г. Пермь
29 декабря 2008 г. |
Дело N А60-21845/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н. П.
судей Сафоновой С.Н., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
в отсутствие представителей истца ГУ-СРО ФСС РФ филиал N 10 и ответчика НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца ГУ-СРО ФСС РФ филиал N 10
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 ноября 2008 года
по делу N А60-21845/08,
принятое судьей Ефимовым Д.В.
по иску ГУ-СРО ФСС РФ филиал N 10
к НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка
о взыскании 28350 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования (филиал N 10) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Негосударственному образовательному учреждению высшему учебному заведению Институт менеджмента и рынка о взыскании ущерба в сумме 28350 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.11.2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что ассигнования в размере 28350 руб. выделенные ответчику как страхователю, являются расходами Фонда социального страхования. Ответчиком не подтверждена медицинская необходимость приобретения санаторно-курортных путевок в оздоровительные лагеря, следовательно, выделенные средства были использованы страхователем не по назначению. В соответствии с п.18 Постановления Правительства РФ N 101 от 12.02.1994г. "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. В силу ст. 11 ФЗ РФ N 165-ФЗ от 16.07.1999г. "Об основах обязательного социального страхования" Фонд имеет право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении вреда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в заседание суда не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что расходование выделенных Фондом средств произведено ответчиком в целях оздоровления детей работников страхователя, путевки в детское оздоровительное учреждение профильного назначения приобретены и выданы Институту Фондом. Сумма выделенных и неиспользованных ассигнований в виде путевок согласно отчетам не уменьшили размер взносов Института, уплаченных филиалу N 10. Данная сумма, предварительно отраженная в таблице N 3 "Расходы на цели обязательного социального страхования" отчета была исключена сотрудником филиала N 10, как не принимаемая для целей уменьшения налога. С учетом изложенного, действия ответчика не повлекли причинение убытков Фонду социального страхования.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением - Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования была проведена документальная выездная проверка НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка по вопросу правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2006г. по 31.12.2007г.
По результатам проверки составлен акт документальной выездной проверки от 31.03.2008 N 69 С/С (л.д. 14-16).
В ходе проверки установлено, что НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка обратилось 13.04.2006 в филиал N 10 ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования с заявкой о предоставлении детям школьного возраста (с 7 до 15 лет включительно) работников предприятия трех путевок в детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Магадан" с 28 мая 2006 года.
Рассмотрев заявление страхователя, Фонд социального страхования выделил НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка ассигнования на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря в сумме 28350 руб. На указанную сумму ассигнований исполнительный орган Фонда социального страхования приобрел и выдал НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка путевки в ДСОЛКД "Магадан". Данные путевки НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка предоставил своим работникам.
В нарушение п.3 Постановления Правительства РФ от 21.04.2001г. N 309 "Об утверждении положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей", НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка не представило Фонду медицинские справки формы N 070/У-04.
Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в принятии к зачету расходов в сумме 28350 руб. и предложении страхователю перечислить Фонду социального страхования не принятую к зачету сумму 28350 руб.
21.04.2008г. Фонд социального страхования выставил страхователю требование N 5 о возврате средств, полученных от филиала Фонда на цели обязательного социального страхования страхователем - плательщиком единого социального налога (л.д.17).
Поскольку НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка в добровольном порядке не исполнило требование от 21.04.2008 N 5, Фонд социального страхования обратился в суд с заявлением о возмещении ему ущерба в сумме 28350 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции установил, что действующее законодательство не предусматривает возможности взыскания со страхователя стоимости путевок в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, оплаченной на основании самостоятельно принятого Фондом социального страхования решения, и не отнесенной страхователем в расходы по обязательному социальному страхованию, следовательно, у истца отсутствуют правовые основания для взыскания с НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка уплаченной стоимости путевок в сумме 28350 руб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд установил, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В силу ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщикам предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Методических указаний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004г. N 24, по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) фонда принимает, в том числе, решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Пунктами 3, 12 Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001г. N 309, установлено, что путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения; средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением настоящего Положения, региональными отделениями фонда к зачету не принимаются.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минздрава РФ от 14.06.2001г. N 215 "О направлении больных на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение" при наличии медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний пациенту выдается справка формы 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, которая является единственным медицинским основанием для выдачи путевки.
Справка носит предварительный информационный характер и выдается пациенту для представления по месту работы в комиссию (уполномоченному) по социальному страхованию или по месту требования для решения вопроса о выделении путевки на санаторно-курортное или амбулаторно-курортное лечение, где и остается в случае выделения путевки как медицинское основание для ее выдачи.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком факт выделения Фондом ассигнований на оздоровление детей его работников и приобретение путевок в оздоровительное учреждение в 2006 году на сумму 28350 руб.
На момент проверки у страхователя отсутствовали справки формы 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения детей.
Таким образом, расходы на оплату путевок на санаторно-курортное оздоровление в сумме 28350 рублей произведены страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что учреждение является плательщиком единого социального налога (л.д. 93-107).
По результатам проверки в отношении страхователя принято решение непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету.
При этом полномочия фонда не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, представляется отделением (филиалом отделения) фонда в соответствующий налоговый орган в течение 10 дней со дня его вынесения. Сводная информация о не принятых к зачету расходах страхователя - плательщика единого социального налога представляется фондом налоговым органам ежеквартально в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Решения отделения (филиала отделения) фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для вынесения ими соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с расчетной ведомостью по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год (л.д. 89-92) стоимость на приобретение путевок в детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Магадан" в размере 28350 руб. НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка на расходы по обязательному социальному страхованию не отнесло.
Стоимость путевок в размере 28350 руб. отражена в расчетной ведомости в таблице 3 в графе "Оздоровление детей" в качестве сведений об утвержденных ассигнованиях на 2006 год.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что стоимость путевок в размере 28350 руб. считается уплаченной страхователем в Фонд социального страхования в составе единого социального налога, что свидетельствует об отсутствии у страховщика ущерба, основаны на материалах дела.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что из искового заявления следует, что предметом иска является взыскание убытков (ущерба), а основанием иска - нецелевое расходование ответчиком средств Фонда социального страхования.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят факты: противоправность действий (бездействия) ответчика, факт и размер понесенного ущерба, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
Доказательств наличия указанных фактов истцом судам не представлено.
При таких обстоятельствах у государственного учреждения Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования филиал N 10 отсутствуют правовые основания для взыскания с НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка ущерба в сумме 28350 руб. 00 коп.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.11.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. П. Григорьева |
Судьи |
С.Н. Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21845/08
Истец: ГУ-СРО ФСС РФ филиал N 10
Ответчик: НОУ ВУЗ Институт менеджмента и рынка
Хронология рассмотрения дела:
29.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9636/08