г.Киров |
Дело N А82-5176/2008-35 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 декабря 2008 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от ответчика: Елизарова М.В. - по доверенности от 16.10.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "5 пограничный учебный центр Федеральной службы безопасности РФ"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2008 по делу N А82-5176/2008-35, принятое судом в составе судьи Чистяковой О.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания"
к государственному учреждению "5 пограничный учебный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации"
о взыскании 20 550,20 руб.,
установил:
Открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" (далее ОАО "ЯСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к государственному учреждению "5 пограничный учебный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее 5 ПУЦ, ответчик, заявитель) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в размере 156 401, 49 руб., а также возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 628 руб.
Из искового заявления и уточнений к нему следует, что согласно договору N 292 от 01.02.2003 ОАО "ЯСК" в октябре 2007 г. - январе 2008 г. поставило ответчику электрическую энергию на сумму 3 063 901,77 руб. Ответчик обязательство по оплате исполнил ненадлежащим образом. Во время рассмотрения дела ответчик частично задолженность погасил, поэтому долг составляет 20 550,20 руб., из них:
- 1 863, 97 руб. - за октябрь 2007 г.,
- 9 671, 32 руб. - за ноябрь 2007 г.,
- 9 014, 91 руб. - за январь 2007 г.
Сумма долга истцом рассчитана по правилам, установленным приказом Федеральной службы по тарифам N 166-э/1 от 21.08.2007.
Истец настаивал также на взыскании госпошлины в полном объеме, поскольку исковые требования частично удовлетворены после подачи искового заявления.
В отзыве ответчик требования не признал. По его мнению, при расчете необходимо применять постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 205.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2008 иск удовлетворен полностью. С 5 ПУЦ в пользу ОАО "ЯСК" взыскано 20 550,20 руб. долга за использованную электрическую энергию, а также 4 628 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Суд исходил из того, что доля покупки по регулируемым ценам на оптовом рынке, определяемая от базового объема электроэнергии, может не соответствовать доле реализации по регулируемым ценам на розничном рынке электроэнергии. Факт несвоевременной оплаты задолженности за потребленную электрическую энергию подтвержден материалами дела.
Не согласившись с принятым решением, 5 ПУЦ обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что оплата за электрическую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 205, а также в соответствии с телеграммой от 29.10.2007 из третьего отдела УМТО ПС ФСБ РФ. Истец выставил счета-фактуры, в которых объем поставленной электроэнергии по нерегулируемым ценам превышал предельные уровни, поэтому ответчиком счета оплачены частично. Заявитель не оспаривал применение истцом свободных цен в пределах объемов, указанных в названном выше постановлении Правительства Российской Федерации.
Заявитель также сослался на письмо Федеральной антимонопольной службы от 02.09.2008, поступившее в его адрес в ответ на ранее поданное обращение. Из этого письма следует, что стоимость электроэнергии, поставляемой покупателям на розничном рынке по регулируемым ценам, определяется в соответствии с правилами определения стоимости электроэнергии, поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам, оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электроэнергии. При этом объем поставки электроэнергии по свободным ценам не должен превышать с 01.01.2008 по 30.06.2008 20 % от объема потребления электрической энергии, а с 01.07.2008 по 31.12.2008 30 %.
Заявителем к апелляционной жалобе приложено письмо Управления федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 02.09.2008 N 3991/04-09.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу разъяснил порядок расчета стоимости поставленной энергии и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2008 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 1 статьи 286, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии представителя истца.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба 5 ПУЦ удовлетворению не подлежит, в силу следующего.
Предметом иска ОАО "ЯСК" явилось требование о взыскании задолженности по договору поставки электрической энергии.
Правовым основанием заявленных требований истец указывал статью 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
01.02.2003 ОАО "Ярэнерго" (энергоснабжающая организация) и войсковая часть 9804 (абонент) заключили договор N 292 на отпуск и потребление электрической энергии. Энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту электрическую энергию и мощность, а абонент - соблюдать установленный режим электропотребления и оплачивать электрическую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора расчеты за электроэнергию производятся по тарифу, утвержденному РЭК Ярославской области. Расчетный период - расчетный месяц.
Приложением N 4 к договору сторонами согласован перечень мест установки электросчетчиков, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию.
Согласно Уставу ОАО "ЯСК", утвержденному 15.10.2004 ОАО "ЯСК" создано в результате реорганизации ОАО "Ярэнерго" в форме выделения. Общество является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО "Ярэнерго" в соответствии с разделительным балансом.
11.01.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения ОАО "Ярославская сбытовая компания".
Истцом предъявлены ответчику счета-фактуры и счета на оплату поставленной электроэнергии по договору N 292 за период с октября 2007 года по январь 2008 года. Из этих документов следует, что истец относит ответчика к покупателям электроэнергии в отношении энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых превышает 750 кВ·А. Ответчику поставлена электроэнергия:
- в октябре 2007 г. - 206 371 кВтч на общую сумму 366 924,63 руб. (из них 37 147 кВтч на сумму 75 217 руб. 78 коп. по свободной цене);
- в ноябре 2007 г. - 408 207 кВтч на общую сумму 742 349,43 руб. (из них 81 641 кВтч на сумму 179 417 руб. 83 коп. по свободной цене);
- в январе 2008 г. - 547 274 кВтч на общую сумму 1 092 762,18 руб. (из них 120 401 кВтч на сумму 317 753 руб. 76 коп. по свободной цене);
Ответчиком не отрицается, что за указанные месяцы он не доплатил 20550,20 руб., из них:
- за октябрь 2007 г. - 1 863, 97 руб.,
- за ноябрь 2007 г. - 9 671, 32 руб.,
- за январь 2007 г. - 9 014, 91 руб.
В подтверждение своей позиции ответчик ссылается на телеграмму N 266 от 29.10.2007, в которой третий отдел УМТО ПС ФСБ рекомендовал не оплачивать по свободным ценам объемы электроэнергии, превышающие объемы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.04.2007.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 ГК РФ).
Из статей 307-310 ГК РФ следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьями 421 и 422 ГК РФ установлено, что юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Исключение составляют случаи, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В этом случае договор должен соответствовать императивным нормам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (пункт 1 статьи 539 ГК РФ). Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Здесь же определено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона "Об электроэнергетике" цены на электрическую энергию (мощность), продаваемую гарантирующим поставщиком, определяются исходя из цен на приобретаемые гарантирующим поставщиком электрическую энергию и мощность, в том числе регулируемых и рыночных цен, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на товары (услуги), производство (оказание) которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией. Цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию.
Перечень цен, подлежащих государственному регулированию, установлен статьей 23 Федерального закона "Об электроэнергетике". Согласно статье 21 того же закона правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из статьи 6 Федерального закона 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период..." следует, что до 1 января 2011 года продажа электроэнергии осуществляется как по регулируемым, так и по свободным ценам. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению предельного объема электрической энергии и мощности, продажа которого разрешается по свободным ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности). В отношении остального объема электрической энергии в течение переходного периода сохраняется государственное регулирование цен (тарифов). Рынки электроэнергии функционируют на основании правил переходного периода, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Основы организации расчетов на розничных рынках электрической энергии установлены в разделе VII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее Правила N 530).
Из пунктов 106, 108 Правил N 530 следует, что гражданам и приравненным к ним категориям потребителей весь объем электроэнергии поставляется по регулируемым ценам. Остальные потребители часть объема оплачивают по регулируемым ценам, остальную часть - по свободным. Соотношение частей объема, оплачиваемых по свободной и регулируемой ценам, зависит от объема фактически полученной потребителем электроэнергии и соотношения объемов электроэнергии, приобретенной поставщиком на оптовом рынке по свободным и регулируемым ценам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.07 N 166-э/1, изданном на основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530, утверждены Правила определения стоимости электрической энергии, поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам... (далее Правила N166-э/1).
Согласно пункту 6 Правил N 166-э/1 стоимость электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком по регулируемым ценам покупателям на розничных рынках, кроме населения, определяется как произведение регулируемого тарифа и объема электрической энергии. При этом объем электроэнергии умножается на коэффициент распределения электроэнергии, поставляемой гарантирующим поставщиком на розничном рынке по регулируемым ценам (бета).
Коэффициент бета рассчитывается как соотношение объема электроэнергии, приобретенной поставщиком на оптовом и розничном рынках по регулируемым ценам, к общему объему покупки на оптовом рынке (за вычетом объемов энергии, поставленных населению, потерь в сетях, нагрузочных потерь).
Объем электроэнергии, приобретенной гарантирующим поставщиком на оптовом рынке по регулируемым договорам, определяется в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 (далее Правила N643) и зависит от установленной Правительством Российской Федерации величины максимального объема продажи электроэнергии по регулируемым ценам (коэффициент альфа).
Из пункта 50 Правил N 643 следует, что торговля электроэнергией на оптовом рынке по регулируемым ценам осуществляется в рамках объемов, соответствующих предельным объемам продажи электроэнергии энергии по регулируемым ценам.
Здесь же установлены доли поставок электроэнергии на оптовых рынках по регулируемым ценам:
- с 1 июля по 31 декабря 2007 г. - от 85 до 90 процентов;
- с 1 января по 30 июня 2008 г. - от 80 до 85 процентов.
При этом доли рассчитываются от объема производства (потребления) электроэнергии, определенного для участника оптового рынка в прогнозном балансе на 2007 г.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Ответчик не оспаривал объем поставленной энергии и не возражал на требования истца об оплате части энергии по свободным ценам. Более того, часть энергии ответчик уже оплатил по свободным ценам.
Спор касался только определения объема, подлежащего оплате по нерегулируемой цене. При этом ответчик ошибочно полагал, что соотношение объемов электроэнергии, оплачиваемой по свободной и регулируемой цене, рассчитывается путем применения коэффициента альфа (пункт 50 Правил N 643) к полученному ответчику объему электроэнергии. В то же время из указанных выше правовых норм следует, что коэффициент альфа применяется исключительно к прогнозному объему электроэнергии. Фактический объем закупленной на оптовом рынке электроэнергии может превышать базовый (что и произошло в рассматриваемом деле). Исходя из расчетных формул такое положение неминуемо ведет к тому, что доля покупки по регулируемым ценам будет меньше, чем доля, определенная в процентах от базового объема.
Расчет истца составлен на основе указанных выше правовых норм. Контррасчет ответчиком не представлен.
При таких обстоятельствах оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными у апелляционного суда нет.
Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными. Решение суда первой инстанции основано на названных выше нормах права и представленных сторонами доказательствах. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопреки доводам заявителя, ни телеграмма третьего отдела УМТО ПС ФСБ, ни письмо Федеральной Антимонопольной службы не является нормативными актами, регулирующими отношения по поставке электроэнергии и не подлежат применению при рассмотрении данного спора.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статьям 333.16-333.18, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком государственной пошлины, размер которой составляет 1000 рублей.
Из платежного поручения N 900 от 25.11.2008 видно, что заявитель уплатил 1000 руб. в счет государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на надлежащие реквизиты. Сумма списана со счета плательщика. Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, то согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им, возлагаются на него же.
Из платежного поручения N 826 от 30.10.2008 видно, что заявитель уплатил 1000 руб. в счет государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на ненадлежащие реквизиты. Сумма списана со счета плательщика. Госпошлина, уплаченная на ненадлежащие реквизиты, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2008 по делу N А82-5176/2008-35 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения "5 пограничный учебный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации" - без удовлетворения.
Государственному учреждению "5 пограничный учебный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации" выдать справку на возврат уплаченной по платежному поручению N 826 от 30.10.2008 государственной пошлины в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5176/2008
Истец: открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания"
Ответчик: Государственное учреждение "5 пограничный учебный центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации"
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4642/2008