19 июня 2008 г. |
Дело N А14-16308/2007 |
город Воронеж 567/10
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А. Е.,
судей Михайловой Т. Л.,
Протасова А. И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С. А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалы дела,
от администрации городского округа город Воронеж - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалы дела,
от Департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалы дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.04.2008 года по делу N А14-16308/2007/567/10 (судья Есакова М. С.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее - Департамент градостроительства и земельных отношений) о признании незаконным решения председателя Комитета Главного архитектора администрации городского округа город Воронеж N 3-0179/ПГП от 12.12.2007 года о необходимости предоставить следующие документы: землеустроительное дело; выписку из кадастрового плана; топографическую основу (откорректированную); технический паспорт БТИ; информацию о расположенных в границах земельного участка объектах, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для выдачи градостроительного плана земельного участка по адресу: г.Воронеж, пр-т Труда, д.67, кадастровый номер 36:34:02 09 020;0073, и к администрации городского округа город Воронеж (далее - администрация) об обязании выдать градостроительный план земельного участка.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.04.2008 года по делу N А14-16038/2007/567/10 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Администрация городского округа город Воронеж, Департамент градостроительства и земельных отношений отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Альянс" на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: г.Воронеж, пр-т Труда, 67, площадью 2 920 кв.м, кадастровый номер 36:34:02 09 020:0073, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2006 года серии 36-АБ 498547.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости (складские помещения), также находящиеся в собственности общества.
ООО "Альянс" обратилось к главе администрации городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
Комитет главного архитектора Департамента градостроительства и земельных отношений направил в адрес общества сообщение от 12.12.2007 года N 3-10179/ПГП, согласно которому для подготовки градостроительного плана земельного участка в соответствии с постановлением главы городского округа город Воронеж от 11.10.2007 года N 1514 обществу необходимо представить:
землеустроительное дело;
выписку из кадастрового плана;
топографическую основу (откорректированную);
технический паспорт БТИ;
информацию о расположенных в границах земельного участка объектах, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
технические условия подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Кроме того, в письме указано о необходимости представления обществом чертежа градостроительного плана земельного участка, выполненного в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 93 от 11.08.2006 года.
Не согласившись с данным сообщением, считая, что оно создает препятствия в пользовании земельным участком и, соответственно, в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно статье 45 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года N 150-1, в структуру администрации городского округа входят глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа.
Структурные подразделения администрации городского округа - департаменты, комитеты, управления, отделы, комиссии, территориальные подразделения администрации городского округа (районные управы) и иные структурные подразделения являются органами администрации городского округа.
Правовой статус органов администрации городского округа определяется положениями, утверждаемыми главой городского округа.
Органы администрации городского округа могут наделяться правами юридического лица решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о департаменте градостроительства и земельных отношений, утвержденным распоряжением главы городского округа город Воронеж от 19.09.2006 года N 529-р, Департамент наделен правами юридического лица и, помимо прочих, реализует ряд исполнительно-распорядительных полномочий администрации городского округа город Воронеж в области градостроительства и земельных отношений (пункты 2.1.1 - 2.1.14).
В структуру Департамента входят: комитет по муниципальному строительству и градостроительной политике, комитет главного архитектора, комитет по земельным отношениям, а также отдел рекламы, информации и оформления городского округа.
Согласно положению о Комитете главного архитектора, утвержденному распоряжением главы городского округа город Воронеж от 15.08.2005 года N 537-р, в своей деятельности Комитет, в том числе:
обеспечивает разработку, экспертизу, рассмотрение, согласование и представление на утверждение в установленном порядке градостроительной документации о градостроительном планировании развития города и его застройки (пункт 2.1);
выдает в установленном порядке градостроительные задания на разработку градостроительной документации (пункт 2.5);
осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации и оказывает содействие ее разработчикам в согласовании этой документации с государственными органами, органом местного самоуправления города (пункт 2.10);
ведет градостроительный кадастр по всем направлениям градостроительной деятельности в черте города (пункт 2.14);
организует конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации, архитектурно-художественное оформление и благоустройство города (пункт 2.15).
Решением городской Думы, правовыми актами главы городского округа к компетенции Департамента могут быть отнесены и иные вопросы, решение которых требует осуществления исполнительно-распорядительных полномочий в области градостроительства и земельных отношений (пункт 2.2 Положения о Департаменте).
Постановлением главы городского округа город Воронеж от 11.10.2007 года N 1514, на которое ссылается Департамент в своем письме обществу, распределены полномочия в области подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка, а также определен перечень документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган лицом, заинтересованным в выдаче градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с 1.1 постановления Воронежского городского муниципального Совета от 16.03.1995 года "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления" правовые нормативные акты, принимаемые Воронежским городским муниципальным Советом, главой администрации города Воронежа и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) официально, за исключением актов, издаваемых в соответствии с федеральным законодательством по вопросам чрезвычайных ситуаций.
Поскольку вышеуказанное постановление главы городского округа город Воронеж в установленном порядке не опубликовано (данное обстоятельство не опровергнуто администрацией городского округа город Воронеж в ходе судебного разбирательства), суд первой инстанции обоснованно указал, что оно не может применяться, и, следовательно, ссылка на него в сообщении Комитета главного архитектора от 12.12.2007 года неправомерна.
Вместе с тем, судом первой инстанции учтено следующее.
Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 (опубликование решения о подготовке документации, проведение публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории, подготовка заключения по результатам публичных слушаний, принятие главой городского округа решения об утверждении документации, опубликование утвержденной документации), не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Каких-либо требований к заявителю данная норма Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит.
В то же время, данный пункт не содержит и положений, запрещающих уполномоченному органу требовать предоставления информации, необходимой для подготовки градостроительного плана, а пункт 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит положение, согласно которому порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается Градостроительным кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом следует учитывать, что независимо от того, готовится ли градостроительный план в составе проекта межевания или в виде отдельного документа по обращению юридического либо физического лица, его состав определяется частью 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что в состав градостроительного плана входит собственно план земельного участка, на котором отражены сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; и материалы в текстовой форме, которые должны содержать информацию, предусмотренную пунктами 4 - 7 части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
информацию о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
информацию о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
информацию о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 года N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка". При этом заполнение данной формы должно осуществляться по Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утверждена Приказом Минрегионразвития РФ от 11.08.2006 года N 93, зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2006 года N 8456).
В Инструкции отсутствует указание на необходимость ее заполнения исключительно органами, уполномоченным на выдачу градостроительных планов земельных участков. Более того, в ней указано, что чертеж градостроительного плана земельного участка выполняется на топографической основе вручную или в электронном виде. Масштаб выбирается разработчиком чертежа для отображения поставленных при подготовке градостроительного плана планировочных задач и требований.
В строке "Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан на топографической основе, выполненной" указываются дата выполнения и наименование организации, выполнившей топографическую съемку.
В строке "Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан" указываются дата разработки чертежа градостроительного плана земельного участка, наименование организации, выполнившей чертеж градостроительного плана земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что указанные нормы свидетельствуют о необходимости выполнения чертежа градостроительного плана земельного участка организациями, имеющими право на выполнение соответствующего вида работ (проектные организации) и имеющими специалистов, обладающих специальными познаниями.
Одной из таких организаций является муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Управление главного архитектора".
Ни Комитет главного архитектора, ни Департамент градостроительства и земельных отношений указанными правомочиями не обладают.
Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по самостоятельному сбору информации, необходимой для заполнения градостроительного плана земельного участка на уполномоченный орган не возложена. В то же время, заполнение формы градостроительного плана при отсутствии указанной информации невозможно. Именно отсутствие необходимой информации в градостроительном плане земельного участка будет нарушать права заявителя.
Следовательно, требование уполномоченного органа о предоставлении дополнительных документов для обеспечения наличия в градостроительном плане земельного участка всей предусмотренной статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации информации не противоречит действующему законодательству и направлено на защиту прав и интересов заявителя по получению надлежаще оформленного плана земельного участка.
Данная позиция нашла свое отражение в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2008 года N 594/08.
Судом также учтено, что постановление главы городского округа город Воронеж от 11.10.2007 года N 1514 в установленном порядке никем не оспорено и не противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в заявлении ООО "Альянс" о предоставлении градостроительного плана в качестве приложения указаны (в копиях): свидетельство о государственной регистрации права собственности, учредительные документы общества, кадастровый план, план границ, акт согласования границ, схемы границ земельного участка, разбивочный чертеж на проведение межевания земельного участка, кадастровая карта земельного участка. Однако документальное подтверждение фактического представления указанных документов в уполномоченный орган отсутствует.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что обществом не представлены доказательства нарушения оспариваемым сообщением Комитета главного архитектора Департамента градостроительства и земельных отношений нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования ООО "Альянс" о признании незаконным решения председателя Комитета Главного архитектора администрации городского округа Воронеж N 3-0179/ПГП от 12.12.2007 и об обязании администрации городского округа город Воронеж выдать градостроительный план земельного участка удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. При подаче настоящей апелляционной жалобы ООО "Альянс" платежным поручением от 14.05.2008 года N 223 уплатило государственную пошлину в сумме 1 000 руб. Учитывая результат рассмотрения жалобы, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.04.2008 года по делу N А14-16308/2007/567/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
А. Е. Шеин |
Судьи |
Т. Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16308-2007/567/10
Заявитель: ООО "Альянс"
Ответчик: Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации городского округа г Воронеж, Администрация городского округа г.Воронеж