г. Киров
26 декабря 2008 г. |
Дело N А82-7654/2008-29 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2008 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Губиной Л.В.,
судей Тетервака А.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Губиной Л.В.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области,
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2008 года по делу N А82-7654/2008-29, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области
к Муниципальному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть открытого акционерного общества "Ярославский шинный завод"
о взыскании 43 700 руб.,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области, (далее - Фонд, истец, заявитель) обратился с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Муниципальному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть открытого акционерного общества "Ярославский шинный завод" (далее - МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод", ответчик), о взыскании 43 700 руб. средств, использованных не по целевому назначению.
Исковые требования Фонда основаны на статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 25.07.1996 года N 1095, Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года N 860, и мотивированы тем, что оплата труда заместителя главного врача, заведующего территориальной поликлиникой из средств субсидий, направленных медицинскому учреждению, является нецелевым использованием.
Ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования не признал.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2008 года по делу N А82-7654/2008-29 в удовлетворении исковых требований Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области отказано.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют доказательства нецелевого использования ответчиком денежных средств, выделенных для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2007 году.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2008 года по делу N А82-7654/2008-29 отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель с вынесенным решением суда первой инстанции не согласен, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Истец указывает, что Положение, утвержденное главным врачом МУЗ, о расходовании целевых средств, противоречит Постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 года, поскольку им установлен перечень специалистов, непосредственно участвующих в проведении дополнительной диспансеризации.
Ответчик МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы заявителя жалобы, просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2008 года по делу N А82-7654/2008-29 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Стороны явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность вынесенного решения Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2008 года по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем в обоснование доводов жалобы приложены дополнительные доказательства, а именно приказ Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области от 20.02.2007 года N 175 "О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Ярославской области", письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.04.2007 года N 2477-ВС "О дополнительной диспансеризации", письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2007 года N 9014/МЗ-14, от 10.05.2007 года N 3762-РХ, от 07.10.2008 года N 7694-ВС.
Ходатайство о приобщении данных документов отсутствует.
В силу пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Однако, рассматривая данное ходатайство, апелляционный суд считает, что правовых оснований для его удовлетворения не имеется, поскольку доказательства на основании требований статьей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса должны отвечать признакам относительности и допустимости, истцом не указана причина, свидетельствующая об уважительности не представления данных документов в суд первой инстанции, кроме того, указанные документы представлены в ксерокопиях, а в силу пункта 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Данные доказательства не влияют на исход дела. Приобщение данных документов противоречит пункту 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения отсутствуют в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 31.01.2007 года между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ярославской области и МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" заключен договор N 15 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, в порядке и на условиях, которые определены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года N 860.
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 договора Фонд ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, оплачивает осуществляемые Учреждением расходы по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по представленным счетам.
Срок действия договора определен со дня подписания и действует по 31.12.2007 года (пункт 1 раздела 5 договора).
Согласно акту о результатах проверки использования финансовых средств, полученных Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ярославской области от 16.11.2007 года обозначено, что осуществлены выплаты заработной платы медицинским работникам, не принимавшим участие в проведении дополнительной диспансеризации: заместителю главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Елисеевой Е.А. - 15,9 тыс. руб., заведующему территориальной поликлиникой Синицину В.Н. - 27,8 тыс. руб., кроме того, из средств, полученных за проведенную диспансеризацию осуществлена оплата счета за наборы тестов для проведения исследований на гормоны в сумме 5,9 тыс. руб.
23.12.2007 года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области вынесено предписание об устранении нарушений, в соответствии с которым предложено вернуть 46,9 тыс. руб. на счет истца.
Часть средств, в размере 5,9 тыс. руб. МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" была восстановлена.
Денежные средства в размере 43,7 тыс. руб. (15,9 тыс. руб. + 27,8 тыс. руб.) не возмещены.
02.03.2007 года приказом N 32/1 главного врача Н.В. Ермакова, установлены дополнительные должностные обязанности Елисеевой Е.А. - заместителю главного врача поликлинической работе, Синицыну В.Н. - заведующему территориальной поликлиникой МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод", не предусмотренные их должностными инструкциями, а именно определение государственных и муниципальных учреждений сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и научно-исследовательских учреждений, составление по именованных списков работников с указанием даты рождения, профессии, должности.
Главным врачом МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" утверждено Положение о расходовании средств, полученных за проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях согласно Положению Постановления Правительства Российской Федерации N 860 от 30.12.2006 года, которым в пункте 2.3 указано, что за организационную работу по реализации национального проекта "Здоровье" в разделе "Дополнительная диспансеризация граждан, работающих в бюджетной сфере" устанавливается дополнительная заработная плата заместителю главного врача по поликлиническому разделу работы и заведующему территориальной поликлиникой.
За период с 01.01.2007 по 31.12.2007 года Фондом выделено МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" 573 480 руб. на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Выделение средств производилось ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет ответчика, на основании выставленных учреждением счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан и по результатам медико-экономической экспертизы представленных счетов, проведенной Фондом, исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение диспансеризации.
В силу требований статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" устанавливает, что предоставление и перераспределение субсидий из фонда софинансирования осуществляются в 2007 году Фондом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 860 "О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" утверждены "Правила предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях".
В данных Правилах обозначено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Субсидии предоставляются Фондом бюджетам территориальных фондов ежемесячно, исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина.
Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также указанный норматив определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 9 названных Правил средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Пунктом 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2007 года N 47 "О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" обозначено, что средства, полученные на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направлять на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики, включенных в Федеральный регистр медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Между Фондом и МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" заключен договор N 15 от 31.01.2007 года о финансировании расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств - это выразившееся в направлении и использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Принимая во внимание пункт 9 Правил, устанавливающий, что средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан, и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, кроме того, учитывая обстоятельства дела, подтверждающие расходование денежных средств, выделенных Фондом, на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан, поскольку по результатам медико-экономических экспертиз представленных МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" счетов, где содержаться необходимые сведения о проведенных исследованиях и осмотрах работающих граждан, судом первой инстанции правомерно принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Рассматривая доводы заявителя жалобы, апелляционный суд отмечает следующее.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 860 "О порядке предоставления в 2007 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право - давать необходимые разъяснения по вопросам организации и проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях.
Ссылка заявителя на пункт 3, 5 Порядка проведения дополнительной диспансеризации неправомерна, поскольку данные пункты регулируют только вопросы, связанные с объемом и порядком проведения дополнительной диспансеризации.
Так, в пункте 3 Порядка проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2007 года N 47, определено, что дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: осмотр врачами-специалистами:
- терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),
- акушером-гинекологом,
- неврологом,
- урологом (для мужского населения),
- хирургом,
- офтальмологом,
- эндокринологом;
проведение лабораторных и функциональных исследований:
- клинический анализ крови,
- клинический анализ мочи,
- исследование уровня холестерина крови,
- исследование уровня сахара крови,
- электрокардиография,
- флюорография (1 раз в 2 года),
- маммография (для женского населения в возрасте 40 лет и старше) 1 раз в 2 года (или УЗИ молочной железы).
В должностные обязанности заместителя главного врача поликлинической работе Елисеевой Е.А., заведующего территориальной поликлиникой МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" Синицына В.Н. не входят вопросы о дополнительной диспансеризации.
Положение о расходовании средств, полученных за проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях согласно Положению Постановления Правительства Российской Федерации N 860 от 30.12.2006 года, утвержденное Главным врачом МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" предусмотрена дополнительная заработная плата заместителю главного врача по поликлиническому разделу работы и заведующему территориальной поликлиникой, в связи с участием в указанной диспансеризации.
Данное Положение в установленном законом порядке не оспорено. Доказательств тому, что указанные лица не принимали участия в дополнительной диспансеризации, в материалы дела не представлены.
Доказательств, свидетельствующих о противоречии Положения, утвержденного главным врачом, постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года N 860 не имеется.
Пункт 3 Порядка проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях, не устанавливает перечень врачей - специалистов, а определяет объем предоставленных услуг по дополнительной диспансеризации.
Принимая во внимание указанные нормы, а также учитывая, что Елисеева Е.А., Синицын В.Н. участвовали в проведении дополнительной инвентаризации, в соответствии с приказом главного врача МУЗ МСЧ ОАО "Ярославский шинный завод" N 21/1 от 02.03.2007 года, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии нецелевого использования денежных средств.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
В силу установленных фактических обстоятельств дела, представленных доказательств, судом первой инстанции вынесено правомерное и обоснованное решение. Исследование доказательств произведено арбитражным судом первой инстанции надлежащим образом, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности.
Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области является законным, основанным на правильном применении норм права; оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2008 года по делу N А82-7654/2008-29 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий судья |
Л.В. Губина |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7654/2008
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области
Ответчик: Муниципальное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть открытого акционерного общества "Ярославский шинный завод"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5332/2008