28 декабря 2007 г. |
Дело N А29-3967/2007 |
(дата объявления резолютивной части постановления).
25 января 2008 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ольковой Т.М., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Буториной Г.Г.
при участии в судебном заседании:
от ООО "Эжватранс": Белоусова А.И. - представителя по доверенности от 25.12.2006г.,
от Министерства промышленности и энергетики Республики Коми: Танасова Р.А.- представителя по доверенности от 07.11.2007г., Зубарева И.В. представителя по доверенности от 07.11.2007 г.
от ООО "Автоконтроль": Милова А.В. - представителя по доверенности от 06.11.2007 г.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства промышленности и энергетики Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.07г. по делу N А29-3967/2007, принятое судьей Галаевой Т.И.
по заявлению ООО "Эжватранс"
к Министерству промышленности и энергетики Республики Коми и Министерству внутренних дел Республики Коми
о признании недействительным решения конкурсной комиссии, обязании устранить нарушения и расторгнуть договор
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эжватранс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (с учетом уточнения - л.д. 37 том 1) к Министерству промышленности и энергетики Республики Коми и Министерству внутренних дел Республики Коми о признании недействительными: решения конкурсной комиссии по проведению конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (далее по тексту - Конкурсная комиссия) о результатах открытого конкурса на право заключения договора на проведение государственного технического осмотра (далее - ГТО) в Эжвинском районе города Сыктывкара и его результатов, о понуждении ответчиков устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: обязать Конкурсную комиссию принять решение о выборе по административно-территориальному образованию МО ГО "Сыктывкар" Эжвинский район победителя из числа оставшихся претендентов, участвовавших в открытом конкурсе, объявленном 26.03.2007 г., а МВД Республики Коми обязать расторгнуть дополнительное соглашение к договору, заключенному ранее по месту проведения технического диагностирования при ГТО в Эжвинском районе города Сыктывкара с победителем конкурса - ООО "Автоконтроль".
Решением суда первой инстанции от 11.09.2007г. решение Конкурсной комиссии по проведению конкурсов среди юридических лиц и предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре о результатах открытого конкурса на право заключения договора на право проведения государственного технического осмотра в Эжвинском районе г.Сыктывкара и его результаты, изложенные в протоколе от 26.03.2007г. N 7, признаны недействительными. Арбитражный суд Республики Коми обязал Министерство промышленности и энергетики Республики Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Эжватранс".
Постановлением Второго Арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007г. решение суда от 11.09.2007г. отменено, поскольку суд первой инстанции принял судебный акт с нарушением норм процессуального права, а именно: о правах и обязанностях ООО "Автоконтроль", не привлеченного к участию в деле.
Второй арбитражный апелляционный суд в соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотривает настоящее дело с привлечением ООО "Автоконтроль" к участию в деле в качестве третьего лица по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
По мнению ООО "Эжватранс" открытый конкурс проведен с нарушением действующего законодательства, в частности, статьи 447 Гражданского кодекса РФ, чем нарушаются его гражданские права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности по оказанию услуг по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Эжвинском районе МО ГО "Сыктывкар".
Министерство промышленности и энергетики Республики Коми и ООО "Автоконтроль", привлеченное постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007г. к участию в деле в качестве третьего лица, полагают, что нарушений при проведении открытого конкурса организатором не допущено, конкурс проведен в соответствии с действующим законодательством.
Министерство внутренних дел Республики Коми, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя Министерства внутренних дел Республики Коми.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании с 21.12.2007г. по 28.12.2007г. объявлялся перерыв.
Как видно из материалов дела, Министерством промышленности и энергетики Республики Коми (далее - Минпромэнерго РК) объявлен открытый конкурс на выявление победителя среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. 26.01.2007г. объявление о конкурсе размещено в газете "Коми МУ".
Согласно вышеназванному объявлению заказчиком выступило Министерство внутренних дел Республики Коми, а предметом открытого конкурса являлось заключение договора с победителем конкурса на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре по административно-территориальному образованию - МО ГО "Сыктывкар" Эжвинский район на одном пункте технического осмотра.
В конкурсе приняли участие: ООО "Авто-Тест", ООО "Автоконтроль", ООО "Эжватранс" и индивидуальный предприниматель Соловьев А.П.
Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии от 26.03.2007г. победителем признано ООО "Автоконтроль", которому предложено с 27.03.2007г. приступить к техническому диагностированию при государственном осмотре в Эжвинском районе г.Сыктывкара, а Министерству внутренних дел Республики Коми рекомендовано заключить с победителем конкурса дополнительное соглашение к договору, заключенному по месту проведения технического диагностирования.
Не согласившись с результатами проведенного конкурса, ООО "Эжватранс" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.
Рассмотрев в соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел РФ, установлен постановлением Правительства РФ от 31.07.1998г. N 880.
Вышеназванное постановление содержит Положение о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (далее - Положение о проведении конкурса).
В силу пунктов 1, 18 Положения о проведении конкурса его предметом является право заключения договора на оказание услуг по осуществлению проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, в данном случае по административно-территориальному образованию - МО ГО "Сыктывкар" Эжвинский район на одном пункте технического осмотра.
Порядок организации и проведения торгов, заключения договора по итогам конкурса определен в статьях 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
По смыслу указанных статей, под конкурсом необходимо понимать мероприятие, целью которого является определение лиц, наиболее способных к оптимальному разрешению поставленной задачи. Признаком конкурса является состязательность его участников, конкурирующих между собой.
Из подпункта "б" пункта 5 Положения о проведении конкурса следует, что орган Государственной инспекции безопасности дорожного движения субъекта РФ помещает объявление о конкурсе в средствах массовой информации с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки, представленных на конкурс заявок, места, срока, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса.
Между тем, объявление о проведении открытого конкурса (л.д.11 том 1) не содержит сведений о том, по каким критериям будут определяться победители среди представленных на конкурс заявок, а также не указан точный порядок оценки представленных участниками заявок.
Квалификационные требования для отбора лиц, удовлетворяющих условиям конкурса, одинаковы для всех участников. Положением о проведении конкурса не предусмотрено, что единственным критерием для определения победителя является положительная оценка по всем основным показателям.
Признание комиссией по проведению конкурса равноценности предложений участников означает невозможность определения победителя конкурса.
Содержащееся в объявлении о проведении открытого конкурса от 26.01.2007г. указание на то, что право на заключение договора с Министерством внутренних дел Республики Коми получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям и предъявляемым требованиям, носит неконкретный характер и не может служить критерием оценки для определения победителя, поскольку предполагает возникновение такой ситуации, когда все или несколько участников конкурса имеют положительные оценки по основным показателям и предъявляемым требованиям.
Из протокола заседания конкурсной комиссии от 26.03.2007г. не усматривается по каким именно основным показателям и предъявляемым требованиям к производственно-технической базе и к технологии работ, предложения ООО "Автоконтроль" признаны лучшими предложениями, в отличие от других предложений участников конкурса.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что оспариваемый конкурс не соответствует положениям статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 449 Гражданского кодекс РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. В рассматриваемой ситуации заявитель - ООО "Эжватранс", как лицо, участвовавшее в торгах и являющееся заинтересованным лицом, обжалуя решение конкурсной комиссии, по существу заявил требование о признании торгов недействительными. Принимая во внимание, что проведенный конкурс противоречит положениям статьи 447 Гражданского кодекса РФ, требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
В удовлетворении требования ООО "Эжватранс" об обязании Конкурсной комиссии принять решение о выборе по административно-территориальному образованию МО ГО "Сыктывкар" Эжвинский район победителя из числа оставшихся претендентов, участвовавших в открытом конкурсе, следует отказать, поскольку проведенный конкурс является недействительным и, следовательно, не может быть возобновлен.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Недействительность договора исключает возможность и необходимость его расторжения. Таким образом, оснований для удовлетворения требования ООО "Эжватранс" о расторжении дополнительного соглашения к договору, заключенному ранее по месту проведения технического диагностирования при ГТО в Эжвинском районе г.Сыктывкара с победителем конкурса - ООО "Автоконтроль", не имеется.
При таких обстоятельствах, доводы Минпроэнерго РК и ООО "Автоконтроль" по проведению конкурса, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по делу в сумме 2000 руб. относятся на Министерство промышленности и энергетики Республики Коми.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. относятся на заявителя - Министерство промышленности и энергетики Республики Коми.
Руководствуясь частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Конкурсной комиссии по проведению конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре о результатах открытого конкурса на право заключения договора на проведение государственного технического осмотра в Эжвинском районе города Сыктывкара (протокол от 26.03.2007г. N 7) признать недействительным.
В удовлетворении остальной части требований заявителю отказать.
Взыскать с Министерства промышленности и энергетики Республики Коми в пользу ООО "Эжватранс" расходы по уплате госпошлины по делу в сумме 2000 руб.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.М.Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3967/2007
Истец: ООО Эжватранс
Ответчик: Министерство промышленности и энергетики Республики Коми (Минпромэнерго РК), Министерство внутренних дел Республики Коми (МВД РК)
Кредитор: ООО "Автоконтроль", Министерство финансов Республики Коми
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-3967/2007
25.01.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3955/2007
25.01.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4220/07
10.12.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4220/07