Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 мая 2006 г. N КА-А41/4220-06
(извлечение)
ИФНС РФ по Луховицкому району Московской области (далее - инспекция) обратилась в арбитражный суд Московской области к муниципальному унитарному предприятию "Луховицкое районное жилищно-коммунальное хозяйство, (далее - предприятие) с заявлением о взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 374122 руб. за неполную уплату ЕСН за 2004 г. на основании решения от 7 июня 2005 г. N 6825.
Решением от 23 ноября 2005 г. арбитражного суда Московской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2006 г. решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, инспекция в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене как принятых с нарушением п. 1 ст. 122, ст. 240, п. 3 ст. 243 НК РФ.
По мнению инспекции, неправомерным является вывод суда о том, что требования инспекции о взыскании штрафа не подлежат удовлетворению, поскольку у МУП "ЛРЖКХ" имелась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поэтому оно было привлечен инспекцией к налоговой ответственности с соблюдением установленной процедуры. Следовательно, имелись все основания для взыскания штрафа. Противоположный вывод суда является ошибочным.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, просил судебные акты отменить как неправомерные.
Представитель МУП "ЛРЖКХ" в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом Московской области и Десятым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены и изменения судебных актов.
Как следует из обстоятельств дела, ИФНС РФ по Луховицкому району Московской области проведена камеральная проверка предприятия за 2004 г, по результатам которой установлен факт неполной уплаты ЕСН в федеральный бюджет, в связи с чем предприятие привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 374122 руб.
Согласно ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ от 15.12.01 с изменениями "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Кодекса сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2003 году) в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
На основании пункта 1 статьи 23 Закона N 167-ФЗ страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Статья 106 Кодекса понятие налогового правонарушения трактует как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Статья 109 Кодекса предусматривает, что налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.
Доказательств неправомерности применения обществом вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не представлено.
Занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 Кодекса действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса.
Следовательно, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с предприятия недоимки по ЕСН за 2004 год.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2005 года и постановление от 9 марта 2006 года N 10 АП-451/06-АК Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-21197/05 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ по Луховицкому району - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2006 г. N КА-А41/4220-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании