г.Киров
26 декабря 2008 г. |
Дело N А82-1222/2008-7 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2008 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Губиной Л.В.,
судей Тетервака А.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Губиной Л.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2008 по делу N А82-1222/2008-7, принятое судом в составе судьи Попкова В.Н.,
по иску Муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы"
к Открытому акционерному обществу "Ярославский бройлер"
о взыскании 4 190 171 руб. 90 коп.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (далее МУП "Коммунальные системы", истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Открытому акционерному обществу "Ярославский бройлер" (далее ОАО "Ярославский бройлер", ответчик).
Предметом иска явилось требование о взыскании задолженности по оплате стоимости сверхлимитного сброса сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ согласно договору от 01.07.2007.
Правовым основанием заявленных требований истец указывал статьи 539, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 89, 70, 64, 88, 93, 91 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", приложение N 1 к Постановлению Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ярославской области".
Из искового заявления следует, что между сторонами заключен договор N 12 от 01.07.2007 на отпуск и получение воды, сброс и прием сточных вод. Несмотря на подписание договора ответчиком с протоколом разногласий, о его заключении на первоначальных условиях свидетельствуют обстоятельства: срок акцепта договора был установлен в 10 дней. В данный срок от абонента ответа не поступило. Абонент по настоящее время принимает от МУП "Коммунальные системы" питьевую воду, сбрасывает сточные воды. Истец, возложенные на него обязанности по договору, исполняет надлежащим образом. Согласно пунктам 58, 13 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства; лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод должны предусматриваться в договоре. В пункте 1.3 и приложении N 3 к договору стороны согласовали объем принимаемых сточных вод - 14 000 куб.м. в месяц. Количество принятых сточных вод по договору определяется по показаниям прибора учета. Обязанность обеспечить учет сбрасываемых сточных вод абонентом не исполнялась и истцом прибор учета установлен самостоятельно 26.09.2007. За октябрь 2007 объем сброшенных абонентом сточных вод составил 23358 куб.м., за ноябрь 2007 - 18801 куб.м. За сверхлимитный сброс истцом выставлены ответчику счета N 2458 от 31.12.2007 и N 2459 от 31.12.2007. Данные счета ответчиком не оплачены.
В силу пунктов 64, 88 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Результаты анализов должны предоставляться истцу. Расчет стоимости сверхлимитного сброса загрязняющих веществ в 3 и 4 квартале 2007 года произведен истцом в соответствии с приложениемN 1 к постановлению Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п. На основании расчета ответчику выставлены счета N 2460 от 31.12.2007 и N 8 от 29.01.2008. Счета не оплачены.
Уменьшив исковые требования за сверхлимитный сброс сточных вод в октябре и ноябре 2007 года в связи с частичной оплатой, истец потребовал взыскать 4 055 174 руб. 33 коп.
В отзыве ответчик требования не признал и указал, что договор заключен не был, поскольку сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям, которыми, в том числе, являются лимиты на отпуск воды и прием сточных вод, нормативные требования по составу сточных вод, порядок, сроки, тарифы и условия оплаты. Ответчик, являясь сельхозтоваропроизводителем, освобожден от платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2008 в удовлетворении иска отказано.
Суд исходил из того, что стоимость оказанных услуг в 3,4 кварталах 2007 года ответчиком оплачена на условиях договора в согласованной между сторонами редакции. Доказательств, подтверждающих обоснованность предъявленных требований, размера исковых требований, истцом не представлено.
Не согласившись с принятым решением, МУП "Коммунальные системы" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, и указал, что не согласен с мнением суда о не предоставлении надлежащих доказательств в обоснование предъявленных требований. Суду представлены двухсторонние акты объема поставленной воды и принятых стоков за спорный период, счета на оплату, акты, счета-фактуры, расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за 3 квартал 2007 года, протокол результатов анализа воды N 332/1-Д от 20.07.2007. Поскольку протокол разногласий к договору поступил в адрес истца позже установленного 10-дневного срока, заявитель считает договор заключенным с 01.07.2007 на условиях МУП "Коммунальные системы". В октябре и ноябре 2007 года абонент превысил норматив объема сброшенных сточных вод, за что ему была начислена задолженность по сверхлимитному сбросу. За 3 квартал 2007 года на основании протокола результатов анализа воды от 20.07.2007, в соответствии с пунктом 3.13 договора истцом произведен расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. За 4 квартал 2007 года абонентом не выполнены условия пункта 2.4.4 договора о предоставлении сведений о результатах контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, что приравнивается к залповому сбросу всех видов загрязняющих веществ, плата за который устанавливается исходя из кратности к тарифу за услуги по приему сточных вод, действующего тарифа на услуги по приему сточных вод и объема фактически сброшенных сточных вод, в семикратном размере. Оплата ответчиком не произведена.
ОАО "Ярославский бройлер" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2008 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии представителей указанных лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции в отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба МУП "Коммунальные системы" удовлетворению не подлежит, в силу следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
01.07.2007 МУП "Коммунальные системы" и ОАО "Ярославский бройлер" (абонент) заключили договор N 12 на отпуск и получение воды, сброс и прием сточных вод.
Согласно пункту 2.4 договора абонент обязан обеспечить контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и предоставлять МУП "Коммунальные системы" сведения о результатах такого контроля.
В случае превышения согласованных с МУП "Коммунальные системы" лимитов водопотребления и водоотведения, указанных в Приложении N 3 к договору абонент обязан оплачивать сверхлимитное водопотребление и сверхлимитный сброс сточных вод по цене, определенной согласно пункту 3.11 договора (пункт 2.4.15 договора).
В соответствии с пунктом 2.4.17 договора абонент обязан обеспечить контроль концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах (при этом отбор проб должен производиться абонентов в присутствии представителя МУП "Коммунальные системы"), и ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за очередным кварталом, предоставлять в МУП "Коммунальные системы" данные результатов анализов сточных вод, выполненных аккредитованной лабораторией. Непредоставление данных результатов анализов сточных вод в установленный договором срок приравнивается к факту залпового сброса загрязняющих веществ и оплачивается абонентом согласно пунктам 2.4.19, 3.14 договора за период с начала квартала, за который должны были быть предоставлены анализы, до момента предоставления данных анализов в адрес МУП "Коммунальные системы".
Количество подаваемой воды и принятых сточных вод определяется по показаниям приборов учета (пункт 3.1 договора).
Пунктом 3.5 договора установлена цена за 1 куб.м. питьевой воды 11,54 руб., а за 1 куб.м. сточных вод 8,08 руб.
Согласно пункту 3.11 договора в случае превышения согласованных лимитов водопотребления и водоотведения, сумма оплаты определяется для абонента повышенной - в пятикратном размере, а за сверхлимитный сброс сточных вод - в трехкратном размере действующего тарифа, исходя из объемов фактически израсходованной воды и сброса сточных вод за каждый отчетный период.
Плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также не установленный факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ, устанавливается исходя из кратности к тарифу за услуги по приему сточных вод, действующего тарифа на услуги по приему сточных вод и объема фактически сброшенных абонентом сточных вод от момента обнаружения до момента устранения данного нарушения, в семикратном размере (пункт 3.14 договора).
К договору стороны подписали приложения (подписаны ответчиком 05.10.2007):
- N 1 - акт о разграничении зоны ответственности при поставке воды;
- N 2 - акт о разграничении зоны ответственности при приеме стоков;
- N 6 - перечень загрязняющих веществ, концентрацию которых необходимо контролировать в сточных водах.
Приложения подписаны лишь стороной истца:
- N 3 - объем поставки воды и приема переработки стоков на 2007 год (стоки - 14000 куб.м. в месяц);
- N 4 - технические требования, предъявляемые к смешанным стокам;
- N 5 - акт объема поставленной воды и принятых стоков.
Абонентом договор подписан с протоколом разногласий: ответчиком предложено исключить из договора пункты 2.4.15, 2.4.17, 2.4.19, 3.11, 3.14, а также приложение N 4. Приложение N 3 абонент предложил принять в его редакции, согласно которой объем поставки воды и приема и переработки стоков на сентябрь-декабрь 2007 год равен 24 000 руб.м. в месяц.
18.07.2007 (получено ответчиком в этот же день) МУП "Коммунальные системы" направило ответчику для подписания договор N 12 с установлением срока для подписания договора в 10 дней.
20.07.2007 ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу" составило протокол результатов анализа воды N 332/1-Д ОАО "Ярославский бройлер" по акту (отбора) приемки проб N 291/1-Д от 10.07.2007.
27.09.2007 МУП "Коммунальные системы" составило акт ввода в эксплуатацию прибора учета стоков, поступающих с ОАО "Ярославский бройлер" на очистные сооружения МУП "Коммунальные системы".
09.10.2007 ОАО "Ярославский бройлер" подписало акт ввода в эксплуатацию 26.09.2007 прибора учета стоков УРЖ-2КМ.
Сторонами подписаны акты объема поставленной воды и принятых стоков (без указания лимитов поставки и стоков):
- за октябрь 2007 года - 25062 куб.м. поставлено воды, 23358 куб.м. принято стоков;
- за ноябрь 2007 года - 27644 куб.м. получено воды, 18801 куб.м. принято стоков;
- за декабрь 2007 года - 288821 куб.м. получено воды, 11070 принято стоков.
МУП "Коммунальные системы" выставило ОАО "Ярославский бройлер" счета-фактуры N 1417 от 31.10.2007 - оплата стоков октябрь на сумму 222 704,52 руб., N 1893 от 30.11.2007 - оплата стоков ноябрь на сумму 179 256,25 руб.
01.12.2007 сторонами заключено соглашение N 00000597 о прекращении обязательств зачетом встречных требований (в соглашении указаны счета-фактуры N 1417 и N 1893).
11.01.2008 истец направил ответчику письмо с просьбой в течение 5 дней предоставить результаты анализов сточных вод, выполненные аккредитованной лабораторией. В случае непредставления результатов истец будет вынужден выставить счета согласно пунктам 2.4.19, 3.14 договора.
29.01.2008 МУП "Коммунальные системы" в письме ОАО "Ярославский бройлер" предоставило расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в 4 квартале в сумме 3 010 632,2 руб. (в семикратном размере тарифа в связи с непредставлением ответчиком результатов анализа сточных вод).
Истцом предъявлены ответчику к оплате счета и счета-фактуры за сверхлимитный сброс сточных вод N 2458 от 31.12.2007 на сумму 267 668,75 руб. и N 2459 от 31.12.2007 на сумму 137 323,96 руб.; за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ N 2460 от 31.12.2007 на сумму 232 633,15 руб., N 8 от 29.01.2008 на сумму 3 552 546,04 руб.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Гражданские права и обязанности возникают из договоров.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из статей 432, 433, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Моментом заключения договора признается момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. При этом по общему правилу совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (в том числе предоставление услуг, уплата соответствующей суммы) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом.
В силу статьи 443 Гражданского кодекса Российской Федерации ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов.
Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам. В силу пункта 13 Правил повышенный тариф, взимаемый за превышение норматива сброса сточных вод, подлежит включению в договор и является его существенным условием.
Из пункта 60 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации следует, что лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно пункту 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. А пунктом 65 Правил предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Периодичность отбора контрольных проб не предусматривается.
Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета. Форма оплаты услуг определяется по соглашению между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом (пункты 69 и 79 Правил N 167).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" Постановлением Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п утверждён Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Пунктом 21 вышеуказанного Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов предусмотрено, что фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента определяются путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестованным методикам. Выполнение измерений производится силами собственных аттестованных лабораторий предприятий ВКХ или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых предприятиями ВКХ в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации. При отсутствии у абонентов в контрольных колодцах автоматических пробоотборников (для обеспечения отбора усредненной пробы сточных вод) отбираются разовые пробы сточных вод.
Проверяя доводы заявителя о заключенности договора на предложенных им условиях, предусматривающих лимиты водопотребления и водоотведения, плату за превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и их допустимый размер, в силу требований статей 432, 433, 438, 443 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд признает их несостоятельными, поскольку данные условия не были согласованы сторонами в установленном законом порядке.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МУП "Коммунальные системы" не представило достоверных доказательств в обоснование своих доводов.
Утверждение истца, что ответчик принял его оферту и своими действиями подтвердил заключение нового договора не подтверждено материалами дела.
В материалах дела имеется решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.01.2008, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008, согласно которым между ОАО "Ярославский бройлер" (абонент) и МУП "Рыбинское районное объединение жилищно-коммунального хозяйства" 01.01.2007 заключен договор N 231/07 на отпуск и получение воды, сброс и прием сточных вод. Решением арбитражного суда с ОАО "Ярославский бройлер" взыскан долг за услуги по приему сточных вод в июне 2007 года.
Как следует из материалов дела, ответчик пользовался услугами по отпуску воды и сбросу сточных вод и имел договорные отношения с иным лицом (МУП "Рыбинское районное объединение жилищно-коммунального хозяйства"), доказательства прекращения ранее заключенного договора с этим лицом отсутствуют. В то же время истцом не представлено доказательств совершения ответчиком конклюдентных действий именно по договору с истцом.
Апелляционным судом установлено, что за спорный период оказанные истцом услуги оплачены ответчиком по цене, установленной в пункте 3 договора.
В связи с чем оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате стоимости сверхлимитного и сверхнормативного сброса апелляционным судом не установлено.
Представленный истцом протокол результатов анализа воды от 20.07.2007 не содержит выводов о превышении нормативов.
Сторонами нормативы сброса загрязняющих веществ не согласованы.
В протоколе указано местом отбора проб N 521/1-д-КНС N98 (общая); N522/1-д-КНС N99; 523/1-д-КНС N100.
Однако в материалах дела отсутствуют акт отбора проб, а также доказательства отбора проб именно в контрольных колодцах ответчика.
Сделать такой вывод из сведений, указанных в протоколе, невозможно.
На основании изложенного, вышеназванный протокол не подтверждает доводы заявителя.
Иных достоверных доказательств наличия в стоках ответчика за спорный период превышающих норматив загрязняющих веществ в материалах дела не имеется.
Довод заявителя о том, что за 4 квартал 2007 года ответчик обязан оплатить сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в связи с непредставлением результатов анализа проб воды апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку такой обязанности ответчика договором не предусмотрено. Кроме того, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации обязанность контроля концентраций загрязняющих веществ в сточных водах возложена на организацию ВКХ.
Пункты 13, 15 и 16 Постановления Правительства Ярославской области от 28.07.1997 N 172-п, на котором истец основывает свои требования, устанавливают лишь предельный размер кратности тарифа за сверхлимитное водоотведение и сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Применяемая сторонами кратность тарифа устанавливается ими в договоре. Поскольку указанные положения договора не согласованы, то основания для повышенной оплаты услуг отсутствуют.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований МУП "Коммунальные системы" о взыскании с ответчика платы за сверхлимитный сброс сточных вод и сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные апелляционным судом, признаются им несостоятельными, не влияющими на правильность принятого решения и не являющимися основанием для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2008 по делу N А82-1222/2008-7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.В. Губина |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1222/2008
Истец: муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы"
Ответчик: открытое акционерное общество "Ярославский бройлер"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5196/2008