г. Киров
01 октября 2008 г. |
Дело N А31-1606/2008-14 |
(объявлена резолютивная часть).
07 октября 2008 г.
(изготовлен полный текст)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поляковой С.Г.
судей Губиной Л.В., Самуйлова С.В.
при ведении протокола судебного заседания Поляковой С.Г.
без участия в заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.07.2008г. по делу N А31-1606/2008-14, принятое судом в составе судьи Паниной С.Л.,
по иску Открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания"
к Администрации Костромской области
третье лицо: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области
о взыскании долга за электроэнергию в размере 27.877 руб. 11 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - ОАО "Костромская сбытовая компания", ОАО "КСК", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к Администрации Костромской области (далее - Администрация Костромской области, Администрация, ответчик, заявитель) с требованием о взыскании долга за электроэнергию, поставленную в период с 01 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г., в размере 2.589 руб. 26 коп. (с учетом уточнения иска).
Исковые требования ОАО "Костромская сбытовая компания" основаны на статьях 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчиком не в полном объеме отплачена стоимость электрической энергии за период с 01 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признал; указал, что долг по электроэнергии погашен им в полном объеме. По мнению ответчика, истцом неверно определена стоимость электроэнергии: не применены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003г. N 643 и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006г. N 530.
К участию в деле в силу требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее - Департамент ТЭКиТП Костромской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.07.2008г. по делу N А31-1606/2008-14 исковые требования ОАО "Костромская сбытовая компания" удовлетворены: с Администрации Костромской области в пользу ОАО "Костромская сбытовая компания" взыскано 2.589 руб. 26 коп. долга и 1.115 руб. 08 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что расчет стоимости отпущенной энергии за 2007 г. произведен ОАО "Костромская сбытовая компания" в соответствии с изменяемым коэффициентом бета - с учетом соотношения регулируемой и свободной цен и является верным; за ответчиком имеется задолженность по оплате электрической энергии.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Костромской области обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 28.07.2008г. по делу N А31-1606/2008-14 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что, несмотря на то, что Администрация Костромской области не является участником оптового рынка электроэнергетики, применение к правоотношениям сторон Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода обусловлено пунктом 4.1 заключенного между сторонами договора.
Администрация Костромской области также сообщает, что судом неправомерно применен пункт 108.1 Правил розничного рынка, поскольку он введен в действие после спорного периода; ссылается на пункт 50 Правил, согласно которому в период с 01.07.2007г. по 31.12.2007г. доля потребления электроэнергии по регулируемым тарифам установлена в пределах 85-90%, по свободным ценам - 10-15%; указывает, что истцом к оплате в спорный период предъявлено 16,8-19,8% электроэнергии по свободным ценам, тогда как такой объем не должен превышать 15%.
Заявитель также ссылается на неправомерное применение Приказа Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007г. N 66-э/1 (видимо, имеется ввиду приказ N 166-э/1).
Истец, ОАО "Костромская сбытовая компания", в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы заявителя жалобы, просит решение Арбитражного суда Костромской области от 28.07.2008г. по делу N А31-1606/2008-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Костромской области от 28.07.2008г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007г. между ОАО "Костромская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и Администрацией Костромской области (потребитель) был заключен договор энергоснабжения N 18 (л.д. 8-9).
По условиям пункта 1.1 данного договора гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 5.1 договора учет электрической энергии осуществляется по приборам учета.
Порядок расчета за пользование электрической энергии определен в разделе 6 договора: оплата электрической энергии производится потребителем до 10 числа месяца, следующего за расчетным, за фактически принятое количество электроэнергии по приборам учета электрической энергии (на основании актов, составленных с участием ТСО и потребителя) путем оплаты счета-фактуры, полученного потребителем, с учетом свободной (нерегулируемой) цены (пункт 6.1).
Порядок определения стоимости объемов электрической энергии, поставляемой по регулируемым и свободным ценам согласован в разделе 4 договора энергоснабжения, согласно которому объем электрической энергии, поставленной потребителю за расчетный период по регулируемым тарифам, рассчитывается гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Во исполнение условий заключенного между сторонами договора энергоснабжения ОАО "Костромская сбытовая компания" в период с 01 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г. поставляла в адрес Администрации Костромской области электрическую энергию и мощность.
Истцом в адрес ответчика за указанные период были выставлены счета-фактуры на суммы: в августе 2007 г. - 102.572 руб. 56 коп., в сентябре 2007 г. - 107.107 руб. 39 коп., в октябре 2007 г. - 105.822 руб. 47 коп., в ноябре 2007 г. - 133.914 руб. 17 коп., в декабре 2007 г. - 151.180 руб. 44 коп.
Данные счета-фактуры были оплачены Администрацией Костромской области частично. В июне 2008 г. ответчиком был произведен перерасчет по оплате электроэнергии, в котором недоплаченные до 85% суммы были оплачены по регулируемому тарифу 1,89 руб. + НДС, а всего в сумме 25.287,85 руб. (расчет прилагается). Таким образом, к моменту обращения в суд Администрацией не было оплачено 27.877 руб. 11 коп., к моменту разрешения спора - 2.589 руб. 26 коп.
Истец, обращаясь с настоящим исковым заявлением, указал, что ответчиком не в полном объеме отплачена стоимость электрической энергии за период с 01 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г.; задолженность составила 2.589 руб. 26 коп.; просил взыскать с Администрации Костромской области долг за электроэнергию в указанном размере.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Разделами 5, 6 договора предусмотрен порядок учета и оплаты электрической энергии, согласно которому оплата электрической энергии производится за фактически принятое ее количество на основании выставленного счета-фактуры.
Как следует из материалов дела, Администрация Костромской области объем потребленной энергии не оспаривает, считает завышенной стоимость электрической энергии, поскольку истцом в предъявленных к оплате счетах-фактурах не соблюдены пропорции, установленные Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, для объема электрической энергии, поставляемого по свободной цене.
Вместе с тем по регулируемым ценам на розничном рынке потребителю поставляется часть объема его фактического потребления, пропорционально объему энергии, приобретенному гарантирующим поставщиком на оптовом рынке электрической энергии (ОРЭ) по регулируемым ценам.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003г. N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2007г. N 205) с 01.01.2007г. по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрическая энергия поставляется в следующих долях от объема производства (потребления) электрической энергии, определенного для участника оптового рынка в утвержденном в установленном порядке в 2006 г. прогнозном балансе на 2007 г. с учетом положений пункта 52 вышеуказанных Правил (далее - базовый прогнозный объем электрической энергии) и предусмотренных названными Правилами особенностей формирования объемов электрической энергии для поставки населению:
- с 1 января по 30 июня 2007 г. - от 90 до 95 процентов;
- с 1 июля по 31 декабря 2007 г. - от 85 до 90 процентов и т.д.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода - участниками оптового рынка являются поставщики электрической энергии и мощности (генерирующие компании или организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии (мощности), гарантирующие поставщики (энергоснабжающие организации), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), получившие статус субъектов оптового рынка и право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
Анализ вышеназванных норм права и фактических обстоятельств дела показывает, что Администрация Костромской области не является участником оптового рынка электрической энергии, и, следовательно, при расчетах за потребленную электрическую энергию не может руководствоваться Правилами оптового рынка.
Организация расчетов на розничных рынках электрической энергии осуществляется в соответствии с разделом 7 "Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. N 530.
Так, в соответствии с пунктом 106 Правил - на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Между тем, изменения, касающиеся применения к правоотношениям сторон свободных цен, внесены в "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" позднее спорного периода (01.08-12.2007г.) - только 28.06.2008г.
Ранее Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007г. N 166-э/1. утверждены "Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии".
Указанные Правила были разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Согласно разделу 2 названных Правил стоимость электрической энергии (мощности), поставляемой покупателям на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), определяется исходя из фактически поставленных объемов, рассчитываемых в соответствии с пунктами 5-18 настоящих Правил, и тарифов (для потребителей, рассчитывающихся по двухставочному тарифу - тарифных ставок) на электрическую энергию (мощность), установленных для соответствующей категории потребителей, по итогам расчетного периода (календарного месяца).
Под фактически поставленным объемом понимается определенное в порядке, установленном договором энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), количество электрической энергии, принятое и подлежащее оплате покупателем за соответствующий расчетный период по соответствующему договору.
Стоимость электрической энергии, поставляемой ГП (ЭСО, ЭСК) по регулируемым ценам покупателям, указанным в пункте 108 Правил розничных рынков, кроме населения, определяется как произведение тарифа, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующей группы потребителей (для потребителей, рассчитывающихся по двухставочному тарифу, - тарифной ставки за электрическую энергию), и объема электрической энергии, определяемого с учетом коэффициента распределения электрической энергии, поставляемой ГП (ЭСО, ЭСК) на розничном рынке по регулируемым ценам (бета). Коэффициент бета определяется по окончании каждого расчетного периода по формуле, указанной в разделе 2 Правил определения стоимости электрической энергии (мощности).
Как следует из пояснений истца и фактических обстоятельств дела, ОАО "Костромская сбытовая компания" в 2007 г. производила расчет стоимости отпущенной энергии по правилам, установленным названными нормативными актами: за период с апреля по август 2007 г. коэффициент бета колебался от значения 0.982 до значения 0.892 по свободной цене; к оплате было выставлено менее 15% потребленной электрической энергии.
Поскольку впоследствии значение коэффициента менялось, это повлекло изменения в соотношении регулируемой и свободной цен.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о правильности расчета, произведенного ОАО "Костромская сбытовая компания".
Ответчик стоимость электрической энергии, поставленной в период с 01 августа 2007 г. по 31 декабря 2007 г., оплатил не в полном объеме; доказательств погашения долга Администрация Костромской области не представила, равно как и не доказала оснований освобождения ее от оплаты истребуемой истцом суммы.
Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований ОАО "Костромская сбытовая компания".
Доводы заявителя о том, что к правоотношениям сторон должны применяться Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, что обусловлено пунктом 4.1 заключенного между сторонами договора, отклоняются апелляционным судом как основанные на неправильном толковании норм права.
Ссылка Администрации Костромской области на недействующую редакцию Правил розничного рынка принята апелляционным судом во внимание; однако, данное указание суда не привело к принятию неправосудного решения, поскольку порядок расчетов определен Правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке_, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007г. N 166-э/1.
Довод заявителя о неприменении к отношениям сторон Приказа ФСТ от 21.08.2007г. бездоказателен и необоснован, так как в силу пункта 2 Приказа настоящие Правила применяются при осуществлении расчетов за поставляемую на розничном рынке электрическую энергию (мощность) между покупателями (производителями) электрической энергии (мощности) и гарантирующими поставщиками_, то есть данные Правила непосредственно применимы при определении стоимости электрической энергии, поставленной истцом в адрес ответчика.
При совокупности изложенных обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, поскольку Администрация Костромской области доказательств в подтверждение собственных доводов и возражений в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила.
В силу установленных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение. Исследование доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.
Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Костромской области является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации Костромской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Костромской области от 28.07.2008г. по делу N А31-1606/2008-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-1606/2008
Истец: открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания"
Ответчик: Администрация Костромской области
Третье лицо: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3821/2008