17 августа 2009 г. |
Дело N А14-2618/2009/55/30 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - не явились, надлежаще извещены;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - Струкова В.Ю., главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и судебной защиты по доверенности N 06-д от 11.01.2009;
от Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат" - не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2009 по делу N А14-2618/2009/55/30 (судья Федосова С.С.) по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным отказа N 28/045/2008-5 от 11.12.2008 в государственной регистрации, обязании произвести государственную регистрацию, взыскании расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления о государственной регистрации права в сумме 100 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с требованием к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным отказа N 28/045/2008-5 от 11.12.2008 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4, а именно: бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м., обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области провести указанную государственную регистрацию, взыскании с Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления о государственной регистрации права в сумме 100 руб.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат".
Решением от 29.05.2009 суд удовлетворил заявленные требования о признании незаконным оспариваемого отказа от 11.12.2008 N 28/045/2008-5 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4, а именно: бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м., указав, что оспариваемый отказ не соответствует положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ, и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента.
В остальной части судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части признания отказа от 11.12.2008 N 28/045/2008-5 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4, а именно: бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м. и обязания провести указанную регистрацию, Управление Федеральной регистрационной службы обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение в указанной части отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.
При этом, Управление ссылается на то, что отказывая 11.12.2008 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4, а именно: бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м., четко соблюдало требования, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ, следовательно у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, Управление указывает на недостаточность предоставленных Департаментом на государственную регистрацию документов и на то, что выписка из реестра государственного имущества на спорный объект не является правоустанавливающим документом, поскольку лишь подтверждает включение имущества в соответствующий реестр собственности и не может являться основанием для регистрации вещного права.
Согласно ч.5 ст. 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку каких-либо возражений по вопросу проверки судом апелляционной инстанции законности и обоснованности решения только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле не поступало, апелляционная коллегия полагает возможным проверить оспариваемый судебный акт только в обжалуемой части на предмет его законности и обоснованности.
В судебное заседание Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат" не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебное заседание проводилось в порядке ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и пояснений представителей Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области и Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", оценив все в совокупности, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19.04.1993 N 348 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Воронежской области" в собственность Воронежской области были переданы предприятия, организации и учреждения, расположенные на ее территории, в том числе, Россошанский пансионат милосердия (Россошанский район, с.Подгорное), что отражено в приложение N 1 к указанному постановлению. Приложение N 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.1993 N 348 содержит перечень акционерных обществ, кооперативов, арендных, государственно-кооперативных предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью в пользовании которых находится государственное имущество, передаваемое в государственную собственность Воронежской области.
В соответствии с приказом главного управления труда и социального развития от 17.09.2001 N 31/ОД указанное учреждение было переименовано в Россошанский психоневрологический интернат, полное наименование учреждения - Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат".
Согласно распоряжению главного управления государственного имущества Воронежской области (в настоящее время - департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области) от 27.05.2005 N 282 и уточненному перечню зданий, закрепляемых в оперативное управление (приложение), за Государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат" было закреплено на праве оперативного управления государственное имущество Воронежской области: здание бухгалтерии N 01010008, площадью 74,0 кв.м., год постройки 1961, расположенный в с.Подгорное, пер. Земляничный, 4.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 17.10.2007 указанное здание имеет общую площадь 65,8 кв.м, Литер Б, б.
12.11.2008 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратились в УФРС по Воронежской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на здание - бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4.
02.12.2008 регистрирующий орган направил в адрес Департамента уведомление (исх. N 28/045/2008-1) о необходимости представить перечень имущества, передаваемого из одного уровня собственности в другой, согласно заявленному правоустанавливающему документу (Постановление Правительства РФ от 19.04.1993 N 348) или иные документы позволяющие идентифицировать объекты, указанные в заявлении о регистрации с технической документацией представленной на регистрацию. Указав при этом, что запрашиваемые документы должны быть предоставлены до истечения месячного срока, начиная с момента подачи заявления.
Поскольку заявителем не были представлены истребуемые документы, регистрирующий орган 11.12.2008 принял решение N 28/045/2008-05 об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект и направил в адрес заявителя соответствующее сообщение.
В качестве оснований для отказа в регистрации УФРС указало абзацы 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно:
- не соответствие представленных на государственную регистрацию прав документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства;
- отсутствие в правоустанавливающем документе указания на объекты недвижимого имущества, о регистрации прав на которые было заявлено;
- отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Полагая, что данный отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости принят с нарушением требований действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как собственника указанного имущества, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в арбитражный суд за защитой.
При этом заявитель ссылается на представление им необходимого комплекта документов, отсутствие предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оснований для отказа в регистрации права собственности.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания о признании незаконным оспариваемого отказа от 11.12.2008 N 28/045/2008-6 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4, а именно: бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м., суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований, в связи с чем, пришел к выводу о необходимости их удовлетворения.
Апелляционная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции и полагает, что при рассмотрении данного спора необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Исходя из смысла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п.1 ст.17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов (п.3).
В силу п.6 Постановления N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 Постановления N 3020-1, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктом 6 указанного Постановления (п.9).
Правительству Российской Федерации в соответствии с п.11 Постановления N 3020-1 было предписано разработать и утвердить Положение об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности. В дальнейшем соответствующее Положение и порядок были утверждены Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп.
В соответствии с п. 5 утвержденного Положения Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга утверждает представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложение об их передаче в государственную собственность соответствующего национально- государственного, национально- или административно- территориального образования.
В силу п.8 Положения не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о его передаче или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
Согласно порядка оформления прав собственности, указанного в рассматриваемом Положении (п.12) комитеты по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) на основании решения Правительства Российской Федерации, соответствующего Совета народных депутатов о передаче объектов в государственную, муниципальную собственность в месячный срок были обязаны внести переданные в государственную, муниципальную собственность объекты в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 25.02.1998 установлено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В статье 20 Закона о государственной регистрации дан исчерпывающий перечень случаев, когда в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности:
- не соответствие представленных на государственную регистрацию прав документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства;
- отсутствие в правоустанавливающем документе указания на объекты недвижимого имущества, о регистрации прав на которые было заявлено;
- отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Материалами данного дела подтверждается, что все документы, представленные Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области на регистрацию права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4, а именно: бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м., - заявление, кадастровый паспорт здания N 1736 от 02.07.2008, Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 348 от 19.04.1993, Приложение к Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации N 348 от 19.04.1993, доверенность N 3223 от 02.04.2008, Выписка из реестра государственного имущества Воронежской области N 1141 от 09.09.2008, перечень основных средств от 08.09.2008, платежное поручение N 67373 от 28.03.2008 - являлись необходимыми и достаточными для проведения указанной регистрации и соответствовали по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 19 апреля 1993 N 348 была осуществлена передача государственного учреждения Россошанский пансионат милосердия (ныне - Россошанский психоневрологический интернат) в государственную собственность Воронежской области. Согласно представленной заявителем выписке из реестра, спорный объект - бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4., содержится в реестре государственного имущества Воронежской области.
В связи с изложенным, обоснованно судом не принят довод регистрирующего органа о том, что основанием для государственной регистрации должен являться утвержденный перечень объектов, передаваемых в собственность субъекта, поскольку исходя из смысла указанного постановления, вопрос об обоснованности включения в указанный реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.
Судом установлено, что в качестве правового основания к регистрации права собственности Департаментом была представлена в УФРС выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности Воронежской области от 09.09.2008 N 1141 на спорный объект.
Кроме того, отсутствует какой-либо спор о праве собственности, также претензий со стороны Российской Федерации на данный объект недвижимости не заявлено, доказательств обратного суду не представлено.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и подтверждающих отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, в материалах дела не имеется и регистрационным органом ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) государственных органов могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Суд, установив, что оспариваемый отказ УФРС по Воронежской области противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно удовлетворил заявленные требования, и обязал УФРС по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав Общества и произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, закрепленный в оперативное управление государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Воронежская область, Россошанский район, с.Подгорное, переулок Земляничный, д.4, а именно: бухгалтерия литер Б, б, площадью 65,8 кв.м.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2009 по делу N А14-2618/2009/55/30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2618/2009/55/30
Заявитель: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Ответчик: УФРС по Воронежской области
Третье лицо: ГСУ социального обслуживания системы социальной защиты населения "Россошанский психоневрологический интернат"