г. Владимир |
|
"17" января 2008 г. |
Дело N А79-7311/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2008.
Полный текст постановления изготовлен 17.01.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Урлекова В.Н.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.09.2007 по делу N А79-7311/2007, принятое судьей Кудряшовым В.Н., по заявлению открытого акционерного общества "Текстильмаш" о снижении размера исполнительного сбора.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ОАО "Текстильмаш" -Колесников Е.П. по доверенности от 25.07.2007 N 36/1917,
от УФССП - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 68224),
от ИФНС по г.Новочебоксарску - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 68222).
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Открытое акционерное общество "Текстильмаш" (далее - ОАО "Текстильмаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об уменьшении с 7% до 1% размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.08.2007 в редакции постановления от 27.08.2007.
В обоснование заявленного требования, ОАО "Текстильмаш", ссылается на тяжелое финансовое положение, которое подтверждается балансом предприятия, кредиторской задолженностью, задолженностью перед бюджетом. Кроме того, по состоянию на 21.09.2007 добровольно уплачена задолженность по налогам и сборам в размере 6 060 тыс. руб.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике просит в удовлетворении заявления отказать. Управление указало на неисполнение должником в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного документа и отсутствие доказательств уважительности причин его неисполнения ОАО "Текстильмаш".
Решением суда требование ОАО "Текстильмаш" удовлетворено частично, размер исполнительского сбора снижен до 3 процентов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения заявления ОАО "Текстильмаш" о снижении размера исполнительского сбора, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя апелляционной жалобы, тяжелое финансовое положение ОАО "Текстильмаш" не является уважительной причиной для уменьшения судом размера исполнительского сбора, поскольку общество в установленный срок требование исполнительного документа в добровольном порядке не исполнило, доказательств невозможности его исполнения судебному приставу -исполнителю не представило.
ОАО "Текстильмаш", представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее неподлежащей удовлетворению, решение суда законным и обоснованным.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 10.08.2007 N 4501 о взыскании с ОАО "Текстильмаш" налоговых платежей и сборов в размере 16189888руб. 34коп. судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от 13.08.2007 N 2/11795/610/33/2007. Указанным постановлением определен пятидневный срок добровольного исполнения содержащихся в нем требований.
При этом разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке без уважительных причин с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы задолженности по исполнительному документу.
Поскольку в установленный в постановлении срок для его добровольного исполнения сумма задолженности ОАО "Текстильмаш" перед бюджетом осталась непогашенной, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 21.08.2007 с изменениями от 27.08.2007 о взыскании с ОАО "Текстильмаш" исполнительского сбора в размере 7 процентов (1 110 523руб. 86коп.).
Полагая, что его вина в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует, ОАО "Текстильмаш" обратилось в арбитражный суд с заявлением о снижении размера исполнительского сбора.
Суд первой инстанции, исходя из финансового положения Общества, счел возможным снизить размер исполнительского сбора до 3 процентов от взыскиваемой суммы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами. Его размер - семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Из пункта 4 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (части 1), 35 (частей 1 - 3) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Таким образом, правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.
Оценивая имущественное положение заявителя, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у последнего уважительных причин, по которым исполнительный документ не мог быть добровольно исполнен в пятидневный срок.
В рассматриваемой ситуации арбитражный суд Чувашской Республики установил, что денежные средства в необходимом размере у должника отсутствуют. ИФНС по городу Чебоксары приостановило в банках операции по его счетам на основании соответствующих решений налогового органа, у Общества имеется большая кредиторская задолженность, к погашению которой оно принимает реальные меры, погашение долга за счет имущества, с учетом организационно-правовой формы предприятия, в короткие сроки невозможно, в отношении общества возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве).
При таких данных, Арбитражный суд Чувашской Республики с учетом характера совершенного обществом правонарушения, его имущественного положения, степени вины последнего в несвоевременном исполнении исполнительного документа, будучи правоприменителем по смыслу названного выше постановления Конституционного суда Российской Федерации, обоснованно посчитал примененную к нему судебным приставом-исполнителем меру административной ответственности несправедливой и правомерно снизил размер подлежащего взысканию исполнительского сбора до 3 % (475 938руб.78коп.).
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом положений части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.09.2007 по делу N А79-7311/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н.Урлеков |
Судьи |
Ю.В.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7311/2007
Истец: ОАО "Текстильмаш"
Ответчик: УФССП по ЧР
Третье лицо: ИФНС по г.Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4194/07