г. Пермь
30 сентября 2008 г. |
Дело N А60-1139/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2008года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.09.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Борзенковой И.В., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолиной Н.И.
при участии:
от заявителя (Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области) - не явился, извещен,
от ответчика (МУЗ "Дегтярская городская больница") - не явился, извещен,
от третьих лиц (1. Министерство здравоохранения Свердловской области,
2. Администрация городского округа г. Дегтярск) - не явились, извещены,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2008 года
по делу N А60-1139/2008,
принятое судьей Сергеевой М.Л.
по заявлению Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области
к МУЗ "Дегтярская городская больница"
третьи лица: Министерство здравоохранения Свердловской области, Администрация городского округа г. Дегтярск
об обязании восстановить на счет 2393959 руб.
установил:
ТФОМС Свердловской области, изменив предмет заявленных требований в судебном заседании от 23.06.2008, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием обязать МУЗ "Дегтярская городская больница" восстановить на счет заявителя денежные средства в сумме 2393959 руб., использованные не по назначению, выявленные по акту плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ "Дегтярская городская больница" от 28.07.2005, или на счет обязательного медицинского страхования, открытый в МУЗ "Дегтярская городская больница".
МУЗ "Дегтярская городская больница" заявило встречное требование о признании недействительным предписания ТФОМС Свердловской области от 01.08.2005 N 25-07/472.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008г. в удовлетворении требований ТФОМС Свердловской области отказано на основании пропуска срока исковой давности; в части встречного заявления МУЗ "Дегтярская городская больница" производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с данным судебным актом, ТФОМС Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда по первоначальному иску отменить, заявленное требование удовлетворить. В части прекращения производства по делу решение не оспаривает. Полагает, что суд неправомерно не рассмотрел данный спор по существу, не применил закон, подлежащий применению, а также неправильно оценил обстоятельства дела. Считает, что действие Указа Президента РФ от 25.07.1996г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ" на ТФОМС не распространяется, поскольку порядок проведения ТФОМС проверок деятельности медицинских учреждений регулируется Инструкцией "О порядке проведения территориальными фондами ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной Приказом ФФОМС от 17.12.1998г. N 100, из которой следует, что узнать о нецелевом использовании бюджетных средств заявитель мог только после проведения проверки, но не в момент получения реестров и счетов на оплату за оказанную больницей медицинскую помощь. Полагает, что вывод суда об истечении срока исковой давности является неправомерным, т.к. срок исковой давности должен исчисляться с даты составления акта проверки от 28.07.2005г., поскольку о нарушении фонд узнал только после проведения плановой комплексной проверки и оформления соответствующего акта. Считает ссылку суда на то, что Министерство здравоохранения Свердловской области в отзыве указало на пропуск заявителем срока для обращения с настоящим заявлением неправомерной, поскольку третье лицо указывало на пропуск срока для обращения с заявлением о признании незаконным бездействия должностного лиц, т.е. с первоначальным заявлением.
МУЗ "Дегтярская городская больница" представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому против доводов жалобы возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Администрация городского округа Дегтярск представило письменный отзыв на жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Министерство здравоохранения Свердловской области письменный отзыв на жалобу не представило.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили. Данное обстоятельство в силу п.2,3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что обжалуемое решение соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
На основании приказа от 05.07.2005 N 217 ТФОМС Свердловской области в период с 11.07.2005 по 27.07.2005 проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ "Дегтярская городская больница" за период с 01.01.2003 по 30.06.2005, по результатам которой составлен акт проверки от 28.07.2005 (л.д. 8-33 т.1).
Согласно акту МУЗ "Дегтярская больница" в проверяемый период допускались неправомочные отнесения на затраты по обязательному медицинскому страхованию обязательств по оплате по оплате труда подразделений, относящихся к бюджетной сфере, и нерациональное (нецелевое) использование денежных средств ОМС в общей сумме 3442304,5 руб.
ТФОМС Свердловской области вынесено предписание об устранении нарушений использования средств ОМС от 01.08.2005 N 25-07/472, которым МУЗ "Дегтярская больница" предложено в срок до 01.09.2005 восстановить путем перечисления на счета заявителя использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 3442304,50 руб. (л.д. 34 т.1)
Данное предписание получено заинтересованным лицом 10.08.2005.
Как было установлено при рассмотрении дела, на основании приказов заявителя от 07.10.2005 N 299 и от 26.12.2006 N 387 из очередных платежей ответчика было удержано 762507 руб. Впоследствии сумма нецелевого использования была уменьшена на 285838 руб. (письмо ТФОМС от 12.07.2006 N25-07/323).
Заявитель указал, что на момент подачи настоящего заявления МУЗ "Дегтярская городская больница" надлежит восстановить на счет заявителя денежные средства в сумме 2393959 руб. использованные не по назначению, выявленные по акту плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в МУЗ "Дегтярская городская больница" от 28.07.2005г.
Из материалов дела следует, что 27.01.2003, 27.01.2004 заключены тарифные соглашения на оплату видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в рамках Территориальной программы ОМС населению Свердловской области на 2003, 2004 годы. Тарифное соглашение на 2004 год решением согласительной комиссии от 25.01.2005 пролонгировано до утверждения Тарифного соглашения на 2005 год (л.д. 72-90 т.3).
Согласно указанным тарифным соглашениям, при выявлении территориальным фондом ОМС фактов нецелевого использования медицинским учреждением средств ОМС (на виды расходов, не указанные в тарифном соглашении) медицинское учреждение обязано восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению. В противном случае территориальный фонд ОМС вправе удержать из очередных платежей медицинскому учреждению денежные средства в размере суммы, использованной не по назначению.
На основании указанных тарифных соглашений заключены договоры о выполнении Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2003 г. и 2004 г., в силу которых МУЗ "Дегтярская городская больница" обязуется обеспечить целевое и рациональное использование финансовых средств, полученных по указанным договорам, при выявлении случаев нецелевого использования финансовых средств восстановить сумму, использованную не по целевому назначению (л.д. 79-88 т.2).
Данные договоры являются гражданско-правовыми договорами, исполнение которых регулируется гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 4 названного Закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, каковым является и ответчик по настоящему спору, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 20, 23 Закона медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования на основании договоров со страховыми медицинскими организациями, в которых должен быть предусмотрен порядок контроля за качеством медицинской помощи и использованием страховых средств. В силу ст. 27 Закона медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованному лицу.
Исходя из буквального толкования положений данного закона, поскольку ответственность за нецелевое использование средств ФОМС медицинскими учреждениями законодательно не установлена, может иметь место лишь ответственность за нарушение условий заключенных договоров. Так, в случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты на оказание медицинских услуг, поскольку нецелевое использование средств подтверждает наличие нарушения обязательств в части объема оказанных услуг, не обеспечивающего размера встречного обязательства по их оплате.
В силу того, что правоотношения сторон основаны на договоре, взыскание спорных денежных средств осуществляется в соответствии с положениями статей 2, 8 и 12 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, как обоснованно указал суд первой инстанции, к спорным правоотношениям подлежат применению также нормы института исковой давности, установленные главой 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п.1 ст. 200 ГК РФ истечение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
В суде первой инстанции МУЗ "Дегтярская городская больница" заявлено об истечении срока исковой давности.
Судом первой инстанции установлено, что с учетом удержания денежных средств 762507 руб. расходы, подлежащие восстановлению, произведены заинтересованным лицом в 2003-2004 годах.
Договоры о выполнении Территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи, заключались ежегодно.
МУЗ "Дегтярская городская больница" регулярно в течение 2003, 2004гг. представляло заявителю реестры граждан, которым оказана медицинская помощь, выставляло счета на оплату (л.д. 38-49 т.4).
На основании указанных реестров заявитель имел возможность установить, что оплата произведена за услуги, не предусмотренные Тарифными соглашениями, что является нецелевым использование средств.
Суд правомерно указал, что на момент обращения заявителя с иском с момента окончания действия договоров за 2003,2004гг., а также окончания соответствующего финансовых лет прошло более трех лет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ТФОМС Свердловской области в соответствии со статьей 199 ГК РФ.
Ссылка заявителя на то, что срок исковой давности следует исчислять с момента составления акта проверки от 28.07.2005г., является несостоятельной, поскольку заявитель мог установить факт нецелевого использования и потребовать исполнить предусмотренную договором обязанность исполнителя по восстановлению сумм, использованных не по целевому назначению, в порядке гражданского законодательства.
Поскольку суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного ТФОМС Свердловской области требования, исходил из истечения срока исковой давности, по существу спор не рассматривал, и суд апелляционной инстанции считает данную позицию суда правомерной, оснований для рассмотрения доводов заявителя жалобы, касающихся существа спора, не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты его вынесения через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Р.А. Богданова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1139/2008-С5
Истец: Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области
Ответчик: МУЗ "Дегтярская городская больница"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Свердловской области, Администрация городского округа Дегтярск
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6092/08