18 июня 2009 г. |
Дело N А14-16272-2008/519/26 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Свиридовой С.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ГУ Управления ПФ РФ в г. Воронеже: Нетяга О.Г. - ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 01-24/27 от 11.01.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.03.2009 г. по делу N А14-16272-2008/519/26 (судья И.В. Федосеева),
принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 1186,70 руб. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воронежу (далее - Управление Пенсионного фонда, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", Общество) с заявлением о взыскании 1186,70 руб. финансовых санкций
Решением арбитражного суда Воронежской области от 16.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на соблюдение установленной налоговым законодательством процедуры привлечения страхователя к ответственности за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе направление Обществу в установленном порядке акта проведенной проверки в котором содержится извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Кроме того, Управление Пенсионного фонда в апелляционной жалобе указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка представленной заявителем копии ответа УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России" обособленного структурного подразделения Воронежский почтамт от 19.02.2009 г. N 306р, подтверждающего, по мнению Пенсионного фонда, направление в адрес ОАО "РЖД" акта проверки и его получение ответчиком 05.11.2008 г.
В судебное заседание не явились представители ОАО "Российские железные дороги", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя органа Пенсионного фонда, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже Воронежской области, регистрационный номер 046-031-004218.
Управлением Пенсионного фонда была проведена проверка полноты представления ответчиком индивидуальных сведений по персонифицированному учету за 2003 - 2006 г.г.
По результатам проверки был составлен акт N 10 от 31.10.2008г., согласно которому выявлено представление Обществом недостоверных индивидуальных сведений в отношении застрахованного лица - Морозовой Татьяны Митрофановны за период с 01.01.2003г. по 31.12.2006г.
По итогам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда было принято решение N 11 от 17.11.2008г. о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым ОАО "Российские железные дороги" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания финансовых санкций в сумме 1186,70 руб.
На основании данного решения Обществу также было направлено требование от 17.11.2008г. N 9 об уплате недоимки по штрафам организацией-страхователем, которым предложено уплатить штраф в сумме 1186,70 руб. в срок до 03.12.2008г.
Поскольку страхователем добровольно сумма финансовых санкций уплачена не была, орган Пенсионного фонда обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о каждом работающем у него застрахованном лице представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не регламентирует порядок взыскания штрафных санкций, за исключением указания на осуществление такого взыскания в судебном порядке. Таким образом, в данном случае подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ст. 101.4 НК РФ применительно к процедуре привлечения Общества к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с п. 1 ст. 101.4 НК РФ, при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
В соответствии с п.п. 6, 7 ст. 101.4 НК РФ, руководитель налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
Следовательно, вручение акта, в котором фиксируются конкретные факты документально подтвержденных нарушений законодательства, а также надлежащее заблаговременное извещение о месте и времени рассмотрения акта и других материалов, направлено на обеспечение законодательно гарантированной возможности лица, привлекаемого к ответственности, участвовать в процессе рассмотрения акта и других материалов и представлять объяснения, что, в свою очередь, является условием осуществления дальнейшей процедуры привлечения к ответственности.
Согласно п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, акт N 10 от 31.10.2008г. был составлен специалистом органа Пенсионного фонда в отсутствие представителя ОАО "Российские железные дороги". В данном акте указано, что рассмотрение настоящего акта для принятия по нему решения состоится 17.11.2008г.
В подтверждение направления данного акта в адрес ОАО "Российский железные дороги" Управление Пенсионного фонда ссылается на имеющиеся в материалах дела реестр почтовых отправлений N 01-26/7018 от 01.11.2008г., в котором указан адресат - ОАО "РЖД" (л.д. 13) и почтовую квитанцию N 35547 о направлении корреспонденции по данному реестру (л.д. 13).
Вместе с тем, из указанной квитанции усматривается, что почтовое отправление предназначено адресату - ОАО "РИСА".
В реестре почтовых отправлений N 01-26/7018 от 01.11.2008г. содержится ссылка на квитанцию N 35548, а не 35547 (N 39400907355470).
Таким образом, представленные органом Пенсионного фонда доказательства содержат ряд неточностей и противоречий, не позволяющих с достоверностью установить факт надлежащего вручения Обществу акта N 10 от 31.10.2008г. и извещения ОАО "Российские железные дороги" о месте и времени рассмотрения данного акта в установленном законом порядке.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка представленной заявителем копии ответа УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России" обособленного структурного подразделения Воронежский почтамт от 19.02.2009 г. N 306р, подтверждающего, по мнению Пенсионного фонда, направление в адрес ОАО "РЖД" акта проверки и его получение ответчиком 05.11.2008 г.
Судом апелляционной инстанции установлено, что материалы дела не содержат сведений о том, что указанное письмо либо его копия были представлены суду первой инстанции до вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания оценивать доказательство, в установленном порядке не приобщенное к материалам дела.
Из содержания представленной суду апелляционной инстанции копии указанного ответа УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России" обособленного структурного подразделения Воронежский почтамт от 19.02.2009 г. N 306р и приобщенного к материалам дела следует, что заказное письмо N 39400907355470 от 01.11.2008 г. с адресатом: г.Москва, ул.Новая Басманная, дом 2 на имя ОАО "РЖД", вручено 05.11.08 по доверенности Ходыревой.
Данный ответ дан на заявление Пенсионного фонда от 04.02.2009 года.
В силу п.п. 7 ст. 101.4 НК РФ только неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Соответственно, если на момент рассмотрения акта проверки у руководителя органа отсутствуют доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, то существуют юридические препятствия для рассмотрения материалов проверки в данный день и данное время в отсутствии указанного лица.
Лицо, привлекаемое к ответственности подлежит повторному извещению о месте и времени рассмотрения акта проверки для обеспечения возможности этого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и возможности этого лица представить объяснения.
Поскольку на момент вынесения решения N 11 от 17.11.2008г. у Управления Пенсионного фонда отсутствовали основания считать Общество надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения акта с учетом имеющихся противоречивых сведений в отношении направления Обществу акта и соответствующего извещения, то Общество привлечено к ответственности за нарушение Закона N 27-ФЗ с нарушением требований ст. 101.4 НК РФ (в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности либо его представителя, при отсутствии надлежащих доказательств извещения этого лица о месте и времени рассмотрения материалов дела на дату фактического вынесения решения).
Решение о привлечении к ответственности за нарушение Закона N 27-ФЗ, принятое с нарушением требований ст. 101.4 НК РФ, не может являться надлежащим основанием для взыскания штрафа в судебном порядке.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования Управления Пенсионного фонда о взыскании 1186,70 руб. финансовых санкций по решению от 17.11.2008г. N 11 за представление ОАО "Российские железные дороги" недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При рассмотрении данного дела Арбитражный суд Воронежской области установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.03.2009 г. по делу N А14-16272-2008/519/26 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.03.2009 г. по делу N А14-16272-2008/519/26 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
В.А.Скрынников |
Судьи |
С.Б. Свиридова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16272-2008/519/26
Заявитель: УПФ РФ в г Воронеже
Ответчик: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2260/09