Проверка фирмы с участием сотрудников милиции
Выездные проверки, проводимые налоговыми органами, - событие, привычное для бухгалтера. Но появление на пороге фирмы сотрудников милиции порой приводит в замешательство даже опытного руководителя. Когда организацию проверяют вместе с налоговиками представители органов внутренних дел? Какими полномочиями они обладают?
Полномочия органов внутренних дел в сфере борьбы с экономическими преступлениями раскрыты в статье 11 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции). В частности, сотрудники МВД России вправе участвовать в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов, а также получать сведения, составляющие налоговую тайну*(1). Кроме того, милиция может проверить любую фирму, если заподозрит, что в ее деятельности есть признаки уголовного преступления, связанного с нарушением налогового законодательства или законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Участие милиции в выездной налоговой проверке
Право органов внутренних дел на участие в выездных налоговых проверках прописано и в статье 36 НК РФ. Речь идет о том, что к проверяющим из налоговой инспекции могут присоединиться сотрудники милиции. Причем это должно быть обязательно указано в постановлении о назначении проверки.
Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов детально описан в инструкции, приведенной в приложении N 1 к совместному приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 (далее - инструкция N 1). Основанием для участия милиции является запрос налоговой службы.
Так, в соответствии с данным приказом запрос налогового органа об участии сотрудников милиции может быть направлен при следующих условиях:
1) наличии у налогового органа сведений о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки этой информации с участием ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
2) назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленным органом внутренних дел в налоговый орган согласно пункту 2 статьи 36 НК РФ;
3) необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
4) необходимости содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечении мер безопасности для защиты их жизни и здоровья.
Причем налоговый орган может направить запрос в милицию как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Об этом говорится в пункте 9 инструкции N 1.
Орган внутренних дел обязан передать в налоговый орган информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или направить мотивированный отказ от участия в ней не позднее пяти дней со дня поступления запроса. Основания для отказа приведены в пункте 10 инструкции N 1.
Перед началом проверки сотрудники налогового органа и милиции проводят совещание. Они вырабатывают основные направления предстоящей проверки и составляют аналитическую схему выявления нарушений налогового законодательства, по которым имеется информация. При воспрепятствовании законной деятельности контролеров во время проверки сотрудники милиции вправе принять меры по пресечению противоправных действий. Разумеется, речь идет о мерах, которые предусмотрены действующим законодательством.
Акт выездной налоговой проверки подписывают все участвовавшие в ней должностные лица налогового органа и милиции, а также руководитель или представитель проверяемой организации. Сотрудники милиции, привлеченные в качестве специалистов или для обеспечения безопасности, акт не подписывают.
Если по содержанию акта между проверяющими есть разногласия, окончательное решение принимает руководитель проверяющей группы. Члены группы вправе изложить свое мнение по спорному вопросу в заключении, приобщаемом к материалам проверки, которые остаются в налоговом органе и органе внутренних дел.
Акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается у налогового органа, второй - у проверяемого лица, а третий направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
Передача в милицию материалов, полученных налоговиками при проверке
В ходе налоговой проверки могут быть выявлены обстоятельства, предполагающие налоговое правонарушение, содержащее признаки преступления*(2). Пунктом 2 статьи 10 НК РФ установлено, что производство по таким делам ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Подробнее об уголовной ответственности за налоговые преступления см. в таблице на с. 70.
Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, приведена в приложении N 3 к упомянутому выше совместному приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37. Она предписывает, что налоговики обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Датой выявления таких обстоятельств является день, когда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вынес решение о привлечении (об отказе в привлечении) организации к налоговой ответственности.
Налоговый орган имеет право предварительно ознакомить сотрудников милиции с полученными материалами. Руководитель налогового органа (его заместитель) направляет в милицию письменный запрос о выделении сотрудника для такого ознакомления. Запрос направляется до того, как налогоплательщику будет официально вручен акт выездной налоговой проверки либо решение о привлечении (об отказе в привлечении) его к налоговой ответственности.
Начальник органа внутренних дел обязан выделить такого сотрудника в трехдневный срок. По результатам предварительного ознакомления с материалами сотрудник милиции дает рекомендации налоговикам о том, какие неотложные действия надо осуществить, чтобы установить и закрепить доказательственную базу.
Если по результатам проверки материалов, которые поступили из налоговых органов, обнаружены признаки преступления, орган внутренних дел принимает по ним процессуальное решение согласно статьям 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса.
Проверка сотрудниками милиции финансово-хозяйственной деятельности
организаций
Основанием для такой проверки является информация о подготовке или совершении любого экономического преступления. Инструкция о порядке проведения органами внутренних дел проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организации утверждена приказом МВД России от 02.08.2005 N 636 (далее - инструкция N 636). Проверки и ревизии проводятся для того, чтобы установить основания для возбуждения уголовного дела. Речь идет о влекущих уголовную ответственность нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, имеющих право выносить постановления о проведении проверок и ревизий, приведен в приложении N 2 к данному приказу МВД России.
Инструкция N 636 различает понятия проверки и ревизии. Так, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке. Что касается ревизии, то это - комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организации.
Срок как проверки, так и ревизии не может превышать 30 дней. Это установлено пунктом 2 инструкции N 636.
Началом срока проведения проверки (ревизии) является день, когда было вынесено постановление о ее проведении, а окончанием - день, когда проверяющие подписали акт. В настоящее время не требуется какого-либо специального уведомления организации о начале и окончании проверки или ревизии. Однако копия постановления о проведении подобного мероприятия вручается представителю организации. В постановлении приводится состав участвующих в проверке сотрудников милиции, а также перечень предполагаемых контрольных мероприятий, предусмотренных пунктом 25 статьи 11 Закона о милиции. Если состав проверяющих изменился, об этом должно быть вынесено соответствующее постановление. При необходимости для участия в проведении проверки или ревизии привлекаются специалисты и сотрудники правовых подразделений МВД России.
Таблица. Уголовная ответственность за налоговые преступления
Преступление | Наказание | ||||
Статья Уго- ловного ко- декса |
Штраф в аб- солютном вы- ражении |
Штраф в размере дохода за период |
Арест | Лишение свободы | |
Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем включения в них заведомо ложных сведений: |
|||||
- в сумме, составляющей за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля недоимки превышает 10% подлежащих и сборов, либо в сумме свыше 300 000 руб. |
Часть 1 статьи 198 |
100 000 - 300 000 руб. |
1 - 2 года | 4 - 6 мес. |
До 1 года |
- в сумме, составляющей за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля недоимки превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо в сумме, превышающей 1 500 000 руб. |
Часть 2 статьи 198 |
200 000 - 500 000 руб. |
1,5 - 3 года |
До 3 лет | |
Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем включения в них заведомо ложных сведений: |
|||||
- в сумме, составляющей за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля недоимки превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов сумме свыше 1 500 000 руб. |
Часть 1 статьи 199 |
100 000 - 300 000 руб. |
1 - 2 года | 4 - 6 мес. |
До 2 лет. Осужденный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься опреде- ленной деятельностью лет |
- в сумме, составляющей за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 500 000 руб., при условии, что доля недоимки превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо в сумме свыше 7 500 000 руб., либо совершенное группой лиц по предварительному сговору |
Часть 2 статьи 199 |
200 000 - 500 000 руб. |
1 - 3 года | До 6 лет. Осужденный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься опреде- ленной деятельностью на срок до 3 лет |
|
Неисполнение обязанностей нало- говых агентов: |
|||||
- в сумме, составляющей за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля недоимки превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо в сумме свыше 1 500 000 руб. |
Часть 1 статьи 199.1 |
100 000 - 300 000 руб. |
1 - 2 года | 4 - 6 мес. |
До 2 лет. Осужденный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься опреде- ленной деятельностью на срок до 3 лет |
- в сумме, составляющей за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 500 000 руб., при условии, что доля недоимки превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и сборов, либо в сумме свыше 7 500 000 руб. |
Часть 2 статьи 199.2 |
200 000 - 500 000 руб. |
2 - 5 лет | До 2-5 лет. Осужденный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься опреде- ленной деятельностью на срок до 3 лет |
|
Сокрытие имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки, в сумме свыше 250 |
Статья 199.2 | 200 000 - 500 000 руб. |
1,5 - 3 года |
До 2-5 лет. Осужденный может быть лишен права занимать определенные должности или определенной дея- тельностью на срок до 3 лет |
В ходе проверки хозяйственной деятельности может применяться фото, кино- и видеозапись, а также иные технические средства фиксации данных. Полученные с помощью этих средств данные должны быть приложены к акту проверки. Причем в акте в обязательном порядке делается отметка о применении технических средств.
В акте проверки (ревизии) сотрудники МВД России отражают все выявленные нарушения законодательства, а также другие связанные с ней обстоятельства. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Третий экземпляр акта вручается представителю проверяемого лица под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре.
В соответствии со статьей 74 Уголовно-процессуального кодекса акт проверки или ревизии может быть включен в перечень доказательств по уголовному делу.
При отказе организации от получения акта, а также при невозможности вручить его по иным обстоятельствам в акте делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписями проверяющих. Организации, в отношении которой проводилась проверка, экземпляр акта направляется заказным письмом. Причем сделать это нужно не позднее дня, следующего за днем окончания проверки или ревизии.
Таким образом, представители организации практически сразу же ставятся в известность о проводимых сотрудниками милиции мероприятиях. Поэтому, получив акт проверки (ревизии), они могут в полном объеме воспользоваться своими правами для защиты интересов, гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
По итогам проверки выносится решение. Например, это может быть решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении дела об административном правонарушении либо передаче материалов по подведомственности в рамках производства по делам об административных правонарушениях, о завершении проверки в связи с тем, что нарушения законодательства Российской Федерации не установлены. Если в ходе проверки милиция установила налоговое правонарушение, то проверяющие должны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в налоговый орган для принятия решения. Об этом гласит пункт 2 статьи 36 НК РФ.
Инструкция о порядке передачи таких материалов в налоговый орган приведена в приложении N 2 к совместному приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37. Согласно этой инструкции налоговый орган вправе назначить контрольные мероприятия либо отказать в их проведении по результатам анализа полученных материалов. Основания для отказа приведены в пункте 6 указанной инструкции. К ним, в частности, относятся обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки. Например, налоговое правонарушение выявлено в периоде, который ранее налоговый орган проверил по соответствующим видам налогов (кроме случаев реорганизации и ликвидации организации). Либо этот период выходит за три календарных года, предшествующих году, в котором может быть проведена выездная налоговая проверка. Сообщить милиции о принятом решении налоговый орган обязан не позднее 10 дней с даты поступления материалов.
Действия организации во время проверки органами внутренних дел
Поводом для появления в офисе компании сотрудников МВД могут послужить различные обстоятельства. Очень часто информацию, служащую основанием для проведения проверки, органы внутренних дел получают от самих работников компании. В особых случаях правоохранительные органы самостоятельно внедряют в организацию осведомителя. Кроме того, проверяющие могут прийти под видом контрагентов, чтобы получить сведения, необходимые для проведения проверки.
Не стоит забывать о том, что под видом сотрудников милиции в организацию могут явиться мошенники. Поэтому прежде всего следует проверить полномочия проверяющих. Посмотрите служебные удостоверения, ознакомьтесь с постановлением о проведении проверки, которое должно быть вынесено и подписано начальником органа внутренних дел или его заместителем. На подлинном удостоверении МВД России указаны должность и звание его владельца, проставлены соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии - в форме.
Обратите внимание на срок, до которого действует удостоверение. Если оно просрочено, то пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе. Постановление должно быть заверено печатью. Без печати оно недействительно.
Обязательно выясните, соответствует ли состав проверяющих указанному в постановлении. Можно даже позвонить в соответствующий орган внутренних дел, чтобы узнать, действительно ли назначена проверка. Ведь постановление регистрируется в милиции.
Имейте в виду: милиция работает строго по территориальному принципу. Городские управления внутренних дел могут проверить любую фирму, находящуюся на территории города. Районные (окружные) службы обслуживают только территории своих районов или округов. Участковый уполномоченный проверяет жалобы на фирмы, которые находятся на его территории. Кроме того, он может посмотреть, есть ли у предприятия необходимые лицензии, а у его сотрудников - регистрация. Так сказано в приказе МВД России от 16.09.2002 N 900.
Документы, составленные по факту проверки, перед подписанием необходимо внимательно прочитать. Незаполненные разделы (если есть) прочеркиваются.
Не надо отказываться от подписи документов, если имеются какие-либо возражения. В таких ситуациях документы подписываются с пометкой "С возражениями". Возражения в письменной форме можно представить позднее.
Со всех составленных документов необходимо снять копии. Если проверяющие отказываются представить копии, в документах делается пометка "Копия не представлена".
Сотрудникам МВД, пришедшим на проверку, надо выделить отдельную комнату. Представлять документы нужно только с разрешения руководителя.
Все действия проверяющих необходимо фиксировать на бумаге. Кроме того, надо вести учет выданных документов и сделанных копий. А руководителю организации следует заблаговременно подготовить доверенности на ответственных работников, которые будут представлять интересы организации в отношениях с правоохранительными органами.
Говорят эксперты
В.А. Петров, налоговый консультант ООО "ПИК Неруд":
"Перед тем как приступить к проверке, сотрудники милиции обязаны предъявить мотивированное постановление. В нем должны быть указаны лица, которые участвуют в проверке. Без этого документа милиционеры не имеют права проводить какие-либо контрольные мероприятия в отношении организаций и граждан. Все проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения, реквизиты которых следует переписать.
Хочу обратить внимание на такой важный нюанс: сотрудники органов внутренних дел в рамках проверки не имеют права опечатывать кассу организации, помещения и места хранения денежных средств, документов и прочего имущества.
Если есть сомнения в законности действий проверяющих, следует обратиться в вышестоящее подразделение МВД России и прокуратуру. Можно также позвонить по телефону доверия или в службу собственной безопасности подразделения МВД России, где работают сотрудники милиции, которые проверяли фирму".
И.А. Аносов, адвокат:
"По результатам проверки сотрудники милиции составляют протокол, в котором подробно описывают выявленные нарушения. Кроме того, отдельный протокол оформляется на все изъятые документы и вещи. В нем указываются: по документам - их вид и реквизиты, по вещам - их вид, количество и иные идентификационные признаки. При изъятии подлинных документов изготовление с них копий возможно лишь в определенных случаях в зависимости от того, чем вызван приход сотрудников милиции.
В рамках проверки милиция очень часто проводит опрос сотрудников организации. Отказ от дачи свидетельских показаний, равно как и дача заведомо ложных показаний, - это уголовно наказуемое деяние.
Правда, данное правило действует лишь при проведении допроса, когда свидетеля вызывают по повестке к следователю или в суд и протоколируют его показания. В остальных случаях ответственность не наступает. А принуждение к даче показаний путем угроз, шантажа или иных незаконных действий также является уголовно наказуемым деянием, хотя доказать это довольно сложно. Следует помнить, что никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких. Об этом говорится в статье 51 Конституции Российской Федерации.
Во время проверки ни в коем случае не стоит оказывать сопротивление сотрудникам милиции, угрожать или вести себя вызывающе. Ведь они могут расценить такие действия как основание для применения физической силы и специальных средств.
Помните, что неправомерные действия милиции можно обжаловать в суде. Нередко несоблюдение сотрудниками органов внутренних дел необходимых формальностей в ходе контрольных мероприятий приводит к отмене постановлений, принятых ими в связи с такими мероприятиями".
Б.Р. Фороский,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033. - Примеч. ред.
*(2) Речь идет о статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99