г. Пермь
08 апреля 2009 г. |
Дело N А60-31544/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Мещеряковой Т.И., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс": не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица - Чкаловский районный отдел г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области: не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц- Фалалеев Г.В., Квашнин П.С.: не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда; рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Чкаловского районного отдела г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 января 2009 года
по делу N А60-31544/08,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс"
к Чкаловскому районному отделу г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области
третьи лица: Фалалеев Г.В., Квашнин П.С.
о признании незаконным постановления,
установил:
ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс" (далее - заявитель, общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Чкаловского районного отдела судебных приставов-исполнителей г. Екатеринбурга от 22.09.2008г., которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 35 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 26.01.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", при этом, что ст. 115 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрен упрощенный порядок наложения штрафа без составления протокола. Постановление судебного пристава исполнителя о наложении штрафа должно отвечать требованиям ч.2 ст.14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которое должно содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, оспариваемое постановление требованиям данной нормы соответствует.
ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на неправомерность оспариваемого постановления.
Квашнин П.С. по мотивам, изложенным в письменном отзыве, поддерживает позицию заинтересованного лица и просит решение суда первой инстанции отменить.
Фалалеев Г.В. письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали, ответчик письменный отзыв на жалобу не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа N 2-47 от 23.03.2006г., выданного Чкаловским районным судом, в отношении ЕМУП Чкаловский и МУ УЖКХ Чкаловского района 10.11.2006г. возбуждено исполнительное производство.
Определением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга 21.09.2006г. произведена замена стороны должника исполнительного производства на ООО УК РЭМП УЖСК.
В рамках исполнительного производства судебным приставом - исполнителем Чкаловского районного отдела г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области Васильевой Н.В. было вынесено постановление о назначении специалиста. На основании заключения главного специалиста отдела эксплуатации исполнительное производство 07.09.2007г. было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Решением суда от 18.12.2007г. постановление об окончании исполнительного производства отменено. Свердловский областной суд оставил решение Чкаловского районного суда без изменения.
Судебным приставом - исполнителем Чкаловского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП по Свердловской области Бересневой И.А. 23.05.2008г. вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства, исполнительное производство возобновлено.
В Чкаловский районный отдел судебных приставов г. Екатеринбурга УФССП России по Свердловской области поступило ходатайство взыскателя Квашнина П.С. об установке прибора учета тепла. Данное ходатайство удовлетворено.
Считая, что должник в установленный срок не установил прибор учета тепла, в связи с этим не выполнил требования судебного пристава-исполнителя, заинтересованное лицо квалифицировало действия общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс" по ст. 17.15 КоАП РФ и вынесло постановление о наложении штрафа в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении судебным приставом-исполнителем порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ч. 2 ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора влечет наложение административного штрафа.
Согласно ч. 1 ст. 115 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что санкция ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
В то же время судебный пристав-исполнитель как лицо, применяющее публично-правовую санкцию, должен убедиться в наличии либо отсутствии уважительных причин неисполнения. В случае неисполнения должником требований по причине, признанной уважительной, новый срок назначается без применения мер ответственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что вопрос вины судебным приставом-исполнителем в оспариваемом постановлении не исследовался.
Из материалов дела следует, что решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 23.03.2006г. на ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс" возложена обязанность по производству капитального ремонта инженерных коммуникаций (трубопроводов канализации, систем ГВС и отопления) за счет финансирования Администрации г.Екатеринбурга, составления соответствующей сметы дома N 32 по ул.Титова в г.Екатеринбурге.
В силу требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170 перечень и стоимость работ по капитальному ремонту должны определяться по результатам обследования жилого здания при изготовлении проектно-сметной документации. При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Порядок разработки, объем и характер проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться в соответствии с действующими документами (п.п.2.4.2, 2.4.5).
Поскольку обязанность финансирования работ по капитальному ремонту возложена на исполнительный орган местного самоуправления, что имеет значение для определения объема работ, судебный пристав-исполнитель должен был исследовать вопрос, была ли включена в проектно-сметную документацию при производстве работ по капитальному ремонту установка прибора учета тепла на дом N 32 по ул.Титова в г.Екатеринбурге, является ли прибор учета тепла составной частью системы отопления. Материалы дела не содержат доказательств в подтверждение либо в опровержение данного обстоятельства.
Постановление о наложении штрафа от 22.09.2008г. не содержит указаний на то, что обстоятельства, имеющие правовое значение, были исследованы и установлены судебным приставом.
В связи с этим не представляется возможным сделать вывод о том, является ли законным и обоснованным требование об установке учета тепла на дом N 32 по ул.Титова в г.Екатеринбурге.
Таким образом, вина заявителя в совершении административного правонарушения, судебным приставом не доказана.
Кроме того, оценив имеющиеся доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о несоблюдении судебным приставом-исполнителем порядка привлечения общества к административной ответственности.
В силу ч. 1.1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 настоящего Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вышеуказанные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 Постановления Пленума от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Из материалов дела следует, что о времени и месте вынесения оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс" не извещалось, постановление было вынесено судебным приставом-исполнителем в отсутствие законного представителя общества.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем допущены существенные нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, которые носят неустранимый характер и являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Доводы заинтересованного лица о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного отклоняются.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2009 г. по делу N А60-31544/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чкаловского районного отдела г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Т.И.Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31544/08
Истец: ООО "Управляющая компания Ремонтно-эксплуатационное многопрофильное предприятие "Уралжилстройкомплекс"
Ответчик: Чкаловский районный отдел г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области
Заинтересованное лицо: Фалалеев Геннадий Васильевич, Квашнин Петр Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2031/09