Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 17АП-1039/2011
г. Пермь |
|
14 марта 2011 г. |
Дело N А71-11603/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от истца Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Фармация" (ОГРН 1021801505923, ИНН 1833000350): не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчиков 1) Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, 2) Управлению имущественных отношений администрации города Ижевска (ИНН 1831114552) 3) Управлению финансов Администрации города Ижевска (ИНН 1826001151): не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики: не явились, извещены надлежащим образом;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска и Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ответчиков по делу)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2010 года
по делу N А71-11603/2010,
принятое судьей Ходыревым А.М.
по иску Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация"
к 1) Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, 2) Управлению имущественных отношений администрации города Ижевска 3) Управлению финансов Администрации города Ижевска
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики
о взыскании 2711054 руб. 54 коп. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Фармация" обратилось в арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, Управлению имущественных отношений администрации города Ижевска, Управлению финансов Администрации города Ижевска о взыскании 2 170 942 руб. 28 коп. неосновательного обогащения и 452 764 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами ( с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2010 года исковые требования удовлетворены. С Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, г. Ижевск за счет средств казны Муниципального образования "город Ижевск" в пользу Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Фармация" взыскано 2 170 942 руб. 28 коп. неосновательного обогащения, 452 764 руб. 44 коп. процентов. В удовлетворении исковых требований в отношении Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска, г. Ижевск и Управления финансов Администрации города Ижевска, г. Ижевск отказано.
Не согласившись с принятым решением Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска и Муниципальное образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска обратились с апелляционными жалобами.
Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ответчик по делу) в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку в силу Устава муниципального образования "город Ижевск" и Положения об Управлении имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска является главным распорядителем средств бюджета г. Ижевска. В соответствии с п.5 Положения об Управлении финансов администрации г. Ижевска установлено, что в полномочия Управления финансов входит исполнение судебных по искам к муниципальному образованию "город Ижевск", следовательно, стороной по договору следует считать Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска (ответчик по делу) просит решение суда отменить в части взыскания процентов в размере 452 764,44 руб. с Муниципального образования "город Ижевск" за счет средств казны. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что расчет процентов должен быть произведен только с 29.04.2010г. (с даты возникновения права собственности) и по 01.12.2010г., поскольку до подачи иска Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики, право муниципальной собственности не было оспорено, следовательно, Муниципальное образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска было собственником на законных основаниях до вступления решения суда от 26.01.2010г. по делу N А71-18108/2009 в законную силу.
Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Фармация" (истец по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменении, а апелляционные жалобы без удовлетворения. Указывает, что стороной по договору аренды следует считать Администрацию города Ижевска, поскольку все договоры заключались с администрацией. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2010г. по делу N А71-18108/2009 за Удмуртской Республикой было признано право собственности на спорные объекты недвижимого имущества в силу прямого указания закона с 01.01.2008г., которое не обжаловалось и вступило в законную силу, следовательно, истец не должен был вносить арендные платежи с 01.01.2008г. в адрес администрации. Кроме того, именно с 01.01.2008г. подлежат начислению проценты, поскольку с данного периода ответчик должен был узнать о неосновательном получении от истца денежных средств.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2007-2009 между истцом и ответчиком - Администрацией города Ижевска в лице Управления имущественных отношений заключены договоры аренды объектов муниципального нежилого фонда (далее - договоры аренды):
1) договор аренды N 13494 (срок действия с 20.11.2006г. по 21.02.2008г.) и договор аренды N 14313 (срок действия с 22.02.2008г.) в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Труда, д. 1 (т.1 л.д.22-23);
2) договор аренды N 13470 (срок действия с 20.11.2006г. по 21.02.2008г.) (т.1 л.д.28-29) и договор аренды N 14346 (срок действия с 22.02.2008г.) в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Ленина, д. 114 (т.1 л.д.30-31);
3) договор аренды N 5112 (срок действия с 01.09.1998г. по 31.06.2008г.) и договор аренды N 14490 (срок Действия с 01.07.2008г. по 30.06.2011г.) в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красноармейская, д. 140 (т.1 л.д.33-34);
4) договор аренды N 13503 (срок действия с 20.11.2006г. по 21.02.2008г.) (т.1 л.д.38-39) и договор аренды N 14341 (срок действия с 22.02.2008г.) (т.1л.д.40-41) в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д.213;
5) договор аренды N 13496 (срок действия с 20.11.2006г. по 21.02.2008г.) (т.1 л.д.43-44) и договор аренды N 14342 (срок действия с 22.02.2008г.) (т.1 л.д.45-46) в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д.7.
Указанные нежилые помещения были переданы согласно актам приема - передачи, копии актов приобщены к материалам дела.
Все нежилые помещения использовались истцом для размещения в них аптек.
Согласно условиям указанных договоров аренды истцом производилась уплата арендных платежей, что подтверждается платежными поручениями, актами сверки взаимных расчетов (копии документов имеются в материалах дела).
19.02.2007г. в соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Удмуртской Республики N 126-р "О приеме муниципального имущества в собственность Удмуртской Республики" объекты недвижимости подлежали закреплению за ГУП УР "Фармация" на праве хозяйственного ведения.
Поскольку в установленный Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" срок до 01.01.2008г. органами местного самоуправления объекты недвижимости в собственность Удмуртской Республики переданы не были, однако, истцом во исполнение п.3.2. договоров аренды были уплачены арендные платежи и штрафные санкции за нарушение сроков оплаты арендных платежей в размере 2 543 398руб.42коп. (платежные поручения, акты сверок взаимных расчетов).
Истец обратился к Управлению имущественных отношений администрации г. Ижевска с письмами N 234 от 24.03.2010 , N 341 от 12.04.2010 с требованием погасить задолженность ГУП УР "Фармация" по договорам аренды в сумме 372 457руб.79коп. за счет имеющейся переплаты, возникшей на основании решения суда от 26.01.2010г., а также возвратить на расчетный счет предприятия оставшуюся сумму задолженности в сумме 2 291 170руб.90коп.
Поскольку данные письма остались без исполнения истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчиков 2 170 942 руб. 28 коп. неосновательного обогащения, 452 764 руб. 44 коп. процентов за период с 01.01.2008 по 20.12.2010.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 395, 1102, 1105, 1107 ГК РФ, удовлетворил исковые требования, посчитав их законными и обоснованными, подтвержденными надлежащими доказательствами.
Муниципальное образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, не согласившись с решение суда указывает, что поскольку в силу Устава муниципального образования "город Ижевск" и Положения об Управлении имущественных отношений Администрации г. Ижевска, Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска является главным распорядителем средств бюджета г. Ижевска. В соответствии с п.5 Положения об Управлении финансов администрации г. Ижевска установлено, что в полномочия Управления финансов входит исполнение судебных по искам к муниципальному образованию "город Ижевск", следовательно стороной по договору следует считать Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Данные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Государственным унитарным предприятием Удмуртской Республики "Фармация" и Администрацией города Ижевска в лице Управления имущественных отношений заключены договоры аренды объектов муниципального нежилого фонда N 13494, N 14313 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Труда, д. 1; N 13470, N 14346 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Ленина, д. 114; N 5112, N 14490 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красноармейская, д. 140;
N 13503, N 14341 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Пушкинская, д.213; N 13496, N 14342 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, д.7.
Все арендные платежи осуществлялись истцом по реквизитам, указанным в п. 3.2 договоров аренды, по реквизитам, указанным Администрацией города Ижевска в лице Управления имущественных отношений.
Следовательно, стороной по договорам аренды Муниципальное образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска.
Во исполнение п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ Правительством Удмуртской Республики принято распоряжение от 19.02.2007г. N 126-р "О приеме муниципального имущества в собственность Удмуртской Республики", в котором органам местного самоуправления Удмуртской Республики предписано осуществить передачу из муниципальной собственности в собственность Удмуртской Республики объектов недвижимости, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики, а именно - для реализации программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской и социальной помощи отдельным категориям граждан посредством государственных унитарных аптечных предприятий Удмуртской Республики.
Перечень подлежащих передаче объектов указан в приложении к распоряжению, в частности в приложении указаны спорные объекты недвижимости - помещения аптек.
Пунктом 3 распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 19.02.2007 г. N 126-р упомянутые объекты недвижимости подлежали закреплению за ГУП УР "Фармация" на праве хозяйственного ведения.
Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" срок передачи органами местного самоуправления в собственность субъектов Российской Федерации имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установлен до 1 января 2008 г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71- 18108/2009 право собственности на спорные объекты признано с 01.01.2008 в силу прямого указания закона.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с 01.01.2008г. истец не должен был вносить арендные платежи по договорам аренды объекта муниципального нежилого фонда.
В соответствии с ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" в предмет доказывания по данным спорам входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; факт пользования ответчиком этим имуществом; размер переданного имущества; период пользования спорным имуществом в целях определения размера неосновательного обогащения.
Таким образом, для признания полученных средств неосновательным обогащением необходимо доказать, что их получение или сбережение произошло без законных оснований за счет другого лица.
Судом первой инстанции установлено, что согласно условиям указанных договоров аренды истцом производилась уплата арендных платежей, что подтверждается платежными поручениями, актами сверки взаимных расчетов (копии документов имеются в материалах дела).
Таким образом факт пользования Муниципальным образованием "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска денежными средствами в виде арендной платы в период с 01.01.2008г. по 01.04.2010г. полностью подтверждается материалами дела: платежными поручениями, актами сверок взаимных расчетов.
Следовательно, в силу ст. 1102 ГК РФ полученные Муниципальным образованием "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска после 01.01.2008 денежные средства в сумме 2 170 942руб.28коп. являются неосновательным обогащением, в связи с чем, у Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска возникло обязательство вследствие неосновательного обогащения, а именно обязательство по возврату указанных денежных средств истцу.
Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска, оспаривая решение суда в части взыскания процентов в размере 452 764,44 руб. с Муниципального образования "город Ижевск" за счет средств казны указывает, что расчет процентов должен быть произведен только с 29.04.2010г. (с даты возникновения права собственности) и по 01.12.2010г., поскольку до подачи иска Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики, право муниципальной собственности не было оспорено, следовательно, Муниципальное образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска было собственником на законных основаниях до вступления решения суда от 26.01.2010г. по делу N А71-18108/2009 в законную силу.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению на основании следующего.
На основании пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку ответчик безосновательно пользовался денежными средствами истца, суд правомерно удовлетворил требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 452 764 руб. 44 коп., исходя из ставки рефинансирования, которая менялась на протяжении всего периода с 01.01.2008г. по 20.12.2010г., что соответствует ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка на то, что расчет процентов должен быть произведен только с 29.04.2010г. (с даты возникновения права собственности Удмуртской Республики) и по 01.12.2010г., подлежит отклонению апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Федеральным законом от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" срок передачи органами местного самоуправления в собственность субъектов РФ спорного имущества был установлен до 01.01.2008г.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.01.2010г. по делу N А71-18108/2009 установлено, что право собственности за Удмуртской Республикой на спорные объекты недвижимого имущества возникло с 01.01.2008г. в силу прямого указания закона.
Правительством Удмуртской Республики было вынесено распоряжение от 19.02.2007г. N 126-р о передаче из собственности муниципальных образований в собственность Удмуртской Республики имущества, используемого Государственными унитарными предприятиями государственной аптечной сети, то есть, ГУП УР "Фармация".
Несоблюдение процедуры принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ, выразившееся в отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества, само по себе не является основанием для вывода о том, что право собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости не прекратилось (ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2006г. N 8-П, Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006г. N 542-О).
Учитывая изложенные обстоятельства, а также тот факт, что спорное имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежало передаче в собственность другого, в силу прямого указания закона, следовательно, основанием для возникновения права является решение о передаче имущества и срок его возникновения - с 01.01.2008г.
Довод Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска о том, что надлежащим ответчиком по делу является не Администрация города Ижевска, а Управление имущественных отношений Администрации г. Ижевска, отклоняется, так как стороной по договорам аренды объекта муниципального нежилого фонда (арендодателем) являлась именно Администрация города Ижевска и все арендные платежи производились истцом по реквизитам, указанным в договорах аренды арендодателем.
В результате изложенного решение суда от 21 декабря 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска и Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2010 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления имущественных отношений администрации г. Ижевска и Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10145/2008-С6
Истец: ОАО "Екатеринбургский завод "Композит"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе