "НДС" повысит качество проведения проверок. Управление со своей стороны должно обеспечить стопроцентный ввод информации в ПИК "НДС".
Чтобы систематизировать информацию о недобросовестных плательщиках, управление разработало и внедрило в промышленную эксплуатацию информационно-поисковую систему "Схемы уклонения от налогообложения". Этот программный продукт позволяет на начальном этапе проведения налоговых проверок распознавать признаки участия организаций-контрагентов проверяемого налогоплательщика в схемах, ранее выявленных инспекциями в ходе контрольных мероприятий. За время работы аналитической группы утверждены 173 схемы. Они занесены в базу "Схемы уклонения от налогообложения". Еще 24 находится на рассмотрении.
Налог на прибыль организаций
Как и по НДС, доля поступления налога на прибыль в федеральный бюджет в I квартале 2006 года составила почти четвертую часть (24,13%), в консолидированный бюджет - 21,3% (см. таблицу).
На высокие темпы поступлений налога, кроме роста макроэкономических показателей развития региона, роста доходности банковского сектора экономики и поступления "разовых" платежей от реализации ценных бумаг, повлияло повышение качества проведения контрольной работы по налогу на прибыль.
В I квартале 2006 года налоговые органы Москвы продолжили работу по усилению камерального контроля и своевременному выполнению всех технологических этапов камеральной проверки. Для этого в первую очередь были предприняты меры по устранению сложившегося в предыдущих периодах отставания по вводу данных налоговых деклараций. В результате количество организаций, проверенных в автоматизированном режиме, увеличилось. Использование программного продукта позволяет выявлять до 80% нарушений. По итогам камеральных проверок было доначислено более 2 млрд. руб. налога на прибыль (за I квартал 2005 года - 0,8 млрд. руб.).
Действенным методом повышения качества выездного контроля стала практика совместного рассмотрения сотрудниками управления и инспекций проектов актов проверок, при проведении которых выявлены серьезные нарушения законодательства.
Сейчас ведется работа по осуществлению выездного налогового контроля организаций, которые получали убытки на протяжении нескольких налоговых периодов. Кроме того, анализируются экономические показатели деклараций и бухгалтерской отчетности, выявленные в автоматизированном режиме логические несоответствия данных в налоговых декларациях и нарушения порядка их заполнения.
Таблица. Показатели работы Управления ФНС России по г. Москве за I
квартал 2006 года
Виды поступлений | УФНС России по г. Москве | В среднем по России | |
Объем поступлений, вы- полнение бюджетных на- значений, млрд. руб. |
Темп роста к аналогич- ному периоду 2005 го- да, % |
Темп роста (снижение) к аналогичному периоду 2005 года, % |
|
Налоги и сборы, мобилизуемые в консолидированный бюджет, в том числе |
197,6 | 151,5 | 102,4 |
налог на прибыль организаций | 70,7 | 175,4 | 93,0 (снижение) |
НДС | 66,9 | 149,5 | 76,6 (снижение) |
Кроме того, ЕСН и страховые взносы во внебюджетные фонды |
35,5 | 139,0 | 128,5 |
Единый социальный налог и взносы в ПФР
Управление ФНС России по г. Москве за I квартал 2006 года собрало ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 47 млрд. руб. (с учетом платежей в федеральный бюджет). Темп роста объема поступлений к уровню того же периода прошлого года составил 134,8% и опережает аналогичный показатель по России на 13 процентных пунктов. Контрольная работа в отчетном квартале проводилась с учетом плана мероприятий на 2006 год. План в первую очередь предусматривает проверки налогоплательщиков, имеющих признаки ухода от налогообложения путем выплаты "серой" заработной платы. Это организации:
- у которых уровень оплаты труда в расчете на одного работника ниже прожиточного минимума по г. Москве (4815 руб.);
- которые заявляют суммы, не облагаемые ЕСН и взносами в ПФР, в размере более 20% от налоговой базы.
В названную группу входят потребительские кооперативы (ЖСК, ГСК, ТСЖ и др.), которые разворачивают активную предпринимательскую деятельность, но при этом не оплачивают труд работников официально. К числу "проблемных" налогоплательщиков относятся также адвокатские образования, организации, которые заключают авторские договоры, и предприниматели-работодатели.
В целях реализации указаний ФНС России управление осуществляет следующую работу. Создана Межведомственная комиссия по легализации "теневой" заработной платы. Проведены совещания с государственными социальными внебюджетными фондами, изучен опыт работы других регионов. Подготовлены концепция и регламент функционирования многоуровневой структуры участников, реализующих мероприятия по легализации "теневой" зарплаты.
Управление также разработало программу автоматизированного отбора и группировки налогоплательщиков на региональном уровне методом удаленного доступа к информационной базе. В результате автоматизированного отбора выявлено 90 тыс. организаций, предположительно выплачивающих заработную плату в размере ниже прожиточного минимума. Из них 12 тыс. налогоплательщиков показывают официальную заработную плату ниже МРОТ. Поскольку в данном случае нарушается трудовое законодательство, сведения по таким плательщикам подготовлены к отправке в Инспекцию труда г. Москвы, с которой установлена договоренность о взаимодействии. Остальных налогоплательщиков будут приглашать на заседания комиссий и рабочих групп различных уровней. Эта работа активно ведется начиная с I квартала текущего года, и надеемся, что она будет достаточно эффективной.
Контрольная работа
Достичь высоких темпов роста поступлений основных налогов было бы невозможно без усиления контрольной работы со стороны налоговой службы города. Всего по результатам контрольной работы за I квартал 2006 года доначислено 15,5 млрд. руб. На заседаниях рабочей группы рассмотрено материалов налоговых проверок на общую сумму более 12 млрд. руб. Вынесение решений по ним ожидается в II квартале 2006 года. Основным показателем результативности контрольной работы должно стать максимально полное взыскание доначисленных сумм.
Камеральные и выездные налоговые проверки являются наиболее действенным инструментом налогового контроля. Так, за I квартал 2006 года при проведении мероприятий камерального контроля доначислено 9,1 млрд. руб., что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В бюджет дополнительно поступило 4,5 млрд. руб.
Ежеквартально на камеральную проверку поступает более 3 млн. налоговых деклараций, поэтому такая проверка проводится с использованием программного продукта. Управление регулярно разрабатывает для инспекций рекомендации по различным аспектам технологии отбора объектов для проверки в автоматизированном режиме, а также осуществляет контроль за качеством проведения камеральных проверок.
В I квартале 2006 года проведено 2619 выездных налоговых проверок, что составляет 82,4% от числа проверок, проведенных за аналогичный период прошлого года. Тенденция к уменьшению количества проводимых выездных налоговых проверок - следствие курса на увеличение доли комплексных проверок, их усложнение, а также на максимальный охват проверками крупнейших и основных налогоплательщиков.
В 2005 году был разработан и внедрен программный комплекс и создана база данных "Планирование и контроль за выездными налоговыми проверками". Этот программный комплекс введен в промышленную эксплуатацию в I квартале 2006 года. Чтобы установить единый порядок ввода информации и использования комплекса, был утвержден регламент эксплуатации программного комплекса по планированию и контролю за выездными налоговыми проверками. Управление ежедневно проверяет состояние ресурса, его полноту и достоверность.
На протяжении ряда отчетных периодов сохраняется устойчивая положительная тенденция роста результативных выездных налоговых проверок, которая достигла 94,7%. В аналогичных периодах 2005 и 2004 годов этот показатель составлял 88,8 и 75,5% соответственно.
Важное направление работы - взаимодействие с правоохранительными органами. Схемы уклонения от уплаты налогов становятся более сложными и изощренными. Выявить их методами налогового контроля не всегда возможно. ГУВД г. Москвы поддержало инициативу Управления ФНС России по г. Москве об организации рабочей группы по координации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами.
Учитывая влияние крупнейших налогоплательщиков на формирование доходной части бюджетов всех уровней, ФНС России определила в качестве приоритетного направления деятельности налоговых органов в 2006 году аналитическую работу по администрированию крупнейших налогоплательщиков, мониторингу их финансово-хозяйственных связей и взаимозависимых с ними структур.
Управление в I квартале 2006 года провело отраслевой анализ финансово-экономических показателей деятельности крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в МИ ФНС России N 45 и N 50 по г. Москве. Эти инспекции специализируются на администрировании строительных и финансово-кредитных организаций соответственно.
При сопоставлении показателей за 2002-2004 годы были выявлены общие закономерности для строительной отрасли и кредитной сферы. Причем показатели некоторых крупнейших налогоплательщиков не соответствовали среднеотраслевым, а при стабильном росте выручки наблюдалась тенденция снижения объема начисленных налогов. Результаты анализа будут учтены при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций.
Недоимка
Активизация контрольной работы налоговых органов г. Москвы привела к существенному изменению структуры задолженности по источникам ее формирования. Так, 70% роста недоимки в I квартале 2006 года обусловлено доначислениями по актам налоговых проверок и лишь 30% приходится на несвоевременную уплату организациями текущих платежей.
Управление постоянно проводит работу по урегулированию задолженности. Должникам направлено около 80 тыс. требований об уплате налогов и сборов в консолидированный бюджет против 25,5 тыс. требований за I квартал 2005 года. Налогоплательщики погасили 4,2 млрд. руб. недоимки, что на 61,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Списано в бесспорном порядке с расчетных и иных счетов организаций-должников по инкассовым поручениям 406 млн. руб. За I квартал 2005 года эта цифра составляла 243 млн. руб. Кроме того, принято и передано в Службу судебных приставов 381 постановление об обращении взыскания на имущество должников на общую сумму 2 млрд. руб. Для сравнения за I квартал 2005 года данная сумма исчислялась 0,1 млрд. руб.
В результате проведенных в I квартале мероприятий по принудительному взысканию недоимки в консолидированный бюджет доначислено 4,7 млрд. руб. (за аналогичный период 2005 года - 3 млрд. руб.).
Радикальное снижение задолженности можно обеспечить путем активного участия налоговых органов в делах о банкротстве и процедурах банкротства отсутствующих должников, задолженность которых доминирует в общей структуре задолженности. В этом направлении проделана следующая работа. Столичные инспекции подготовили более 9 тыс. пакетов документов отсутствующих должников, по которым выделены саморегулируемые организации. Арбитражным судом принято к рассмотрению 3384 заявления о признании банкротами отсутствующих должников на общую сумму 13,9 млрд. руб. и завершено 18 процедур банкротства отсутствующих должников с суммой задолженности 370 млн. руб.
Надеемся, что срок рассмотрения отчета конкурсного управляющего о завершении конкурсного производства будет сокращен арбитражным судом до четырех месяцев.
Н.В. Синикова,
руководитель Управления ФНС России по г. Москве
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью "Сегодня наше управление обеспечивает почти пятую часть доходов федерального бюджета" // РНК, 2006, N 7. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99