г. Владимир |
|
10 ноября 2008 г. |
Дело N А11-2896/2008-К2-23/102 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 10.11.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Гущиной А.М., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.09.2008, принятое судьей Фиохиной Е.А. по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго Сбыт" суммы 2 621 783 рубля.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области - Трохинская Ю.Ю. по доверенности от 13.02.2008, Авруцкая И.А. по доверенности от 07.11.2008, Колосова Т.П. по доверенности от 07.11.2008, Репина Е.А. по доверенности от 07.11.2008; общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго Сбыт" - Пронина Е.А. по доверенности от 01.07.2008, Усоева С.В. по доверенности от 01.07.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго Сбыт" (далее - общество, ООО "Промэнерго Сбыт") единого социального налога в сумме 742 570 рублей, пени в размере 265 469 рублей и штрафа в размере 111 666 рублей по этому налогу, пени в размере 1 017 841 рубля и штрафа в размере 484 237 рублей по налогу на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 08.09.2008 в удовлетворении заявленных требований инспекции отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Налоговый орган считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно: положения статей 15, 56, 57, 67 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 20, пункта 1 статьи 236, пункта 6 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела.
Инспекция в своей апелляционной жалобе указала, что в ходе выездной налоговой проверки общества выявлен факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налоговой базы по единому социальному налогу и применения более низкой ставки (6% вместо 13%) для налогообложения дохода руководителя общества Полякова В.В. Сумма налоговой выгоды составила 2 472 923 рубля.
Инспекция считает, что зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя Поляков В.В. исполнял трудовые обязанности генерального директора общества, а не вел предпринимательскую деятельность, заявленную по коду ОКВЭД 70.14 "консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления".
Инспекция, ссылаясь на пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", считает, что судом первой инстанции при вынесении решения не установлено наличие разумных экономических причин в действиях налогоплательщика.
По мнению налогового органа, налоговая выгода в данном случае являлась самостоятельной и единственной деловой целью налогоплательщика.
Более подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе (том 2 л.д. 87-91).
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, решение суда - законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве, и пояснили, что арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно руководствовался правовыми нормами, регулирующими сложившиеся по делу отношения, исходя из анализа имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, в частности правильности исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006: водного налога, единого налога на вмененный доход, налогов на прибыль, на имущество, на землю, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2004 по 31.12.2006. Также налогов: на добавленную стоимость за период с 01.04.2004 по 31.03.2007, на рекламу за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, на доходы физических лиц за период с 01.05.2004 по 01.05.2007.
В ходе проверки установлен факт неисполнения обществом обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц с сумм, выплаченных индивидуальному предпринимателю Полякову В.В. по гражданско-правовым договорам, по мнению инспекции, по своей сути являющимися трудовыми договорами.
Кроме того, названные обстоятельства легли в основание вывода инспекции о неуплате обществом единого социального налога в результате занижения налоговой базы.
Результаты налоговой проверки оформлены актом от 05.02.2008 N 3.
На основании акта выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 31.06.2008 N 6 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в размере 111 666 руб.; статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению - в виде штрафа в размере 484 237 руб. Также решением налогового органа обществу начислены пени по единому социальному налогу в сумме 265 469 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 017 841 руб. и единый социальный налог в сумме 742 570 руб.
Основываясь на решении от 31.06.2008 N 6, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанных сумм.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 38 и 123, статей 225, пунктом 2 статьи 227, пунктом 1 статьи 236, пунктом 3 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 15, 42, 56 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные доказательства, признал заявленные требования налогового органа необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
Согласно пункту 2 статьи 227 НК РФ налогоплательщики налога на доходы физических лиц - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -самостоятельно исчисляют суммы налога по доходам, полученным от осуществления такой деятельности, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
На основании статьи 56 ТК РФ сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Согласно статье 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества.
Как установлено судом первой инстанции, в проверяемом периоде на основании решения общего собрания участников общества от 02.07.2004 между обществом и индивидуальным предпринимателем Поляковым В.В. 05.07.2004 был заключен договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества управляющему. В дальнейшем срок действия договора продлевался.
По условиям заключенного договора общество передает, а управляющий принимает на себя осуществление полномочий единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества (п.1.1 договора от 05.07.2004).
В соответствии с соглашениями к договору о передаче полномочий общество установило управляющему в качестве цели его деятельности - достижение определенных финансовых показателей: увеличение прибыли текущего года по отношению к размеру прибыли за предыдущий год, привлечение заемных (кредитных) денежных средств на условиях личного поручительства, увеличение оборотных средств общества. За осуществление функций единоличного исполнительного органа общество выплачивает управляющему ежемесячное вознаграждение (п.п.1,2 соглашения от 05.07.2004.).
Вознаграждение управляющего зависело от достижения конкретных результатов. Так, согласно пункту 6 соглашения от 05.07.2004 в случае неисполнения пункта 1 соглашения управляющий обязан выплатить обществу штраф в размере неполученной прибыли.
Оказание услуг оформлялось ежемесячно сторонами договора подписанием актов приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг. Индивидуальный предприниматель Поляков В.В. от своей деятельности уплачивал единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представлял в налоговый орган соответствующие декларации.
Согласно дополнительным соглашениям к договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 05.07.2004 общество на возмездной основе предоставило управляющему во временное пользование имущество (офисную мебель, персональный компьютер, мобильный телефон и др.).
В отношениях между обществом и управляющим отсутствовало подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, что подтверждается табелями учета рабочего времени, составлявшимися обществом. Из табелей видно, что общество не вело учет рабочего времени Полякова В.В.
На основе изложенного суд первой инстанции делает обоснованный вывод о том, что заключенные обществом с индивидуальным предпринимателем Поляковым В.В. договоры не соответствуют установленному трудовым законодательством понятию трудового договора, поскольку в них не согласована конкретная специальность в соответствии со штатным расписанием, не оговорено подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым договором.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для переквалификации гражданско-правовых договоров, заключенных с индивидуальным предпринимателем Поляковым В.В., на трудовые, в связи с чем у общества не возникла обязанность по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, исчислению и уплате единого социального налога.
Ссылка налогового органа на отсутствие в актах приемки-передачи выполненных работ подробного описания хозяйственной операции обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты (наименование документа, дата его составления, наименование организации, от имени который составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи ответственных должностных лиц).
Из приведенных норм следует, что при наличии указанных реквизитов степень подробности содержания первичных документов не является критерием для признания их оформленными ненадлежащим образом.
Акт приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг является документом, который подтверждает факт оказания услуг. Какие-либо иные требования к содержанию этого документа нормы гражданского, налогового законодательства не устанавливают.
Характер услуг раскрывается исходя из содержания пункта 2.2 договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, как они определены уставом общества.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Из названной нормы следует, что услуги не имеют единиц измерения, количественного объема и цены единицы измерения, поскольку не имеют материального выражения: для целей налогообложения, возможно определить (обозначить) услугу через цель ее оказания либо характер деятельности, осуществляемой в процессе оказания услуги.
Акты приемки-передачи выполненных работ имеют обязательные реквизиты в полном объеме. Обязанность указывать иные сведения, в том числе полный перечень действий, выполненных управляющим Поляковым В.В. в процессе осуществления функций единоличного исполнительного органа, отсутствует.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод инспекции о взаимозависимости лиц по сделке как не подтвержденный материалами дела.
На момент заключения договора от 05.07.2004 о передаче полномочий единоличного органа Поляков В.В. не являлся ни участником общества, ни директором и не имел доли в уставном капитале, а был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.06.2004.
Доказательств обратного налоговым органом не представлено. Работа Полякова В.В ранее на данном предприятии в должности директора не свидетельствует о наличии взаимозависимости сторон по сделке.
Ссылка инспекции на отсутствие у Полякова В.В. расходов в рамках осуществления им предпринимательской деятельности судом правомерно признана несостоятельной, как не имеющая отношения к рассматриваемому делу. Налоговая проверка проводилась в отношении общества, к которому и предъявлены настоящие требования.
Арбитражный суд Владимирской области на основании представленных доказательств и пояснений представителей сторон правомерно признал необоснованным вывод налогового органа о том, что сделка не имела экономической обоснованности, а заключалась лишь с целью занижения налоговой базы.
Инспекция не представила неопровержимых доказательств, свидетельствующих о наличии между ООО "Промэнерго Сбыт" и индивидуальным предпринимателем Поляковым В.В. трудовых отношений, либо о наличии в действиях общества признаков недобросовестности, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал факт формального заключения спорного гражданско-правового договора.
Кроме того, инспекция, проанализировав финансово-хозяйственную деятельность общества, пришла к выводу о значительном росте прибыли общества при параллельном снижении выплат по спорному договору.
Данный факт, по мнению апелляционной инстанции, свидетельствует о достижении цели заключенного договора.
Судом первой инстанции установлено, что при таких обстоятельствах отсутствовали основания для начисления обществу единого социального налога, пеней и штрафных санкций по нему, а также пеней и штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, взыскание штрафа, начисленного на сумму налога на доходы физических лиц, не удержанного обществом, противоречит нормам статьи 123 НК РФ.
Изложенным выше опровергаются доводы апелляционной жалобы налогового органа.
Арбитражный суд Владимирской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.09.2008 по делу N А11-2896/2008-К2-23/102 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
А.М.Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2896/2008-К2-23/102
Истец: ИФНС N11 Владимирская обл
Ответчик: ооо "Промэнерго Сбыт""
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3645/08