г. Томск |
Дело N 07АП-1551/09 |
11.03.2009 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Залевской Е.А., Кулеш Т.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.
с участием в заседании представителей:
от Краевого государственного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края": Горбунова А.Г. - по доверенности от 02.03.2009 года,
от Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности: Лузиной Л.М. - по доверенности от 10.12.2008 года N 137,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.12.2008 года по делу N А03-12018/2008-4 (судья Старцева М.В.) по заявлению Краевого государственного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о признании недействительным приказа и незаконным действия,
УСТАНОВИЛ
Краевое государственное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" (далее по тексту - КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края", заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным приказа заместителя начальника Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее по тексту - Управление) от 01.07.2008 года N 213 ОЛ о проведении плановой проверки КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" и незаконным действия Управления по проведению с 10 по 21 июля 2008 года проверки КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" на основании приказа от 01.07.2008 года N 213 ОЛ (дело N А03-12018/2008-4).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.12.2008 года (далее по тексту - решение суда) в удовлетворении заявленного КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края".
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что Управление, осуществляя полномочия по государственному контролю за деятельностью учреждений здравоохранения, вышло за рамки предоставленных ему полномочий и проверило, как следует из оспариваемого приказа, организацию контроля качества оказания медицинской помощи. Контроль за организацией контроля за качеством оказания медицинской помощи - это контроль над администрацией лечебного учреждения и вмешательство во внутренние дела лечебного учреждения, что не допустимо в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее по тексту - Закон N 134-ФЗ). Действия администрации лечебного учреждения по контролю качества организации медицинской помощи не могут регулироваться стандартами качества медицинской помощи. Оспариваемый приказ и акт плановой проверки не содержат ссылок на конкретные факты нарушений и нарушенные пункты федеральных стандартов в сфере здравоохранения.
Полагает, что проверка проведена с нарушением статьи 3, части 2 статьи 7 Закона N 134-ФЗ в части состава проверяющих должностных лиц. Комиссия по проверке заявителя сформирована приказом от 01.07.2008 года N 213 ОЛ в составе 13 должностных лиц, из которых 9 членов комиссии не являются должностными лицами Управления, а привлечены к проведению проверки в качестве внештатных специалистов из других учреждений здравоохранения.
Считает, что оспариваемый приказ подписан неуполномоченным лицом - заместителем начальника Управления. Отсутствие начальника, дающее право его заместителю исполнять обязанности начальника, должно быть оформлено приказом. Выход начальника на несколько часов по служебным обязанностям не является юридически значимым фактом. Подробно доводы КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" изложены в апелляционной жалобе.
Управление возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" - без удовлетворения. Письменный отзыв Управления приобщен к материалам дела.
Представители КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края", Управления в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Алтайского края проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, заместителем начальника Управления Яковлевым В.В. издан приказ N 21З ОЛ от 01.07.2008 года "О проверке организации контроля качества оказания медицинской помощи", согласно которому создана комиссия с целью проведения с 30 июня по 29 июля 2008 года плановой проверки организации контроля качества оказания медицинской помощи в муниципальных и краевых учреждениях здравоохранения в составе 13 человек. Согласно приложению к приказу проверке подлежали 15 медицинских учреждений здравоохранения, в том числе, КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края".
КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" обжаловало приказ от 01.07.2008 года N 213 ОЛ и действия Управления по проведению плановой проверки в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Положением о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края N 67 от 21.02.2007 года, Управление является органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и фармацевтической деятельности, организацию управления учреждениями здравоохранения, образовательными, медицинскими учреждениями, краевыми государственными аптечными учреждениями и предприятиями.
Органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия, переданные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее по тексту - Закон N 258-ФЗ), в части осуществления контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения), является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
Приказом Управления N 474 от 12.12.2007 года для реализации передаваемых полномочий создан отдел контроля качества медицинской помощи, лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркологических средств и психотропных веществ.
Приказом Управления от 18.03.2008 года N 186 "О внесении дополнений в приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности N 157 от 05.03.2008 года" утверждена форма акта проверки качества оказания медицинской помощи. Данная форма акта принята в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.02.2007 года N 434-Пр/07 "Об утверждении формы акта проверки". Форма акта разработана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для реализации полномочий контроля соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным в сфере здравоохранения стандартам. Пункт 9.1 указывает на наличие документов, регламентирующих организацию работы медицинской организации, индивидуального предпринимателя по внутриведомственному контролю качества медицинской помощи (приказы об организации системы внутриведомственного контроля качества медицинской помощи, о создании комиссии по внутриведомственному контролю качества медицинской помощи, положение о контроле качества медицинской помощи).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что осуществление контроля за организацией качества оказания медицинской помощи в краевых учреждениях здравоохранения относится к полномочиям Управления.
Довод заявителя о подписании оспариваемого приказа неуполномоченным лицом апелляционным судом отклоняется в силу следующего.
Пунктом 7.1 Положения о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности установлено, что начальник Управления устанавливает должностные обязанности работников управления, распределяет обязанности между своими заместителями.
Согласно распоряжению Управления от 15.01.2008 года N 14 на период отсутствия начальника Главного управления (командировка, болезнь, специализация, присутствия на совещаниях, съездах и т.д.) правом подписи документов, указанных в приложении N 2, наделяется его заместитель.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что начальник Главного управления Елыкомов В.А. 01.07.2008 года отсутствовал в Управлении, в связи с чем изданный в этот день приказ N 21З ОЛ подписан его заместителем Яковлевым В.В.
Довод апеллянта о незаконном составе проверяющих должностных лиц апелляционный суд находит несостоятельным.
Как следует из обстоятельств дела, в комиссию входили 13 человек, трое из которых являются должностными лицами Управления, а остальные согласно приказу начальника Управления от 19.03.2008 года N 200 являются внештатными специалистами, привлечение которых к проверке не противоречит положениям Закона N 134-ФЗ и пункту 5.5 Положения об Управлении.
Апелляционный суд учитывает также то, что законность издания оспариваемого приказа и действия Управления являлись предметом рассмотрения Железнодорожного суда г. Барнаула Алтайского края, который установил, что издание приказа от 01.07.2008 года N 213 ОЛ о проведении плановой проверки КГУЗ "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" и действия Управления по проведению проверки не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя. Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Железнодорожного суда г. Барнаула Алтайского края от 17.12.2008 года по делу N 2-3091/08.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым приказом и действиями Управления его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.12.2008 года по делу N А03-12018/2008-4 оставить без изменения, апелляционную жалобу Краевого государственного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Хайкина С.Н. |
Судьи |
Залевская Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12018/2008
Истец: Краевое государственное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр (клинический) Алтайского края"
Ответчик: ГУ Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1551/09