г. Пермь
22 сентября 2008 г. |
Дело N А50-6642/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.09.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Мещеряковой Т.И., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии:
от заявителя Управление федеральной налоговой службы по Пермскому краю: Лузин Т.Е. - представитель по доверенности от 09-25/6 от 09.01.2008г.
от ответчика ООО "Перминторг": не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления федеральной налоговой службы по Пермскому краю (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июля 2008 года
по делу N А50-6642/2008,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по заявлению Управления федеральной налоговой службы по Пермскому краю
к ООО "Перминторг"
об аннулировании лицензии,
установил:
Управление федеральной налоговой службы по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции серии Б 071144, регистрационный номер 333 от 25.01.2008г., выданную ООО "Перминторг".
Решением суда Пермского края от 15 июля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление ФНС по Пермскому края (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование заявленных требований приводит следующие доводы: 1) Суд сделал ошибочный вывод о том, что декларация об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей алкогольной продукции за 2 квартал 2007 год в электронном виде была представлена обществом своевременно. В ходе приемки файлов налоговым органом было установлено, что декларации представлены за иной период - 9 месяцев 2006 г. Фактически обществом декларации за 2 квартал 2007 г.(в электронном виде) и за декабрь 2007 г. (на бумажных носителях и в электронном виде) были представлены с нарушением установленных сроков, следовательно, повторность несвоевременного представления деклараций в течение одного года налоговым органом подтверждается и это является основанием для аннулирования лицензии.
ООО "Перминторг" (ответчик по делу) отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.07.2006 года Управлением ФНС по Пермскому края (далее - Управление) ООО "Перминторг" выдана лицензия серии Б, номер 073444, регистрационный номер 333 от 28.04.2006г. со сроком действия до 28.04.2011г. на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции (спиртные напитки ( в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино) (л.д. 98). В связи с изменением юридического адреса Общества, включением двух обособленных подразделений Общества в лицензию, исключением обособленного подразделения из лицензии, лицензия была переоформлена на серия Б 071144, регистрационный номер 333 от 25.01.2008г. со сроком действия до 28.04.2011г. (л.д.94).
В связи с несвоевременным представлением обществом деклараций в электронном виде об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2007 года в целом по Обществу и по обособленным подразделениям - 20.07.2007г., 14.08.2007г. и 15.08.2007г. при сроке представления 10.07.2007г. Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 52 от 16.08.2007г. (л.д.20-21) и вынесено постановление о назначении административного наказания от 28.08.2007г. (л.д.32-33).
Предписанием Управления от 16.08.2007г. N 26-12/2/17556@ Обществу было предложено в срок до 23.08.2007г. погасить имеющуюся задолженность в размере 126 307,20 руб. и уплатить текущие платежи.
В связи с неисполнением указанного предписания, решением Управления от 18.09.2007г. N 26-12/3/19584 лицензия была приостановлена (л.д.45).
Решением Управления от 01.10.2007г. N 26-12/20425@ (л.д.49) после устранения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии и погашения задолженности, действия лицензии Общества было возобновлено с 01.10.2007г.
Протоколом N 2 от 25.01.2008г. (л.д.75-76) об административном правонарушении и Постановлением N 2 от 29.01.2008г. (л.д.77-78) Общество вновь привлечено к административной ответственности за нарушение срока представления декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей алкогольной продукции за декабрь 2007 г. (18.01.2008г., при сроке представления - 10.01.2008г.) на бумажном носителе и в электронном виде в целом по Обществу и по его обособленным подразделениям.
В связи с несвоевременным представлением обществом деклараций в течение года, Управление приняло решение от 18.04.2008 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия повторности в действиях общества, так как материалами дела подтверждается факт своевременного представления декларации за 2 квартал 2007 года и на бумажных носителях и в электронном виде.
При этом, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в том числе, повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций в лицензирующий орган. Лицензирующим органом, в силу пункта 1 Раздела 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. N 506 - является Федеральная налоговая служба.
Согласно требованиям, предусмотренным в статье 14 Закона, организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
Пунктами 4 и 6 Положения установлено, что декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате. Если действие лицензии было приостановлено, а затем возобновлено, то декларации представляются в течение 3 месяцев ежемесячно (за отчетный месяц), в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца начиная с месяца, в котором было возобновлено действие лицензии.
Организация, имеющая обособленные подразделения, указанные в лицензии, представляет декларации: с учетом своих обособленных подразделений в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению - в территориальный налоговый орган по месту нахождения организации (пункт 5 Положения).
Как следует из материалов дела, Общество 10.07.2007г. в адрес УФНС по Пермскому краю направило декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей алкогольной продукции за 2 квартал 2007 г. ценной бандеролью с описью вложения, в которой поименованы как представленные декларации по организации в целом, так и по ее обособленным подразделениям, а также дискета с электронными данными.
Из протоколов приема файлов деклараций, приобщенных в материала дела судом апелляционной инстанции следует, что 10.07.2007 декларации от общества поступили на бумажном носителе за соответствующий период, то есть за 2 квартал 2007 г., а в электронном виде (на дискете) за иной период - 9 месяцев 2006 г., в связи с чем, они не прошли форматно-логический контроль. Фактически декларации в электронном виде за 2 квартал 2007 года были сданы с нарушением установленного срока - 20.07.2007г., 14.08.2007г. и 15.08.2007г. Указанные обстоятельства также подтверждаются документами, содержащимися в административном производстве (Постановление N 52 от 28.08.2007г).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что Обществом была выполнена обязанность по своевременному предоставлению деклараций об объемах оборота, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2007 г. в электронном виде является ошибочным и не подтвержденным документально.
Повторно в течение одного года Обществом не была сдана также декларация об объемах поступления и использования этилового спирта за декабрь 2007 года.
В соответствии с пунктом 4 Положения, если действие лицензии было приостановлено, а затем возобновлено, то декларации представляются в течение трех месяцев ежемесячно в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца, начиная с месяца, в котором было возобновлено действие лицензии.
Так как действие лицензии Общества было приостановлено с 19 сентября по 1 октября 2007 года, следовательно, декларации за декабрь 2007 года должны быть сданы по сроку 10.01.2008г. Из материалов дела видно, что фактически декларации за декабрь 2007 г. представлены и на бумажном носителе и в электронном виде 18.01.2008г., то есть с нарушением установленного срока. Указанное нарушение Обществом не оспаривается.
Таким образом, законным и обоснованным является довод заявителя апелляционной жалобы о подтверждении факта повторности несвоевременного представления Обществом, осуществляющим производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деклараций в течение одного года.
Между тем, неправильные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения, так как наличие формальных признаков вменяемого Обществу нарушения не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленных Управлением требования об аннулировании лицензии.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в Определениях от 14.12.2000г. N 244-О, от 5.07.2001г. N 130-О, от 7.06.2001г. N 139-О, от 7.02.2002г. N 16-О; а также позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 2.06.2004г. N 10 и информационном письме от 20.12.1999г. N С1-7/смп-1341, следует, что аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной и соразмерной.
Вопрос об аннулировании лицензии решается судом в каждом конкретном случае с учетом тяжести допущенных лицензиатом нарушений и выявления причин нарушения порядка представления деклараций.
Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований Управления об аннулировании лицензии является следующее. При наличии у Общества формальной обязанности представлять своевременно декларации и на бумажном носителе и в электронном виде и подтверждении факта нарушения этой обязанности, Обществом декларация на бумажном носителе за 2 квартал 2007 года была представлена своевременно, в связи с чем, Управление ФНС России по Пермскому краю не было лишено возможности исполнить возложенные на него обязанности по контролю и надзору за соблюдением Обществом законодательства РФ за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции за 2 квартал 2007 г.
Из пояснений законного представителя Общества по факту несвоевременного представления деклараций за декабрь 2007 г. следует, что при установлении сроков ежемесячного представления декларации, в случае приостановления и дальнейшего возобновления действия лицензии, в Положении не учтены "новогодние" праздники и не предусмотрено соответствующее увеличение срока на предоставление декларации, в то время как для предоставления декларации за 4 квартал года срок увеличен, по сравнению с обычным на 10 дней. Общество при исчислении срока представления декларации за декабрь 2007 г. ошибочно руководствовалось сроком, установленным для представления декларации за 4 квартал 2007 г.
Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, учитывая также тот факт, что декларации за прочие периоды представлялись своевременно.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции от 15 июля 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Пермскому краю- без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 июля 2008 года по делу N А50-6642/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Т. И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6642/2008-А8
Истец: Управление федеральной налоговой службы по Пермскому краю
Ответчик: ООО "Перминторг"
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6511/08