14 марта 2008 г. |
Дело N А29-6904/2007 |
(дата принятия резолютивной части постановления).
26 марта 2008 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г.Г.
при участии в заседании представителей заявителя: Бартоша Р.А. - по доверенности от 09.08.2007 года, Терентьева Д.Н. - директора,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрезиДент"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.01.08. по делу N А29-6904/2007, принятое судьей Князевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПрезиДент"
к Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел города Сыктывкара
об обязании совершить регистрационные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПрезиДент" (далее - заявитель, Общество, ООО "ПрезиДент") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, об обязании Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел города Сыктывкара (далее - Инспекция, ГИБДД, ответчик) восстановить регистрационный учет автомобиля "Мицубиси Лансер", выдать свидетельство о регистрации и паспорт на данное транспортное средство.
Решением суда от 04.01.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не применен закон, подлежащий применению, а именно: статья 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", подпункт 2 пункта 2 "Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 года N 880, абзац 5 пункта 55 Приказа МВД РФ N 59.
Ответчик отзыв не представил, представителей в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из документов и установлено судом первой инстанции, 06.12.2007 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобиля "Митцубиси Лансер", идентификационный номер jmbsncsi a 5 u 002263, 1999 года выпуска. Указанное транспортное средство зарегистрировано, выдано свидетельство о регистрации серии 11 N 226034.
Регистрационные действия на данное транспортное средство в последующем аннулированы в соответствии с пунктами 55, 75 Приказа МВД России от 27.01.2003 года N 59.
Экспертным исследованием автомобиля "Митцубиси Лансер", идентификационный номер jmbsncsi a 5 u 002263, 1999 года выпуска, от 26.04.2007 года N 1497, произведенным экспертом экспертно - криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми, установлено, что идентификационная маркировка (идентификационный номер) представленного на исследование автомобиля Mitsubishi подвергалась изменению путем: демонтажа (вырезания) фрагмента маркируемой части щита передка со знаками первичного идентификационного номера, установки в полученном проеме металлической пластины соответствующей формы со знаками вторичного идентификационного номера (JMBSNCS1A5U002263), сваривания швов с последующим шпатлеванием и окрашиванием маркируемой части щита лакокрасочным материалом; демонтажа с вертикальной поверхности щита передка металлической таблички с обозначением первичного идентификационного номера, и установки ее на месте таблички с обозначением вторичного идентификационного номера (JMBSNCS1A5U002263).
При исследовании паспорта технического средства старшим экспертом экспертно - криминалистического центра при Министерстве внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми было установлено, что в первоначальное содержание цифровых записей, обозначающих код региона, серию и номер ПТС были внесены изменения, ранее имевшиеся буквенные и цифровые обозначения были удалены, вероятнее всего химическим способом и на их месте выполнены вновь имеющиеся.
По факту подделки идентификационного номера 05.07.2007 года Прокурором города Сыктывкара возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 326 части 1 Уголовного кодекса РФ.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции сделал вывод о том, что приобретение права на транспортное средство само по себе не порождает обязанность органов ГИБДД допустить это средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его, правомерность регистрационных действий ГИБДД должна определяться на основе действующего законодательства, регулирующего допуск транспортных средств к эксплуатации и порядок их регистрации.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда в силу следующего.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции восстановить регистрационный учет автомобиля "Мицубиси Лансер", выдать свидетельство о регистрации и паспорт на данное транспортное средство.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил порядок регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно статье 4 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Подпункт "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, предусматривает, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Согласно абзацу 5 пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года N 1090 (в редакции от 24.04.2000 года N 370), запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Порядок регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, а также снятия с регистрационного учета установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденными Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 года N 59 (далее - Правила).
В силу пункта 17 Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 49 Правил регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления документов, выданных соответствующими органами и свидетельствующих об отсутствии указанных запретов или ограничений, либо документов, указанных в пункте 48 Правил, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение (п. 55 Правил регистрации).
Восстановление регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а так же паспорта транспортного средства, в соответствии с абзацем 4 пункта 55 Правил регистрации, происходит в случае устранения причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, и в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства требованиями безопасности дорожного движения, на основании судебных решений.
В материалах дела отсутствуют доказательства устранения Обществом причин аннулирования регистрации на автомобиль "Митцубиси Лансер", .
Иные случаи восстановления регистрации (абзац 5 пункта 55 Правил регистрации) в рассматриваемой ситуации также неприменимы, поскольку пункт 17 Правил регистрации запрещает совершать регистрационные действия при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Таким образом, оснований для восстановления регистрационного учета автомобиля "Митцубиси Лансер", идентификационный номер jmbsncsi a 5 u 002263, 1999 года выпуска, от 26.06.2007 года N 1497, выдачи свидетельства о регистрации и паспорта технического средства, не усматривается.
При указанных обстоятельствах Арбитражным судом Республики Коми сделан правильный вывод о том, что приобретение права собственности на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения, не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о правомерности регистрационных действий ГИБДД.
Нормы материального права судом первой инстанции применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.01.08. по делу N А29-6904/2007 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрезиДент" без удовлетворения.
Судебные расходы, понесенные в связи с подачей апелляционной жалобы, в соответствие со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.01.08. по делу N А29-6904/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрезиДент" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6904/2007
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ПрезиДент"
Ответчик: УВД г.Сыктывкар, ГИБДД УВД г.Сыктывкар
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 12582/08
19.06.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-6904/2007
26.03.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-658/2008
04.01.2008 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6904/07