Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. N 14АП-1064/2011
23 марта 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-10198/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 января 2011 года по делу N А66-10198/2010 (судья Владимирова Г.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" (далее - общество, ООО "Тверьнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Конаковского района Тверской области (далее - администрация) о признании незаконными отраженных в постановлении от 12.08.2010 N 885 действий по отказу в продаже земельного участка, расположенного в г. Конаково, ул. Васильковского, д. 14а, и о возложении на ответчика обязанности подготовить и направить в месячный срок проект договора купли-продажи названного земельного участка.
Решением арбитражного суда от 11 января 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя жалобу, управление указывает на то, что обществом при подаче документов на выкуп земельного участка не представлено документов, подтверждающих регистрацию прав бессрочного постоянного пользования на вновь образованный испрашиваемый земельный участок.
ООО "Тверьнефтепродукт" в отзыве ссылается на то, что доводы, приведенные администрацией, несостоятельны, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, апелляционная коллегия считает, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 23.12.2002 и от 06.10.2006 общество является собственником нескольких объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Тверская обл., г. Конаково, ул. Васильковского, д. 14а.
Постановлением главы Конаковского района Тверской области от 25.08.1999 N 567 земельный участок с кадастровым номером 69:43:070201:03, площадью 19 162 кв.м, расположенный по указанному адресу, предоставлен заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Конаковского района Тверской области 23.12.1999 выдано свидетельство о государственной регистрации соответствующего права N 6943710 (лист дела 19).
Постановлением администрации от 21.08.2009 N 1054 земельный участок с кадастровым номером 69:43:070201:0020 площадью 19 162 кв.м под производственной базой, принадлежащий обществу на праве постоянного (бессрочного пользования), разделен на 2 земельных участка (площадью 17 817 кв.м и 1345 кв.м), на участке площадью 1345 кв. м находится недвижимость, принадлежащая обществу с ограниченной ответственностью "Лавнда", указанный участок зарегистрирован за названным обществом на праве собственности (листы дела 40, 47-52).
ООО "Тверьнефтепродукт" 08.04.2010 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 17 817 кв.м под свою производственную базу.
Письмом от 12.05.2010 N 1338 ответчик сообщил, что необходимо указать площадь земельного участка, подлежащего выкупу, а также документально подтвердить отсутствие прав третьих лиц на объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке.
Общество письмом от 20.05.2010 N 14-1021 информировало, что на испрашиваемом земельном участке площадью 17 817 кв. м отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие третьим лицам, и письмом от 06.07.2010 N 14-1357 повторно обратилось к ответчику за решением вопроса о выкупе данного земельного участка.
Ответчик в письме от 28.07.2010 N 2113 указал, что у ООО "Тверьнефтепродукт" отсутствует право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, поскольку документы, подтверждающие соответствующее право на разделенные земельные участки, обществом не представлены.
Постановлением администрации от 12.08.2010 N 885 "Об отказе ООО "Тверьнефтепродукт" в продаже земельного участка в г. Конаково, ул. Васильевского, д. 14 а" обществу отказано в продаже земельного участка с кадастровым номером 69:43:0070201:23, находящегося в государственной собственности.
ООО "Тверьнефтепродукт", не согласившись с данным постановлением, оспорило его в судебном порядке, попросив при этом возложить на ответчика обязанность подготовить и направить в месячный срок проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка
Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения граждан или юридических лиц, регулируется статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 указанного Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании статьи 29 и пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение месяца со дня поступления заявления о выкупе принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 данного Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Суд первой инстанции, исследовав предъявленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу о том, что ООО "Тверьнефтепродукт" как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорных земельных участков, сформированных в установленном порядке, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в администрацию полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Ответчик в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в определенный названной нормой срок не принял решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению общества и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Податель апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что права на земельные участки подлежат государственной регистрации, считает, что у заявителя не прекратилось право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 19 162 кв. м, а право на вновь образованный участок площадью 17 817 кв. м не возникло, поскольку регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок (площадью 17 817 кв. м) заявителем не производилась.
Апелляционная коллегия считает данное утверждение администрации необоснованным.
Пунктом 2 статьи 11.8. ЗК РФ закреплено, что у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
В этом случае принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
Согласно пункту 2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названной статьи государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
По смыслу приведенных норм при разделе земельного участка регистрации подлежит право муниципальной собственности на образуемые при разделе участки. Из этого следует, что после вынесения постановления от 21.08.2009 N 1054 (лист дела 40) администрация как собственник вновь образованных земельных участков обязана была произвести их регистрацию и постановку на кадастровый учет.
При этом, по мнению апелляционной инстанции, право постоянного (бессрочного) пользования общества, установленное постановлением главой Конаковского района Тверской области от 25.08.1999 N 567, на вновь образованный земельный участок не прекратилось. Следовательно, общество является правообладателем этого участка и в силу положений, закрепленных в статьях 35, 36 ЗК РФ, как собственник объектов недвижимости, находящихся на указанном участке, имеет право на его выкуп.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением, в связи с этим действие субъективного публичного права (исключительного права на приватизацию земельных участков, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ), правообладателем которого является ООО "Тверьнефтепродукт", не может быть ограничено отсутствием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок площадью 17 817 кв. м.
Таким образом, апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов общества, связанных с реализацией им исключительного права на выкуп земельных участков, занятых объектами недвижимости.
Следовательно, дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 января 2011 года по делу N А66-10198/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18905/2006-Г12/1
Истец: Департамент имущественных отношений администрации г. Перми
Ответчик: Япаров Валерий Маликович
Третье лицо: МУ "Обеспечение эксплуатации, содержания и обслуживания нежилого муниципального фонда " г. Перми, Департамент финансов Администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2778/08