г. Пермь
11 июля 2008 г. |
Дело N А71-2466/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.07.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Нилоговой Т.С., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от заявителя- ЗАО "Кабельное ТелеВидение "МАРК ТВ": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике: Толстова А.С., удостоверение N 76, доверенность в материалах дела,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 мая 2008 года
по делу N А71-2466/2008,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению ЗАО "Кабельное ТелеВидение "МАРК ТВ"
к ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике
о признании незаконным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Кабельное ТелеВидение МАРК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по УР (далее - заинтересованное лицо, ГУ - Региональное отделение ФСС РФ) о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на выплату пособия по беременности и родам Анкудиновой Т.А. на сумму 121 121 руб. 83 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.05.2008г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда, ГУ - РО ФСС РФ по УР обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Кабельное ТелеВидение МАРК" - отказать.
Доводами апелляционной жалобы являются неправильное применение арбитражным судом норм материального права; податель апелляционной жалобы считает, что при обращении о возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам Анкудиновой Т.А. обществу следовало руководствоваться Федеральным законом N 266-ФЗ, определяющий максимальный размер пособия в сумме 23400 руб.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, пояснил, что оспариваемое решение от 07.03.2008г. является правомерным, законных прав и интересов общества не нарушает.
ЗАО "Кабельное ТелеВидение МАРК" о дне слушания дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. В соответствии с письменным отзывом на апелляционную жалобу общество находит решение суда законным и обоснованным, считает, что на момент выплаты пособия по беременности и родам Анкудиновой Т.А. в октябре 2007 г. не существовало правовой нормы, ограничивающей размер пособия, Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования" N 266-ФЗ от 23.11.2007г. противоречит конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности и нормам действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающим, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют (ст.ст.54,57 Конституции РФ, ст.12 Трудового кодекса РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как установлено материалами дела, по результатам выездной документальной проверки ЗАО "Кабельное ТелеВидение МАРК" по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ, за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г., оформленным актом N 76с/с от 08.02.2008г. (л.д.10-12), с учетом возражений страхователя (л.д.14-15), протокол по их рассмотрению (л.д.9), ГУ - РО ФСС РФ по УР вынесено решение N 44 от 07.03.2008г. о непринятии к зачету расходов, произведенных ЗАО "Кабельное ТелеВидение МАРК" в мае, августе, октябре, ноябре, декабре 2007 г. на общую сумму 125690,09 руб. (л.д.7-8).
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по беременности и родам ГУ РО ФСС РФ по УР установлено, что в нарушение ст.13 Федерального закона от 19.12.2006г. N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" и ст.1 Федерального закона от 21.11.2007г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" пособие Анкудиновой Т.А. выплачено без ограничения максимальным размером 23400 руб. (с учетом районного коэффициента - 26910 руб.), переплата составила 121121,83 руб.
Не согласившись с решением ГУ РО ФСС РФ по УР в данной части, общество его оспорило в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда по Удмуртской Республике заявленные требования признаны обоснованными.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Наличие трудовых отношений между обществом и работником сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Общество является страхователем наемных работников и при наступлении страхового случая обязано в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 165-ФЗ выплачивать застрахованным работникам страховое обеспечение.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 19.05.1995г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии со ст.8 данного Федерального закона пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.
Порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам определен Федеральным законом от 20.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", согласно статье 11 которого пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка, размер пособия по беременности и родам не может
превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 234-ФЗ от 19.12.2006г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составлял 16125 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007г. N 4-П по делу о проверке конституционности положения ч.1 ст.15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, первоначально установленная частью первой статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и в настоящее время действующая в редакции Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (ч.1 ст.13), признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данной нормой несоизмеримо ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в нем предельную сумму.
Постановлением установлено, что норма, введенная ч.1 ст. 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и ст. 13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 год", утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления, то есть с 22 сентября 2007 г.
Пунктом 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П предусмотрено, что Федеральному Собранию надлежит в течение шестимесячного срока внести в действующее законодательство изменения, вытекающие из Постановления Конституционного Суда РФ.
Фактически в течение шестимесячного срока в действующее законодательство изменения не были внесены. Федеральным законом от 23.11.2007г. N 266-ФЗ часть 1 ст.13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" N 234-ФЗ дополнена ч.1.1., согласно которой максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23400 руб. При этом в соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 23.11.2007г. N 266-ФЗ данная норма применяется к правоотношениям, возникшим с 01.09.2007г., т.е. указанной нормой придана обратная сила норме об установлении максимального размера пособия по беременности и родам за полный календарный месяц.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. N 101, предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка лист-ков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (п. 18).
Заинтересованным лицом в ходе проверки не принято в полной сумме к зачету пособие по беременности и родам, выплаченное Анкудиновой Т.А., в связи с установлением факта превышения максимального размера пособия по беременности и родам, установленного частью 1.1. ст. 13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", при предъявлении указанных расходов.
Исходя из содержания вышеизложенных норм права и с учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не доказано, что обществом допущено нарушение законодательства Российской Федерации, действовавшего в период начисления и выплаты пособия по беременности и родам Анкудиновой Т.А., и у страховщика было право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, поскольку в период с 23 сентября по 27 ноября 2007 г. максимальный размер пособия по беременности и родам законодательно установлен не был.
Шестимесячный срок, отведенный законодателю для внесения в действующее законодательство изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2007г. N 4-П, истек 23 сентября 2007 г. С этого дня норма, устанавливающая предельный размер пособия по беременности и родам, в части, несоразмерно ограничивающей размер пособия для женщин, средний заработок которых превышает данный размер (16125 руб.), утратила силу (п. 1 резолютивной части Постановления КС РФ).
В течение шести месяцев Федеральным Собранием соответствующие изменения в действующее законодательство внесены не были. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 23.11.2007г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", согласно пункту 7 статьи 1 которого установлен новый максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц - 23400 руб. Данный нормативный акт был опубликован в "Российской газете" только 28.11.2007г., данная дата в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.06.1994г. N5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания" является началом действия нормативного акта.
Придание норме Федерального закона от 23.11.2007г. N 266-ФЗ, согласно которой максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23400 руб., обратной силы не согласуется с конституционными принципами равенства, справедливости и соразмерности, а также гарантированной стабильности конституционно-правовых отношений и не соответствует принципам длящихся правоотношений.
Распространение законодателем данного ограничения на предыдущий период времени по сравнению с правом работника получать пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка, действовавшим в период с 23.09.2007г. по 27.11.2007г., ухудшает материальное положение получателя выплат и противоречит требованиям ст.12 Трудового кодекса РФ, согласно которой закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 года N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах", в Определении от 4 октября 2005 г. N 364-0 по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.
Согласно ст. 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
С учетом вышеизложенного, поскольку в период с 23 сентября 2007 г. по 27 ноября 2007 г. не существовало правовой нормы, ограничивающей размер пособия по беременности и родам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество правомерно выплатило пособие по беременности и родам в октябре 2007 г. в размере 100% среднего заработка без ограничений в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.10.1996г. N 17-П. Действия ЗАО "Кабельное ТелеВидение МАРК" по выплате пособия по беременности и родам Анкудиновой Т.А. носили законный характер.
Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением заключается в том, что в нарушение ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам будет осуществлена не за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а за счет собственных средств общества, при том факте, что общество как страхователь действовало добросовестно и правомерно.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике N 44 от 07.03.2008г., вынесенное в отношении ЗАО "Кабельное ТелеВидение МАРК", г.Ижевск, незаконно, не соответствует Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Ссылка подателя апелляционной жалобы о том, что установлением Федеральным законом от 23.11.2007г. N 266-ФЗ максимального размера пособия по беременности и родам конституционные права граждан, в данном случае Анкудиновой Т.А., не нарушаются, является несостоятельной.
Применение введенного Федеральным Законом от 23.11.2007г. N 266-ФЗ ограничения в размере 23400 руб. с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда от 22 марта 2007 г. N 4-П, приведет к уменьшению размера выплаты сотруднице, рассчитанной обществом, поэтому суд первой инстанции правомерно счел необходимым применить наиболее благоприятный для получателя пособия по беременности и родам способ расчета выплаты.
Согласно положениям статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" (1952г.) каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006г. "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Таким образом, в случае, если сумма исчисленного по новым правилам пособия окажется меньше выплаченной, работник не будет обязан возвращать разницу. Перерасчет же пособий по беременности и родам в сторону уменьшения работодателями-страхователями и, как следствие, выплата данного пособия за счет средств работодателя в связи с непринятием к зачету расходов в полном объеме Фондом социального страхования, действующим законодательством не предусмотрен.
Согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Информационном письме от 20.12.1999г. N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие" государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка. Такие ограничения не должны носить фискального характера. В большинстве случаев ограничения частных имущественных прав допустимы лишь при условии возмездности.
Возложение на заявителя обязанности за счет собственных средств выплатить работнику пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка, с учетом невозможности перерасчета произведенной выплаты в сторону уменьшения и взыскания с работника разницы, нарушает имущественные права заявителя, противоречит конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, нарушает право заявителя на уважение своей собственности.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что заявитель знал о том, что будут внесены изменения в действующее законодательство об увеличении максимального размера пособия по беременности и родам в связи с установленным п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда от 22.03.2007г. N 4-П шестимесячным сроком для внесения данных изменений с учетом существующего на тот период проекта закона о максимальном размере пособия 23400 руб. является несостоятельной, поскольку проект закона не является законом, которым следовало руководствоваться работодателю при выплате работнику пособия по беременности и родам. Страхователь, находясь в трудовых отношениях с Анкудиновой Т.А., обязан был выплатить ей в соответствии с требованиями трудового законодательства пособие по беременности и родам в размере 100% заработка и вправе в соответствии с действующим законодательством претендовать на возмещение расходов по его выплате. Поскольку на спорный период отсутствовала правовая норма, ограничивающая размер компенсируемых расходов, понесенных в связи с выплатой пособия по беременности и родам своему работнику, страхователь имеет право на полное возмещение понесенных расходов в связи с данным страховым случаем.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что при компенсации страхователю расходов по выплате пособия по беременности и родам в установленном законодателем размере, в спорном периоде - в размере 100% заработка, права других женщин, получающих пособие по беременности и родам, не затрагиваются, поскольку данный размер определен для компенсации расходов страхователю, который вправе, поскольку это не ограничено действующим законодательством, выплатить пособие в размере, более, чем установлено законом, но при этом он вправе претендовать на компенсацию понесенных расходов за счет средств ФСС РФ только в пределах установленного ограничения. Но поскольку в спорный период законодательно не было установлено ограничение, страховщик вправе претендовать на компенсацию расходов по выплате пособия по беременности и родам в полном размере.
Суд первой инстанции правильно установил момент наступления страхового случая, указав, что выплата по обоим листкам нетрудоспособности произведена в связи с одним страховым случаем, оплата которых должна производиться исходя из одних и тех же правил.
Таким образом, вынесенное решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В соответствии со ст.110 АПК РФ, ст.333.21 НК РФ с заинтересованного лица подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей, поскольку при подаче жалобы госпошлина уплачена не была, а оснований для освобождения государственных органов от госпошлины по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков, НК РФ не предусматривает (п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г.N 117).
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2008 г. по делу N А71-2466/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2466/2008-А19
Истец: ЗАО "Кабельное ТелеВидение "МАРК ТВ"
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4239/08