г. Киров
30 января 2009 г. |
Дело N А29-7356/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хоровой Т.В.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Дубинец А.В., действующего на основании доверенности от 04.08.2007 N 05-14/40,
представителя ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учрежденния Республики Коми "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008 по делу N А29-7356/2008, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми
к Государственному учреждению Республики Коми "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов",
о взыскании 4875,82 руб.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению Республики Коми "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Центр, налогоплательщик) о взыскании штрафов в сумме 4875,82 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008 требования Инспекции полностью удовлетворены.
Центр с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с соответствующей жалобой, в которой просит решение суда от 13.11.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы обращает внимание арбитражного апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) по своему характеру услуги, оказываемые Центром, являются социальными и не могут служить основанием для перехода Центра на уплату единого налога на вмененный доход;
2) оказание социальных услуг на платной основе определяется постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2005 N 257 и служит для реализации прав граждан в сфере социального обслуживания населения, а не для извлечения прибыли.
Таким образом, Центр считает, что при вынесении решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не принял во внимание позицию налогоплательщика.
В отзыве на жалобу Инспекция против доводов жалобы возразила, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Центр, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы просит рассмотреть спор в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Центра.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы отзыва на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.11.2007 Центр представил в Инспекцию налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006, 1 квартал 2007 - по срокам представления соответственно не позднее 20.04.2006, 20.07.2006, 20.10.2006г, 22.01.2007 и 20.04.2007. Факт направления налоговых деклараций в адрес Инспекции именно 29.11.2007 подтверждается штепмелем на почтовом конверте (копия конверта - т.1, л.д.48).
Налог был исчислен исходя из базовой доходности, установленной для вида деятельности "оказание бытовых услуг".
Единый налог на вмененный доход, подлежащий уплате на основании представленных в Инспекцию деклараций, составил:
- за 1 квартал 2006 в сумме 29800 руб.,
- за 2 квартал 2006 в сумме 29800 руб.,
- за 3 квартал 2006 в сумме 29800 руб.,
- за 4 квартал 2006 в сумме 29800 руб.;
- за 1 квартал 2007 в сумме 28852 руб.
По результатам мероприятий налогового контроля, проведенных в отношении представленных Центром налоговых деклараций и в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, допущенных Центром, Инспекцией были составлены акты N 16-40/3329, 16-40/3372, 16-40/3373, 16-40/3374, 16-40/3371 от 07.03.2008.
На основании данных актов налоговым органом 03.04.2008 вынесены решения N 16-19/6145, 16-19/6146, 16-19/6147, 16-19/6148, 16-40/6149 о привлечении Центра к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в непредставлении в налоговый орган в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговых деклараций на основании пунктов 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафов в сумме 4875,82 руб.
В ходе привлечения Центра к ответственности за совершение налогового правонарушения Инспекцией было учтено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, в связи с чем на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ размер штрафа, подлежащего взысканию с Центра, был снижен в 25 раз.
07.04.2008 в адрес Центра Инспекцией были выставлены требования N 1490, 1491, 1492, 1493, 1494 с предложением о добровольной уплате штрафов в срок до 17.04.2008.
Названные требования в добровольном порядке Центром исполнены не были, что послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Центра имеющейся у него задолженности.
Удовлетворяя требования Инспекции, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 23, 69, 70, главой 26.3 НК РФ, Общероссийским классификатором услуг населению, решением Совета муниципального образования "Город Ухта" от 20.10.2005 N 8 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности", положениями Федерального закона от 10.12.1996 N 195-ФЗ, Федерального закона от 02.08.1996 N 122-ФЗ, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами законодательства Республики Коми. При этом суд первой инстанции указал, что Центр реально осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг и, соответственно, Центр является плательщиком единого налога на вмененный доход. В связи с нарушением Центром сроков представления в Инспекцию налоговых деклараций, привлечение налогоплательщика к ответственности является правомерным.
Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев жалобу, отзыв на жалобу, выслушав представителя Инспекции, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, считает апелляционную жалобу Центра не подлежащей удовлетворению по изложенным в ней доводам в силу следующего.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход на территориях, где введен данный налог.
Согласно пункту 3 статьи 346.32 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам налогового периода в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установлен в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ, согласно которому к числу таких видов деятельности относится оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
В соответствии с положениями статьи 346.27 НК РФ для целей применения главы 26.3 НК РФ под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, на территории муниципального образования городской округ "Ухта" единый налог на вмененный доход, в т.ч. и в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, был введен с 01.01.2006 по решению Совета муниципального образования "Город Ухта" от 20.10.2005 N 8 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Таким образом, на территории муниципального образования городской округ "Ухта" организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, являются плательщиками названного налога.
Центр является некоммерческой организаций, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Основной целью деятельности учреждения является обеспечение законных, гарантированных государством прав граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание и обеспечение установленных льгот и преимуществ. Учреждение имеет право осуществлять виды деятельности, приносящие доход (предпринимательскую деятельность) для достижения целей, ради которых оно создано.
Как установлено судом первой инстанции на оснований документов, имеющихся в материалах дела, Центр в 2006 и 1 квартале 2007 оказывал гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, в т.ч: парикмахерские услуги, услуги по ремонту, изготовлению и обновлению швейных изделий. Стоимость названных услуг утверждена директором Центра и согласована с Агентством Республики Коми по социальному развитию.
В своей деятельности Центр должен руководствоваться Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.08.1996 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Законом Республики Коми от 31.12.2004 N 84-РЗ "О социальном обслуживании населения в Республике Коми", постановлениями Правительства Республики Коми от 24.06.2005 N 150 "О республиканском перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми социальными службами, и перечне дополнительных социальных услуг, предоставляемых на платной основе населению Республики Коми, социальными службами" и от 03.10.2005 N 257 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальном обслуживании населения в Республике Коми". Согласно нормам Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (статьи 1, 4, 6, 7, 15, 24) (далее - Закон N 195-ФЗ) социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Государственная система социальных служб - это система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству таких услуг, порядку и условиям их оказания.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным вышеназванным Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание может осуществляться социальными службами бесплатно и за плату.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 Закона N 195-ФЗ. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку такая деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы.
В соответствии со статьями 1, 4, 5 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Закон N 122-ФЗ) социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг.
Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), которые нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. В силу положений статей 1, 2, 4, 6 Закона Республики Коми от 31.12.2004 N 84-РЗ "О социальном обслуживании населения в Республике Коми" социальное обслуживание населения в Республике Коми представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная система социальных служб Республики Коми состоит из государственных предприятий и учреждений по социальному обслуживанию населения, находящихся в собственности Республики Коми и в ведении органов государственной власти Республики Коми.
В Республике Коми гарантируется предоставление социальных услуг в соответствии с перечнем гарантированных социальных услуг и государственными стандартами социального обслуживания, утверждаемыми Правительством Республики Коми.
На платной основе, с учетом потребностей населения, помимо гарантированных социальных услуг, в Республике Коми могут предоставляться дополнительные социальные услуги, перечень которых определяется Правительством Республики Коми либо уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Коми.
Социальные услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных социальных услуг, в государственных учреждениях социального обслуживания могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Коми либо уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Коми.
Взимание платы производится со всех категорий граждан при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в республиканский перечень гарантированных социальных услуг.
Анализируя вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно отметил, что право граждан (в т.ч. пожилого возраста и инвалидов) на социальное обслуживание, соответствующее государственным стандартам, установлено в пределах перечня гарантированных социальных услуг и утверждено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С целью реализации права граждан на гарантированное социальное обслуживание предусмотрено создание государственной системы социальных служб. Таким образом, основной задачей, возложенной на организации, входящие в государственную систему социальных служб, является предоставление гражданам гарантированного государством социального обслуживания. Социальные услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
В силу названных норм действующего законодательства помимо социальных услуг, входящих в перечень республиканских гарантированных социальных услуг, государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми могут оказывать гражданам дополнительные социальные услуги на условиях полной оплаты.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2005 N 150 утверждены республиканский перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми социальными службами, и перечень дополнительных социальных услуг, предоставляемых на платной основе населению Республики Коми, социальными службами.
В перечне дополнительных социальных услуг, предоставляемых на платной основе населению Республики Коми, социальными службами, содержатся такие социальные услуги, которые предоставляются населению Республики Коми исключительно на платной основе, в т.ч. парикмахерские услуги, услуги по ремонту, изготовлению и обновлению швейных изделий, услуги по ремонту обуви. В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 "Порядка и условий оплаты социальных услуг, предоставляемых населению Республики Коми государственными учреждениями социального обслуживания населения", утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2005 N 257, социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты всем категориям граждан, имеющим право на социальное обслуживание, при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, предусмотренных перечнем дополнительных социальных услуг.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Центр, входящий в государственную систему социальных служб, оказывает как услуги, входящие в республиканский перечень гарантированных социальных услуг, в предоставлении которых, в т.ч. бесплатно, при наличии у гражданина права на получение данных услуг, учреждение не вправе отказать, так и дополнительные услуги, которые предоставляются исключительно на платной основе при наличии возможности по их оказанию.
Вывод суда первой инстанции о том, что поскольку Центр является учреждением, финансируемым из бюджета, деятельность по оказанию дополнительных платных услуг направлена на получение им дохода, арбитражный апелляционный суд также считает правомерным с учетом следующего. Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Позицию суда первой инстанции относительно соответствия деятельности Центра по оказанию платных дополнительных услуг положениям статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации понятию "предпринимательская деятельность"; и о не противоречии данной деятельности действующему законодательству, так как служит достижению целей, ради которых создано учреждение, арбитражный апелляционный суд также считает правильной и соответствующей фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, в связи с тем, что Центр осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, следовательно, Центр является плательщиком единого налога на вмененный доход.
В связи с тем, что обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций была выполнена Центром с нарушением сроков, установленных действующим налоговым законодательством, то решения о привлечении Центра к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, были вынесены Инспекцией правомерно.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда является законным и обоснованным, принятым на основании норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы Центра у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Учитывая, что Центр является учреждением, оказывающим социальные услуги населению, финансируется из бюджета, арбитражный апелляционный суд считает возможным снизить размер государственной пошлины по жалобе до 50 рублей. В связи с изложенным 950 рублей госпошлины, уплаченной платежным поручением от 09.12.2008 N 432937 подлежат возврату как излишне уплаченные после представления Центром подлинного платежного поручения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.11.2008 по делу N А29-7356/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Республики Коми "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному чреждению Республики Коми "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" 950 рублей государственной пошлины, уплаченной по заявке на оплату расходов от 09.12.2008 N 8586, платежным поручением от 09.12.2008 N 432937.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после представления ответчиком подлинного платежного поручения на уплату госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7356/2008
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Коми
Ответчик: Государственное учреждение Республики Коми "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5444/2008