г. Чита |
Дело N А19-18808/2008 |
28 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2009.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2009.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Стасюк,
судей: Л.В. Капустиной, Л.В. Ошировой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Зенчиком,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заместителя прокурора Иркутской области, Администрации Ольхонского районного муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2009 года по делу N А19-18808/08 по иску прокурора Иркутской области к Администрации Ольхонского районного муниципального образования, Некоммерческому партнёрству "Школа боевых искусств" о признании торгов и договора аренды недействительными (суд первой инстанции: И.П. Дягилева),
при участии
от истца: Казанцевой Л.И. - старшего прокурора отдела.
Прокурор Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Администрации Ольхонского районного муниципального образования, Некоммерческому партнерству "Школа боевых искусств" о признании торгов по продаже права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 38:13:060703:0582, площадью 9998 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, проведенных 23 июля 2007 года Администрацией Ольхонского районного муниципального образования, недействительными, а также о признании недействительным договора аренды земельного участка N 128 от 17 октября 2007 года, заключенного между Администрацией Ольхонского районного муниципального образования и Некоммерческим партнерством "Школа боевых искусств", и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав Некоммерческое партнерство "Школа боевых искусств" вернуть Администрации Ольхонского районного муниципального образования земельный участок сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер: 13:060703:0582, площадью 9998 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2009 года исковые требования удовлетворены частично. Торги по продаже права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадстровый номер 38:13:060703:0582, площадью 9998 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, проведенные 23 июля 2007 года Администрацией Ольхонского районного муниципального образования, признаны недействительными.
Не согласившись с указанным решением суда в части отказа в удовлетворении требовании прокурора о признании недействительным договора и применении последствии недействительности ничтожной сделки, истец обратился в суд апелляционной инстанции. Доводы заявителя мотивированы тем, что вывод суда о незаключенности договора основан на неправильном применении норма права. Истец считает, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество- это лишь юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Несоблюдение требовании о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность, а не незаключенность. Право лица на аренду объекта недвижимости возникло в силу гражданского договора. Суд не учел о фактическом исполнении обязательств сторон по договору аренды. В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Администрация Ольхонского районного муниципального образования обратилась с апелляционной жалобой на решение суда в части признания торгов недействительными. Жалоба ответчика заявлена по тем основаниям, что администрация района вправе предоставить земли под строительство туристических объектов при условии перевода земель в другую категорию, возложив данную обязанность на арендатора. Заявитель считает, что прокурор не может быть признан заинтересованным лицом, обладающим правом требования о признании оспоримой сделки недействительной, поскольку не является участником торгов, либо лицом, которому отказано в участии в торгах, и не относится к числу лиц, которым предоставлено право оспаривать торги. Считает ошибочным вывод суда по сроку исковой давности.
Ответчики в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке.
Учитывая положения ст. 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
23 июля 2007 года Администрацией Ольхонского районного муниципального образования проведен аукцион по продаже права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 38:13:060703:0582, площадью 9998 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м.Базарская Губа, для размещения спортивно-туристической базы.
Из протокола N 185 от 23.07.2007г. следует, что Администрацией Ольхонского районного муниципального образования проведен аукцион на право аренды земельного участка, общей площадью 9998 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, кадастровый номер 38:13:060703:0582, для строительства базы отдыха. Победителем аукциона признано - Некоммерческое партнерство "Школа боевых искусств", цена права аренды земельного участка установлена 82 984 руб. Согласно кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер 38:13:060703:0582, местоположение: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, весь земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Администрации Ольхонского районного муниципального образования N 890 от 12.10.2007г. с изменениями постановлением N 922 oт 25.10.2007г. (л.д. 19-20) по результатам проведенного аукциона (торгов) Некоммерческому партнерству "Школа боевых искусств" предоставлен земельный участок, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, площадью 9998 кв.м., с кадастровым номером 38:13:060703:0582 для последующего перевода в земли другой категории с целью размещения спортивно-туристической базы. Постановлением N 890 предписано заключить с Некоммерческим партнерством "Школа боевых искусств" договор аренды земельного участка.
17 октября 2007 года Администрацией Ольхонского районного муниципального образования и Некоммерческим партнерством "Школа боевых искусств" заключен договор аренды земельного участка N 128 (л.д. 10-16), согласно которому предметом договора является земельный участок, кадастровый номер 38:13:060703:0582, площадью 9998 кв.м., имеющий адресные ориентиры: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, предоставляемый в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для последующего перевода в земли другой категории с целью строительства на данном земельном участке базы отдыха (п. 1.1. Договора). Договор заключается сроком на 49 календарных лет. В соответствии с п. 2.1 договора, он вступает в силу со дня регистрации в Управлении федеральной регистрационной службы по Иркутской области.
Указанный земельный участок передан Администрацией Ольхонского районного муниципального образования в аренду Некоммерческому партнерству "Школа боевых искусств" по акту приема-передачи земельного участка от 19 июня 2008 года.
Истец, полагая, что аукцион на право аренды земельного участка, кадастровый номер 38:13:060703:0582, проведен с нарушением норм действующего законодательства п.п. 8 п. 1 ст. 1, ст. 7, ст. 78 Земельного кодекса РФ, ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002г., обратился в суд с настоящим иском.
Заявленные истцом требования были обоснованно удовлетворены судом первой инстанции частично, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Как установлено ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет. Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
На основании указанных норм судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, могут быть переданы в аренду для использования в соответствии с установленным для них целевым назначением. Поэтому земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для строительства на данном земельном участке базы отдыха в порядке ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В связи с чем, выставление на торги права аренды земельного участка площадью 21 327 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с целью строительства базы отдыха, а также последующее предоставление участка в аренду не соответствуют статьям 9, 10 названного Закона и статьям 7, 30 - 32, 34, 77, 78 Земельного кодекса РФ и нарушает принцип целевого использования земельных участков и правила их оборота.
Является верным и вывод суда о том, что указание в протоколе проведения торгов от 23.07.2007, договоре аренды земельного участка N 128 от 17.10.2007. на необходимость перевода земельного участка в земли другой категории не устраняет и не может устранить допущенные нарушения закона.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал торги, проведенные 23.07.2007 Администрацией Ольхонского районного муниципального образования по продаже права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 38:13:060703:0582, площадью 9998 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, недействительными.
В силу части 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Информация, опубликованная в газете "Байкальские Зори" подтверждает, что ответчиком не были соблюдены и требования к содержанию извещения о проведении торгов, установленные п. 8 Постановления правительства РФ N 808 от 11.11.2002 г. "Об организации и проведении торгов по продаже находящейся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", так как в указанном извещении отсутствует информация о форме торгов, о реквизитах решения о проведении торгов, о реквизитах счета для перечисления задатка, о форме заявки об участии в торгах, порядке приема, адресе, месте приема, даты и времени начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также о перечне документов, представляемых претендентами для участия в торгах. Извещение о проведении торгов не содержит сведений о сроке, сведения начальной цены права аренды не соответствуют итогам заседания комиссии по проведению торгов от 23.07.2007г. Данное нарушение является существенным.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о недействительности торгов на право аренды земельного участка, общей площадью 9998 кв.м., расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Базарская Губа, кадастровый номер 38:13:060703:0582, проведенных Администрацией Ольхонского районного муниципального образования с нарушением порядка, установленного статьей 448 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, доводы заявителя апелляционной жалобы - ответчика-1, в данной части судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доводы ответчика-1, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на положения ст. 449 ГК РФ, ст. 52 АПК РФ о том, что законом не предусмотрено право прокурора для обращения в суд с иском о признании торгов недействительными, также не могут быть признаны арбитражным судом обоснованными, учитывая следующее.
Из ч. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ" следует, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Перечень исков и заявлений, которые прокурор может предъявить в арбитражный суд, приводится в ч. 1 ст. 52 АПК РФ и расширительному толкованию не подлежит.
Как установлено ч. 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и исками о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления.
Учитывая, что в случаях, указанных в ст. 52 АПК РФ, прокурор не обладает материально-правовой заинтересованностью в разрешении спора, а предоставленное ему процессуальное право обусловлено возложенной на него обязанностью контролировать соблюдение законности в рамках прокурорского надзора, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при применении исключительно положений ст. 449 ГК РФ, согласно которой с иском о признании торгов недействительными вправе обратиться только заинтересованное лицо, не исключено безусловное право прокурора на обращение в суд с иском, содержащим рассматриваемый предмет.
Доводы Администрации Ольхонского районного муниципального образования о пропуске срока исковой давности на подачу искового заявления о признании торгов недействительными были рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Так, доводы Администрации Ольхонского районного муниципального образования, положенные в обоснование её апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Вместе с тем, доводы прокурора Иркутской области, положенные в обоснование апелляционной жалобы в части отказа в удовлетворении требовании прокурора о признании недействительным договора и применении последствии недействительности ничтожной сделки, также подлежат отклонению.
Принимая во внимание положения ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка N 128 от 17.10.2007г. (сроком действия сорок девять лет), названный договор в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации был правомерно признан судом первой инстанции незаключенным и, соответственно, не порождающим для его сторон каких-либо прав и обязанностей, вытекающих из данной сделки.
Таким образом, у арбитражного суда отсутствуют правые основания для удовлетворения требований прокурора о признании рассматриваемого договора недействительным, ввиду отсутствия предмета спора, соответственно и требований о применении последствий его недействительности.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2009 года по делу N А19-18808/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Т.В. Стасюк |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18808/08
Истец: Прокурор Иркутской области
Ответчик: НП "Школа боевых искусств", Администрация Ольхонского района МО