г. Киров
31 марта 2009 г. |
Дело N А29-8745/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетервака А.В.,
судей Губиной Л.В., Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тетерваком А.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Печорская центральная районная больница"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2009 по делу N А29-8745/2008, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,
по иску Объединенного военного комиссариата города Печоры Республики Коми
к муниципальному учреждению "Печорская центральная районная больница"
о взыскании 74516 руб. 73 коп.,
установил:
Объединенный военный комиссариат города Печоры Республики Коми (далее - Военный комиссариат, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением (с учетом заявления об уточнении требований N 3555 от 20.11.2008г.) о взыскании с Муниципального учреждения "Печорская центральная районная больница" (далее - МУ "Печорская ЦРБ", ответчик) 74516 руб. 73 коп., излишне компенсированных за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 сумм.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2009 с муниципального учреждения "Печорская центральная районная больница", находящегося по адресу: г. Печора, Печорский проспект, дом 16 - в пользу Объединенного военного комиссариата города Печоры взыскано 74516 руб. 73 коп. неосновательного обогащения и 2735 руб. 50 коп. государственной пошлины.
При вынесении решения арбитражный суд исходил из того, что МУ "Печорская ЦРБ" не должно было учитывать суммы среднего заработка, компенсируемого работникам, привлекавшимся к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при исчислении единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; и, соответственно, у Объединенного военного комиссариата города Печоры отсутствовала обязанность компенсировать МУ "Печорская ЦРБ" расходы по уплате налога и страховых взносов.
Требования истца удовлетворены на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, МУ "Печорская ЦРБ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального права.
Ответчик считает, что произведённые выплаты медицинскому персоналу, участвовавшему в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", признаются объектом налогообложения единым социальным налогом. Указанные расходы правомерно возмещены военным комиссариатом.
Кроме того, МУ "Печорская ЦРБ" указывает, что истец не наделён правом предъявления в арбитражный суд исков о взыскании сумм единого социального налога.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в 2006 году работники МУ "Печорская ЦРБ" привлекались Военным комиссариатом для участия в работе медицинской комиссии.
В связи с привлечением работников ответчика для участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Военный комиссариат за счет средств федерального бюджета компенсировал МУ "Печорская центральная районная больница" расходы, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвовавшим в работе медицинской комиссии, с учетом начисленных на суммы компенсаций сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Компенсация расходов осуществлена в общей сумме 358933,27 руб., в том числе расходов по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 74516,73 руб., производилась на основании выставленных МУ "Печорская ЦРБ" счетов-фактур N 105 от 09.02.2006, N 137 от 13.03.2006, N 176 от 05.04.2006, N 1138 от 10.10.2006, N 1365 от 13.11.2006, N 1532 от 12.12.2006, N 1596 от 22.12.2006.
Факт перечисления денежных средств подтверждается платежными поручениями N 45 от 15.02.2006, N 81 от 27.03.2006, N 176 от 19.05.2006, N 382 от 16.10.2006, N 482 от 23.11.2006, N 519 от 20.12.2006, N 557 от 26.12.2006.
В 2008 году Межрайонным отделом финансового контроля в г. Печоре Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми была проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Военного комиссариата за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, в ходе которой был сделан вывод о неправомерном возмещении организациям, работники которых были задействованы в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", расходов по уплате единого социального налога.
По результатам проверки Военному комиссариату было предложено принять меры к взысканию необоснованно выплаченных организациям сумм единого социального налога и перечислению их в федеральный бюджет (предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми N 26 от 13.03.2008, представление Военного прокурора Воркутинского гарнизона N 983 от 20.05.2008).
Во исполнение предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми N 26 от 13.03.2008 в адрес МУ "Печорская ЦРБ" было направлено письмо N 970 от 26.03.2008 с просьбой произвести возврат излишне выплаченных сумм.
Поскольку МУ "Печорская ЦРБ" добровольно произвести возврат сумм, выплаченных в счет компенсации расходов по уплате единого социального налога, отказалось, Военный комиссариат обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Возражая против заявленных требований, МУ "Печорская ЦРБ" указывает на то, что истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд; что в силу норм Налогового кодекса Российской Федерации заработная плата, выплаченная работникам в период привлечения их для участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", подлежит включению в налоговую базу по единому социальному налогу.
В соответствии со вторым абзацем пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 55-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Порядок реализации пункта 2 названной статьи установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 (с последующими изменениями).
Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические расходы.
Порядок реализации вышеназванного Постановления установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 17 июня 2005 года N 251.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что из перечисленной Военным комиссариатом МУ "Печорская ЦРБ" суммы 74516 руб. 73 коп. составляют расходы ответчика по уплате единого социального налога, начисленного на сумму компенсации, выплаченную работникам ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единого социального налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В силу пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде компенсации, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством. На основании пункта 3 данной статьи не подвергаются налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физического лица в виде всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации облагаемая единым социальным налогом база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
При этом, согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2006 года N 106 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога", при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
Поступившие МУ "Печорская ЦРБ" от Военного комиссариата денежные средства являются не платой по трудовому договору, а компенсацией среднего заработка, выплаченного работникам ответчика, принимавшего участие в мероприятиях по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы.
Следовательно, спорные выплаты в силу абзаца 9 подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к объекту обложения единым социальным налогом.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что компенсационные выплаты среднего заработка работникам, участвовавшим в мероприятиях по медицинскому освидетельствованию граждан, произведенные МУ "Печорская ЦРБ" в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежали включению в налоговую базу по единому социальному налогу.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" работники, участвующие в работе комиссии по медицинскому освидетельствованию призывников, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Как следует из Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе гражданам, призванным на военные сборы, а также связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе.
Дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной кампании, которые подлежали бы компенсации сверх тех, что предусмотрены названными Правилами и фактически должны быть произведены Военным комиссариатом, участие в ней для ответчика не создает. Уплата единого социального налога с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военкомата.
Предметом взыскания по рассматриваемому иску является не сумма единого социального налога, а возврат излишне перечисленной ответчику суммы компенсации, которая была предъявлена к оплате истцу МУ "Печорская ЦРБ" в связи с начислением на сумму, выплаченную работникам, единого социального налога и уплатой налога в бюджет.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
С учетом изложенного, 74516 руб. 73 коп. подлежат взысканию с МУ "Печорская ЦРБ", как полученные в отсутствие на то законных оснований.
Пунктом 7 статьи 1 Федерального Закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил компенсации расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 704, компенсация расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предусмотрено, что Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий (подпункт 31 пункта 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется путем перечисления средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Таким образом, компенсация рассматриваемых расходов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через территориальные органы - военные комиссариаты.
Согласно пункту 2 Положения о военных комиссариатах, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.
Деятельностью аппарата усиления военного комиссариата руководит военный комиссар (пункт 8 Положения о военных комиссариатах).
В соответствии с подпунктами 2 пунктов14 и 15 Положения о военных комиссариатах военный комиссар заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, договоры с организациями по обеспечению исполнения воинской и военно-транспортной обязанности, договоры аренды зданий и помещений для выполнения задач, возложенных на военные комиссариаты, договоры на выполнение работ, оказание услуг и поставку материальных средств, связанных с деятельностью военного комиссариата, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации и выделяемых военному комиссариату на соответствующие цели и отвечает за выполнение задач, возложенных на военный комиссариат (подчиненные военные комиссариаты).
С учетом изложенного, Министерство обороны Российской Федерации, являясь распорядителем бюджетных средств и обязанным лицом по осуществлению компенсаций расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обладает полномочиями по руководству, контролю расходования соответствующих средств с правом требования возврата излишне перечисленных средств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что перечисленные ответчику Военным комиссариатом в отсутствие соответствующих обязательств денежные средства в сумме 74516 руб. 73 коп. подлежат возврату на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.01.2009 по делу N А29-8745/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Печорская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
А.В. Тетервак |
Судьи |
Л.В. Губина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8745/2008
Истец: Объединенный военный комиссариат г. Печора РК
Ответчик: муниципальное учреждение "Печорская центральная районная больница"
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-873/2009