г. Киров
12 марта 2009 г. |
Дело N А17-7847/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буйских Э.Н.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта N 1"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2009 по делу N А17-7847/2008, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта N 1"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
открытое акционерное общество "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта N 1" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Ивановское ППЖТ N 1") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ивановской области (далее - ответчик, Управление Ростехнадзора) от 22.12.2008 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 27.01.2009 в удовлетворении требования Общества отказано.
Не согласившись с данным решением, ОАО "Ивановское ППЖТ N 1" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, суд не учел, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) под транспортированием понимается перемещение груза без заключения договора перевозки. Заявитель же осуществляет подачу и уборку вагонов с опасными грузами по принадлежащим ему на праве собственности железнодорожным путям необщего пользования только на основании договоров. Площадок для работы с опасными веществами не имеет.
Кроме того, ОАО "Ивановское ППЖТ N 1" полагает, что у Ростехнадзора отсутствуют полномочия на проведение проверок в сфере железнодорожного транспорта.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения. Факт транспортирования (перемещения из одной точки в другую) по принадлежащим заявителю железнодорожным путям необщего пользования опасных грузов подтверждается материалами дела, что является основанием для отнесения этих путей к опасным производственным объектам, при эксплуатации которых должны соблюдаться требования промышленной безопасности. Контрольные и надзорные функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) касаются промышленной безопасности вообще (технической исправности подвижных составов). Осуществление контроля в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе на железнодорожном транспорте, входит в компетенцию Ростехнадзора, который является специальным уполномоченным органом в данной области.
Стороны явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей вышеназванных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2009 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Ростехнадзора проведено оперативное обследование опасных производственных объектов ОАО "Ивановское ППЖТ N 1" по вопросам проверки правильности идентификации и регистрации их в государственном реестре и надзору за соблюдением правил промышленной безопасности при хранении и транспортировании опасных веществ. В ходе данного контрольного мероприятия выявлено, что Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты: склад ГСМ, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов peгистрационный номер А 16-03569-001, дата регистрации 29.12.2006, адрес объекта г. Иваново, пер. Торфяной, д. 67а, в составе - 12 резервуаров для хранения нефтепродуктов, РГС - 60 5 ед., из них подземных 2 ед., РГС-50 5 ед., из них подземных 4 ед., РГС - 70 1, аварийный, РГС - 25 1 ед. подземный, ТРК 1 КЭД-50-0,25-2-1 "НАРА -27М1" 1 ед., ТРК 1 КЭР-50-0.5-1 "ЛИВНЫ 1" 1ед., колонка под дизельное топливо без документов, тип неизвестен 1ед., трубопроводов 2 ед., насосы для перекачки нефтепродуктов 1 АСВН-80А 2 ед.; тепловозное - вагонное депо, расположенное по адресу г. Иваново, Торфяной переулок, 67а; локомотивное депо г. Комсомольск, ул. Линейная, 9; железнодорожный путь необщего пользования на территории "Ивгортеплосеть", филиал "Ивэнерго", г. Иваново; железнодорожный путь необщего пользования на территории ОАО "Автокран", г. Иваново, Фрунзенский, ул. Некрасова, 61; железнодорожный путь необщего пользования на территории ОАО МК "Кранэкс", г. Иваново, ул. 2-я Тормашевская, 1; железнодорожный путь необщего пользования на территории "Химпром", г. Иваново, ул. Кузнецова, 112; железнодорожный путь необщего пользования в Хромцовском карьере, Ивановская обл., пос. Хромцово; емкость для нефтепродуктов, Ивановская обл., г. Комсомольск, ул. Линейная, 9; бензоколонка, Ивановская обл., г. Комсомольск, ул. Линейная, 9; бак для нефти, Ивановская обл., г. Комсомольск, ул. Линейная, 9; пункт экипировки тепловозов, Ивановская обл., г. Комсомольск, ул. Линейная, 9; автотопливовоз ГАЗ 53 N 161; теплозаправщик МАЗ N 53-36; автотопливовоз МАЗ 53371; тепловозы 21 ед., 11 ед., допущенных к выходу на дороги общего пользования ОАО "РЖД", список локомотивов, утвержденный представителями РАО "РЖД" 30.06.2008.
ОАО "Ивановское ППЖТ N 1" осуществляет деятельность по хранению горючих веществ (эксплуатирует склад ГСМ); деятельность по транспортированию опасных веществ по железнодорожным путям необщего пользования на территории предприятий, имеющих в своем составе опасные производственные объекты (производит подачу-уборку железнодорожных цистерн с горючими веществами); деятельность по транспортированию горючих веществ (бензина, дизельного топлива) в автоцистернах, включая налив автоцистерн горючими веществами (дизельным топливом) по автомобильным дорогам необщего пользования (транспортным путям предприятия) по территории локомотивного депо.
При проведении проверки Управлением Ростехнадзора выявлено, что эксплуатация опасных производственных объектов осуществляется Обществом с нарушением требований в области промышленной безопасности, а именно: 1) отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов при осуществлении деятельности по хранению и транспортированию горючих веществ; 2) не идентифицирован и не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов участок транспортирования опасных веществ; 3) не аттестованы руководители и специалисты организации, основных и вспомогательных структурных подразделений, по своим должностным обязанностям ответственные за организацию, осуществление деятельности по хранению и транспортированию опасных веществ, эксплуатацию технических устройств, зданий и сооружений, применяемых при хранении и транспортировании опасных веществ, организацию и осуществление производственного контроля при хранении и транспортировании опасных веществ, члены комиссии производственного контроля, постоянно действующей экзаменационной комиссии по проверке знаний производственных инструкций и/или инструкций по профессиям организации в установленном Ростехнадзором порядке по общим правилам промышленной безопасности, по требованиям промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и при транспортировании опасных веществ; 4) не осуществляется производственный контроль при транспортировании опасных веществ.
17.12.2008 государственным инспектором Управления Ростехнадзора в отношении Общества и в присутствии его законного представителя составлен протокол N 1567/08 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
18.12.2008 оформлено предписание N 04/790-08.
По итогам рассмотрения материалов административного дела главный государственный инспектор отдела по надзору за опасными производственными объектами Управления Ростехнадзора 22.12.2008 при участии законного представителя ОАО "Ивановское ППЖТ N 1" вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
Считая данное постановление незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования ОАО "Ивановское ППЖТ N 1", суд первой инстанции исходил из того, что железнодорожные пути необщего пользования, по которым транспортируются опасные вещества, являются опасными производственными объектами. Невыполнение Обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных объектов подтверждается материалами дела. Осуществление контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах входит в компетенцию Ростехнадзора, определенную Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 401 (далее - Положение о Ростехнадзоре). Кроме того, суд указал на отсутствие у Ространснадзора полномочий на привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу и отзыв на нее, апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2009 исходя из следующего.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему закону. В частности, к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, взрывчатые, горючие, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды).
Согласно Приложению N 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131, участок траспортирования включен в Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет перемещение по принадлежащим ему железнодорожным путям необщего пользования опасных грузов, а именно: производит подачу-уборку железнодорожных цистерн со светлыми нефтепродуктами (дизельным топливом, бензином) на основании договора от 15.09.2008 N 84 на транспортное обслуживание с ООО "Сти-Мет"; договора от 12.11.2008 N 71 на транспортное обслуживание с ООО "Уни Сталь"; договора от 29.08.2008 N 82 на транспортное обслуживание с ООО "Торговый дом "Люкс-Ойл"; договора от 21.03.2008 N 35 на транспортное обслуживание с ОАО "Хромцовский карьер". Данное обстоятельство заявитель не оспаривает.
Учитывая изложенное, принадлежащие заявителю подъездные железнодорожные пути необщего пользования являются опасными производственными объектами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре является одним из основных требований промышленной безопасности, установленных частью 2 статьи 2 вышеуказанного Закона.
Согласно пункту 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (далее - Правила регистрации), государственный реестр опасных производственных объектов ведет Ростехнадзор. Регистрация объектов в реестре осуществляется на основании заявления организации, эксплуатирующей эти объекты, и представленных ею сведений, характеризующих каждый объект. Заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (пункт 5 Правил регистрации, пункты 14, 15, 23.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606).
При этом пунктом 24.3 названного Регламента установлено, что документ, содержащий сведения, характеризующие опасный производственный объект, составляется на основании результатов проведенной силами эксплуатирующей организации или с привлечением сторонних либо экспертных организаций процедуры идентификации. Идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с критериями идентификации, изложенными в приложении N 8 Регламента и Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации (пункт 1.4 Общих правил безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ПБ 03-517-02).
Участок транспортирования идентифицируется как опасный производственный объект, в частности, в случае если организация владеет на правах собственности или аренды железнодорожными путями необщего пользования для транспортирования опасных веществ (примечание 59 к Приложению N 1 Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131).
В нарушение вышеназванных норм участок транспортирования опасных веществ Обществом не идентифицирован, требование о регистрации его в государственном реестре опасных производственных объектов не выполнено.
Кроме того, у ОАО "Ивановское ППЖТ N 1", осуществляющего деятельность по хранению и транспортированию горючих веществ, отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, что свидетельствует о нарушении им норм части 1 статьи 6, части 1 статьи 9 Закона N 116 - ФЗ, пункта 28 части 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ, Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599, пункта 2.3 Общих правил безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ПБ 03-517-02.
Также заявителем не выполнены такие требования промышленной безопасности как: организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечение проведения подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункт 2.1 ПБ 03-517-02, Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, пункт 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263).
Учитывая изложенное, в действиях ОАО "Ивановское ППЖТ N 1" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции данной нормы. Порядок привлечения к административной ответственности Управлением Ростехнадзора не нарушен. Поэтому основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления от 22.12.2008 отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку Закон о лицензировании имеет ограниченную сферу применения и использованное в нем понятие "траспортировка грузов" может применяться только для целей лицензирования соответствующего вида деятельности (пункт 66 части 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ).
В силу пунктов 1, 5.3.1.5 Положения о Ростехнадзоре, органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. То есть Ростехнадзор наделен правом проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, используемых для транспортирования опасных веществ.
Наделение Ространснадзора полномочиями по надзору и контролю в сфере промышленного транспорта и дорожного хозяйства, в функции которого входит в том числе, контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте (пунктыи 1, 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398), не умаляет полномочий Ростехнадзора по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.
Кроме того, в силу главы 23 КоАП РФ именно Ростехнадзор является государственным органом, уполномоченным рассматривать дела о привлечении к административной ответственности по статье 9.1 КоАП РФ. В компетенцию Ространснадзора решение данного вопроса не входит (статьи 23.36, 23.41 КоАП РФ).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенного, решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2009 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина с апелляционной жалобы по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2009 по делу N А17-7847/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта N 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Лысова |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-7847/2008
Истец: открытое акционерное общество "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта N1"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору ростехнадзора по Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-671/2009