Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2009 г. N 16АП-2085/2009
г. Ессентуки |
Дело N А63-17719/2008 |
16 сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Мельников И.М.,
судей: Афанасьевой Л.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Ничковой В.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерство финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-17719/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края о взыскании 20030 рублей 53 копеек убытков (судья Сергеев М.С.),
при участии в заседании:
от ООО "Ставропольрегионгаз": не явились, извещены (уведомление 03372);
от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по СК: не явились, извещены (уведомление03369);
от Министерства финансов Ставропольского края: не явились, извещены (уведомление 03365);
от Министерства финансов РФ: не явились, извещены (уведомление 03365);
от Отдела образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края: не явились, извещены (уведомление 03375);
от Финансовое управление администрации Левокумского муниципального района: не явились, извещены (уведомление 03376);
от Администрации Левокумского муниципального района: не явились, извещены (уведомление 03378);
от МДОУ Детский сад N 16 с. Первомайское: не явились, извещены (уведомление 03379);
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" г. Ставрополь (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов РФ г. Москва, Министерству финансов СК г. Ставрополь с требованием о взыскании 20030 рублей 53 копейки убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате поставленного природного газа на отопление в 2006 году педагогическими работниками муниципального дошкольного учреждения "Детский сад N 16" (далее - МДОУ "Детский сад N 16", Учреждение) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Определением от 08.12.2008 судом в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащих ответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Ставропольского края на надлежащих ответчиков: Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва и Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края г. Ставрополь соответственно.
В судебном заседании истец уменьшил размер исковых требований до 4021 рублей 97 копеек, отказавшись от иска в части требования о взыскании 16008 рублей 56 копеек убытков (в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Судом принят отказ истца от иска в части требования о взыскании 16008 рублей 56 копеек убытков, в связи с чем, производство по делу в этой части иска прекращено. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" 3408 рублей 54 копейки убытков. В части требования о взыскании 613 рублей 52 копейки убытков отказано. В части требования о взыскании 3408 рублей 45 копеек убытков со Ставропольского края в лице Министерства финансов СК в удовлетворении иска отказано. ООО "Ставропольрегионгаз" выдана справка на возвращено из федерального бюджета Российской Федерации 776 рублей 68 копеек госпошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате работникам МДОУ "Детский сад N 16" бесплатного пользования природным газом в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 14.07.2009 и принять новый судебный акт по тем основаниям, что Российская Федерация не является ответчиком в данном споре, сумма иска рассчитана неверно.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, рассмотреть дело без его участия.
В отзыве на апелляционную жалобу отдел образования администрации Левокумского района просит оставить решение суда без изменения, рассмотреть дело без его участия.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Правильность решения от 14.07.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя налогового органа Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество и МДОУ "Детский сад N 16" (далее Учреждение) заключили договор N 49/13-6/15-1-0580/06 от 24.03.2006 и дополнительное соглашение от 14.12. о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан. Общество в 2006 году предоставило льготы по оплате природного газа для отопления педагогическим работникам учреждения на сумму 73433 рубля 95 копеек, а учреждение компенсировано 53403 рубля 42 копейки.
В связи с тем, что обществу затраты по предоставлению льгот гражданам по оплате природного газа в соответствии с Законом РФ "Об образовании" в размере 20030 рублей 53 копейки не компенсированы, истец обратился с иском в суд о возмещении убытков.
В обоснование требований, общество представило реестр-расчет граждан, которым предоставлялись льготы при оплате природного газа, документы являющиеся основанием предоставления льгот в соответствии с Законом РФ "Об образовании", акт сверки взаиморасчетов с учреждением, счета-фактуры за спорный период об объемах отпущенного природного газа, копии сводных реестров и списки работников МДОУ Детский сад N 16, копии платежных поручений, квитанции об оплате (т.1 л.д.67-118)
Объем предоставленных льгот составил сумму 73433 рубля 95 копеек, компенсировано 53403 рубля 42 копейки (т.1 л.д.79), размер задолженности составил 20030 рублей 53 копейки (т.1 л.д.57).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции было установлено, обществом поставлено в счет льготы по Закону РФ "Об образовании" газа на сумму 57425 рублей 39 копеек, задолженность составляет 4021 рубль 97 копеек (т.2 л.д.127-128). В связи с уменьшением суммы задолженности истцом уменьшена сумма иска до 4021 рубля 97 копеек.
Суд удовлетворил требование истца в размере 3408 рублей 54 копеек, в части взыскания 613 рублей 52 копеек отказал, мотивировав решение следующим.
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на: получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В 2005 году советом Левокумского муниципального района Ставропольского края было принято решение о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Левокумского района с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В 2006 году в соответствии с законом Ставропольского края от 10.04.2006 года N 18-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" были внесены изменения в указанное решение. Согласно данным изменениям педагогические работники имели право получать меры социальной поддержки в натуральном выражении, либо в виде ежемесячной денежной выплаты. При этом финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществлялось за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. До выделения средств из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Левокумского муниципального района на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно положениям Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.
Отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указанные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по из финансированию на субъект Российской Федерации либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Данное положение следует также из Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в котором указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из указанного следует, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате работникам МДОУ "Детский сад N 16" бесплатного пользования природным газом в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации.
Собственных денежных средств на реализацию выше указанного закона в бюджете Ставропольского края на 2006 год не предусматривалось.
Принимая во внимание, что фактические расходы общества по предоставлению льгот гражданам по оплате потребленного природного газа на отопление, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ "Об образовании" обществу не были возмещены, а также учитывая, что материалами дела подтверждено отсутствие выделения муниципальному образованию достаточных денежных средств для исполнения федерального законодательства в части предоставления льгот, доказательств передачи учреждению денежных средств для полного возмещения причиненных обществу убытков, ответчиками представлены не были и, учитывая, что льготы педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, предоставлены не муниципальным образованием, а федеральным законом, суд признает, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в результате бездействия не возместила ООО "Ставропольрегионгаз" расходы, понесенные обществом на реализацию Закона РФ "Об образовании" за 2006 год в размере 3408 рублей 45 копеек.
В связи с изложенным, в соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, суд признает, что убытки в сумме 3408 рублей 45 копеек, понесенные обществом в результате предоставления гражданам льгот в соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г.Москва за счет казны Российской Федерации, поскольку этот федеральный орган власти не обеспечил в полном объеме Ставропольский край финансовыми средствами на исполнение Закона РФ "Об образовании".
Принимая во внимание, что истец предоставлял услуги по стоимости, включающей НДС, что подтверждается счетами-фактурами, представленными в суд, требования истца подлежат удовлетворению в сумме исключающей НДС в размере 18% - 613 рублей 52 копейки убытков по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектами налогообложения по НДС. Недополученные на основании Закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.
В связи с чем, требования общества о взыскании 613 рублей 52 копейки удовлетворению не подлежат.
Исковые требования истца в части взыскания убытков со Ставропольского края в лице Министерства финансов СК г.Ставрополь удовлетворению не подлежат, поскольку стороны и третьи лица не представили суду доказательств подтверждающих получение Ставропольским краем денежных средств из федерального бюджета на реализацию закона и распределение этих денежных средств не по целевому использованию.
Апелляционный суд подтверждает выводы суда первой инстанции касающийся ответственности Российской Федерации за причиненные убытки при предоставлении льгот работникам МДОУ "Детский сад N 16" по оплате за пользования природным газом и отклоняет довод Министерства финансов Российской Федерации о ненадлежащем ответчике, однако судом первой инстанции необоснованно не учтен довод Министерства финансов Российской Федерации о неверном расчете суммы иска.
Как правильно установил суд первой инстанции, взысканию подлежит сумма убытков без суммы НДС.
ООО "Ставропольрегионгаз", представляя налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2006 год, должно было уменьшить налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и сумму налога, подлежащую уплате. Уменьшение налоговой базы происходит вследствие исключения денежных средств (субвенций) в указанный период из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость как не связанных с реализацией товаров (работ, услуг).
В данном случае ООО "Ставропольрегионгаз" вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), так как реализация им товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и с учетом льгот, предоставляемых налогоплательщику в соответствии с законодательством. Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот по действующему законодательству, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Кодекса.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
То есть в данном случае налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
На основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
В пункте 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Денежные средства, получаемые ООО "Ставропольрегионгаз" из бюджета, предоставляются на покрытие убытков, возникших в результате оказания услуг газоснабжения населению по льготным ценам. Предприятие не включает указанные дотации в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и исчисляет сумму налога исходя из фактических цен реализации.
Таким образом, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Недополученные на основании Закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них налога на добавленную стоимость. Данная позиция изложена в определении Высшего арбитражного суда от 17 апреля 2009 г. N ВАС-17325/08.
При указанных обстоятельствах, сумму НДС необходимо исключить из всей стоимости поставленного газа в обеспечение льготы (57425, 39 : 1.18 = 48665,58 рублей). Таким образом, затраты понесенные обществом по предоставлению льгот гражданам по оплате природного газа в соответствии с Законом РФ "Об образовании" истцу полностью компенсированы.
В резолютивной части решения суд отказал во взыскании 3408 рублей 45 копеек убытков со Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края, однако ко взысканию заявлялась сумма в размере 4021 рубль 97 копеек, cуд возвратил обществу федерального бюджета РФ 776 рублей 68 копеек госпошлины, в то время как возврату подлежит 301 рубль 53 копейки (801,53-500), в данной части решение надлежит изменить.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-17719/2008 в части взыскания с Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" 3408 рублей 54 копейки убытков отменить, в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" о взыскания с Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз" 3408 рублей 54 копейки убытков отказать.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-17719/2008 в части отказа во взыскании 3408 рублей 45 копеек убытков со Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края изменить, заменив сумму 3408 рублей 45 копеек на 4021 рубль 97 копеек.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2009 по делу N А63-17719/2008 в части возврата из федерального бюджета РФ 776 рублей 68 копеек госпошлины, изменить, заменив сумму 776 рублей 68 копеек на 301 рубль 53 копейки.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15438/2008/514/31
Истец: МУП "Водоканал Воронежа"
Ответчик: ТСЖ "Наш Дом"
Третье лицо: МУП "МИВЦ"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1742/09