г. Киров
10 декабря 2008 г. |
Дело N А17-5988/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Перминовой Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Перминовой Г.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Камышева И.В., действующего на основании доверенности от 09.06.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Дельта"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.11.2008 по делу N А17-5988/2008, принятое судом в составе судьи Чеботаревой И.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Дельта"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ивановской области,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
закрытое акционерное общество "Дельта" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Дельта") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ивановской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 12.09.2008 N 51 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.11.2008 в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
ЗАО "Дельта" не согласилось с принятым решением суда и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление Инспекции N 51 от 12.09.2008 отменить в связи с неверной оценкой доказательств, неверным применением норм процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что производство по данному делу осуществлялось в форме административного расследования, в связи с чем, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дело могло быть рассмотрено исключительно судьей районного суда. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, руководитель административного органа не имел права принимать решение о привлечении ЗАО "Дельта" к административной ответственности.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
ЗАО "Дельта" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ЗАО "Дельта".
Представитель Инспекции в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения требований жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 31.07.2008 должностным лицом МИФНС РФ N 7 по Ивановской области совместно с УУМ ОВД по Пучежскому муниципальному району на основании распоряжения N 23 от 31.07.2008 (л.д.36) в присутствии заведующей магазином Обориной Г.В. проведена проверка магазина N 8, принадлежащего ЗАО "Дельта", расположенного по адресу: Ивановская область, г. Пучеж, ул. Советская, д. 4 по вопросам исполнения статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
При проведении проверки выявлено, что реализация алкогольной продукции осуществлялась без сопроводительных документов: Вермут "Мартини Розато" сладкий розовый - емк. 1,0 л., дата розлива 10.10.2007, креп. 15 %, производитель Италия, эксклюзивный импортер ООО "Бакарди Рус", г. Москва, 4-й Лесной переулок, д. 4, в количестве 1 бутылки - в момент проверки не представлен сертификат соответствия; напиток алкогольный "Сауза Бланко" (текила) - емк. 0,5 л., дата розлива 24.07.2006, креп. 38%, производитель Мексика, импортер ЗАО "Денвъю Лимитэд", г. Москва, ул. Брянская, д. 5, в количестве 1 бутылки - в момент проверки не представлены сертификат соответствия, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации, справка к товарно-транспортной накладной раздел А, Б, удостоверение качества. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 23 от 31.07.2008 (л.д.37-39).
В объяснениях от 31.07.2008 заведующая магазином Оборина Г.В. указала, что документы утеряны.
Отсутствующие документы представлены на следующий день после проверки.
01.09.2008 на основании статьи 28.7 КоАП РФ административным органом вынесено определение N 2 (л.д.32) о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования сроком на 1 месяц.
05.09.2008 в отношении ЗАО "Дельта" в присутствии генерального директора Общества Кашироковой Л.И. составлен протокол N 7 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д.31).
12.09.2008 в отношении ЗАО "Дельта" вынесено постановление N 51 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей (л.д.33).
ЗАО "Дельта" не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в Арбитражный суд Ивановской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности состава вменяемого административного правонарушения. Кроме того, суд первой инстанции отклонил доводы заявителя об отсутствии у Инспекции полномочий по рассмотрению дела и вынесению постановления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно положениям статей 16 и 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона, без сертификатов соответствия.
В силу части 1 статьи 10.2 названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии названных сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (часть 2 названной статьи).
В соответствии с пунктами 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), при продаже алкогольной продукции продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также сертификат соответствия.
Исходя из анализа указанных норм, товарно-транспортные накладные, справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным, к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции, сертификаты соответствия у продавца алкогольной продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по требованию покупателя либо контролирующего органа в момент проверки. Более того, продавец обязан обеспечить их наличие непосредственно с алкогольной продукцией.
Из представленных в материалы дела документов, в частности, акта проверки N 23 от 31.07.2008, объяснений заведующей магазина от 31.07.2008 и протокола об административном правонарушении от 05.09.2008 видно, что в момент проведения проверки в магазине ЗАО "Дельта" по требованию проверяющих не представлен сертификат соответствия на алкогольную продукцию - Вермут "Мартини Розато" (1,0 л., дата розлива 10.10.2007), а также не представлены сертификат соответствия, справка, прилагаемая к ГТД раздел А,Б на напиток алкогольный "Сауза Бланко" (текила) (0,5 л., дата розлива 24.07.2006).
Документы, подтверждающие легальность реализуемой алкогольной продукции, ЗАО "Дельта" представило после проведения проверки до момента составления протокола, в связи с этим его действия правильно квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина юридического лица в совершении данного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил продажи алкогольной продукции, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению: не проведено достаточное разъяснение работникам о важности соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции, последствиях его несоблюдения, не установлен надлежащий контроль за наличием необходимых документов на продаваемую алкогольную продукцию.
ЗАО "Дельта" не представило в материалы дела доказательства, свидетельствующие об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил розничной продажи алкогольной продукции.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях ЗАО "Дельта" имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что руководитель административного органа не имел права принимать решение о привлечении ЗАО "Дельта" к административной ответственности, так как в ходе производства по делу об административном правонарушении осуществлялось административное расследование, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ установлена исключительная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, судьям.
Часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ устанавливает альтернативную подведомственность рассмотрения определенной категории дел об административных правонарушениях должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела данной категории и к которым поступило дело о таких административных правонарушениях, либо судьям, если это должностное лицо передает дело на рассмотрение судье.
Часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях, перечисленных в частях 1 и 2 указанной нормы, то есть разграничивает, какими именно судьями должны рассматриваться дела об административных правонарушениях исключительной и альтернативной подведомственности, с учетом особенностей субъектного состава дел, особенностей производства по делу об административном правонарушении и вида административного наказания.
Таким образом, исходя из содержания части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматриваются судьями лишь только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таких административных правонарушениях, передает его на рассмотрение судье.
Заявитель жалобы ссылается на абзац второй части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, в соответствии с которым, дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Однако, приведенная норма в системном единстве с другими положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ регулирует вопросы не подведомственности, а подсудности дел об административных правонарушениях, разграничения компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности судей, между судьями районных судов и мировыми судьями. Дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются судьями районных судов; если такое расследование не проводилось, дела рассматривают мировые судьи.
При применении абзаца 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует учитывать положения части 2 названной нормы, согласно которым дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматриваются судьями лишь в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Таким образом, передача дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, на рассмотрение судье является правом, но не обязанностью должностного лица, к которому такое дело поступило на рассмотрение.
В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Указанным органом является Федеральная налоговая служба (статья 23 Закона N 171-ФЗ, Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506).
Более того, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае в ходе административного расследования фактически не проводилось никаких действий.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Заявитель жалобы указывает, что в рамках административного расследования получены объяснения с генерального директора ЗАО "Дельта" и вынесено постановление об административном правонарушении.
В то же время, факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, полученных 31.07.2008 вне рамок административного расследования.
Таким образом, фактически никаких процессуальных действий, требующих больших временных затрат в рамках возбужденного 01.09.2008 административного расследования в отношении ЗАО "Дельта" не проводилось, в связи с чем, рассмотрение Инспекцией дела об административном правонарушении является правомерным.
Оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления у суда первой инстанции не имелось.
Наказание Обществу назначено в пределах санкции статьи закона в минимальном размере.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, и не усматривает правовых оснований для его отмены. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.11.2008 по делу N А17-5988/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Дельта"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Перминова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5988/2008
Истец: закрытое акционерное общество "Дельта"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N7 по Ивановской области