г. Чита |
|
10 декабря 2008 года
04АП-3727/2008 г. |
Дело N А19-2085/08-27 |
Резолютивная часть постановления вынесена 08 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2008 года по делу N А19-2085/08-27 по заявлению Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконным постановления N19 от 09.01.2008г.,
(суд первой инстанции: Колосов В.И.)
при участии в судебном заседании:
от общества: не было,
от УФАС: не было,
Заявитель - открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" - обратился в суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 19 от 09.01.2008г. о наложении штрафа.
Суд первой инстанции решением от 31 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд в обоснование вынесенного решения сослался на наличие в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.19.8 КоАП РФ.
Общество, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что соглашение о сотрудничестве N 8 от 10.09.2007г. заключено в пределах потребностей банка в обеспечении вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности. В дополнении к апелляционной жалобе общество ссылается на отсутствие необходимости об уведомлении УФАС по Иркутской области о заключении соглашений, так как они не влияют на конкуренцию и являются обычной хозяйственной деятельностью кредитной организации, а также на то, что оспариваемое постановление до настоящего времени не исполнено, и в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ в связи с действием обратной силы закона подлежит признанию незаконным и отмене.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили, общество заявило о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.09.2007г. ОАО "Восточный экспресс банк" с ООО "Норд-Вест" заключено соглашение о сотрудничестве N 8. В рамках данного соглашения стороны осуществляют взаимное сотрудничество по оказанию друг другу информационных, консультационных и иных видов услуг в сфере развития рынка ипотечного кредитования в г. Иркутске.
25.10.2007г. общество представило в Управление уведомление о заключении указанного соглашения.
С учетом того, что уведомление представлено по истечении установленного Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006г. N 135-ФЗ пятнадцатидневного срока подачи уведомлений, Управлением в отношении общества 24.12.2007г. по данному факту составлен протокол N 198 об административном правонарушении.
09.01.2008г. Управлением принято постановление N 19 об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.8 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является неправильным и подлежит отмене, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, сделан верный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме, между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:
- соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
- соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
- соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Частью 12 статьи 35 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения.
В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Суд первой инстанции, рассмотрев спорное соглашение, пришел к правильному выводу о том, что оно не может быть отнесено к категории сделок, заключаемых финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности. Данное соглашение заключено за пределами потребностей банка в обеспечение вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности. Следовательно, оно не подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с чем банк обязан был направить в антимонопольный орган уведомление о заключенном соглашении в течение пятнадцати дней с даты его заключения.
Как следует из материалов дела, ОАО "Восточный экспресс банк" представило в УФАС по Иркутской области уведомление о спорном соглашении с нарушением установленного антимонопольным законодательством срока.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вместе с тем как следует из обстоятельств дела и не оспорено УФАС, оспариваемое постановление до настоящего времени не исполнено.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 08 ноября 2008 года N 195-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" часть 9 статьи 35 Федерального закона "О защите конкуренции" изложена в редакции, устраняющей обязанность финансовой организации направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме, с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Таким образом, положение лица, совершившего административное правонарушение, иным образом улучшено и Федеральный закон от 08 ноября 2008 года N 195-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", вступивший в силу 10 ноября 2008 года, имеет обратную силу, то есть распространяется на заявителя.
Данный вывод апелляционного суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной им в постановлении от 16 сентября 2008 года N 5378/08.
Таким образом, оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить полностью.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 31.10.2008 года - отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2008 года по делу N А19-2085/08-27, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2008 года по делу N А19-2085/08-27 отменить. Принять новый судебный акт.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 19 от 09.01.2008г. признать незаконным и отменить полностью.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2085/08
Заявитель: ОАО "Восточный экспресс банк"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3727/08