г. Киров
А28-5429/2009-135/27
20 августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Перевозчиковой Т.В. действующей на основании доверенности от 06.04.2009 N 1760/08,
представителя ответчика: Ладыгиной Н.А., действующей на основании доверенности от 11.08.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2009 по делу N А28-5429/2009-135/27, принятое судом в составе судьи Кононова П.И.,
по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
к Администрации Юрьянского района,
о взыскании 1 291 020 рублей 42 копеек задолженности,
установил:
государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - заявитель, фонд) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к администрации Юрьянского района (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и задолженности по пеням за несвоевременное погашение страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000-2002 годы в общей сумме 1 291 020 рублей 42 копейки.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2009 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 01.07.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно сослался на пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год", поскольку в нем имеются ввиду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан. В рамках настоящего дела фондом взыскиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, которые не являются налоговыми платежами. Поэтому в рассматриваемой ситуации нормы налогового законодательства применяться не могут.
Фонд, ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статью 19 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ, Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, указывает на нарушение администрацией сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и наличие у ответчика задолженности по состоянию на 01.10.2008 по уплате страховых взносов в сумме 250 000 рублей и пеней в размере 1 041 020 рублей 42 копейки за 2000-2002 годы. Имеющиеся в деле платежные документы, считает заявитель жалобы, уплату задолженности не подтверждают, поскольку в них указано иное назначение платежа, согласно выпискам из решений Юрьянской районной Думы, в бюджете района на 2001,2002,2003 годы были заложены средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Администрация Юрьянского района в отзыве на апелляционную жалобу указала, что недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, ею погашена полностью 25.03.2005, кроме того, платежным поручением N 663 от 30.08.2006 администрация перечислила 555 860 рублей 38 копеек пеней за несвоевременную уплату взносов. Администрация считает, что фондом пропущены сроки для взыскания спорных сумм, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представители Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования и Администрации Юрьянского района поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фондом была проведена проверка своевременности и полноты перечисления ответчиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период 2000- 2002 годы, в ходе которой, установлено наличие задолженности по уплате страховых взносов в сумме 250 000 рублей. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения администрации были начислены пени в сумме 1 041 020 рублей 42 копейки, а именно: за 2000 год - 299 252 рубля 09 копеек, за 2001 год- 369 046 рублей 00 копеек, за 2002 год - 372 721 рубль 82 копейки. Фондом в адрес администрации выставлено требование N 1 от 11.12.2008 об уплате задолженности по взносам и пеням в названных суммах в срок до 22.12.2008. Не исполнение администрацией указанного требования послужило основанием для обращения Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 12, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), пунктами 3, 5 и 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, пунктом 13 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, приняв во внимание факты взыскания с администрации Юрьянского района решением Арбитражного суда Кировской области от 23.09.2002 по делу N А28-5096/02-110/12 задолженности по страховым взносам и пени за 2000-2002 годы и предоставление ответчику рассрочки исполнения названного решения определением от 24.10.2003 арбитражного суда до 25.12.2005, исполнение администрацией обязанности по уплате задолженности по названному решению в августе 2006 года, а также попуск фондом установленного налоговым законодательством срока для взыскания задолженности, отказал заявителю во взыскании спорной задолженности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 02.04.1993 N 4741-1; от 23.12.2003 N 185-ФЗ) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения является местная администрация (органы местного самоуправления).
Согласно статье 17 указанного Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Из этого следует, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, т.е. с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1, финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Порядок сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование разрабатывается Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации.
Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" утверждено "Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования", а также "Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Последнее, в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, утратило силу со дня введения части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уплаты страховых взносов работодателей и применяется в части порядка уплаты платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Пунктом 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (далее - Положение), предусмотрено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 положения).
Согласно пункту 8 Положения на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию и учреждения банков распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положениями и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В рассматриваемой ситуации фонд обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за второе полугодие 2002 год в сумме 250 000 рублей и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000-2002 годы в общей сумме 1 041 020 рублей 42 копейки.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель заявителя пояснил, что фондом была проведена проверка своевременности и полноты перечисления ответчиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 2000-2002 (л.д. 65). При этом акт проверки полноты и своевременности внесения страховых взносов плательщиком, а также иные материалы проверки фондом не были представлены.
Требование об уплате задолженности по взносам и пеням на обязательное медицинское страхование неработающего населения в общей сумме 1 291 020 рублей 42 копейки по состоянию на 01.10.2008 выставлено фондом в адрес администрации 11.12.2008 и получено ответчиком 16.12.2008 (л.д. 16,17).
В силу статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, действующей в период возникновения спорных правоотношений, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Пунктом 3 статьи 48 Кодекса, в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
При этом сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, являются пресекательными и восстановлению не подлежат.
Сроки выставления требования об уплате налога и сбора определены в статье 70 Кодекса. В соответствии с названной нормой права, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней и штрафов, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
В пункте 2 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, установлено, что сумма задолженности определяется на основании акта проверки полноты и своевременности внесения страховых взносов плательщиком, проведенной территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Проверке подлежит период времени до 1 января 2001 года, в течение которого плательщик был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В случае установления несвоевременного или неполного перечисления страховых взносов на счет территориального фонда обязательного медицинского страхования невнесенная сумма считается недоимкой и подлежит взысканию с начислением пеней в установленном размере.
Течение срока давности взыскания такой задолженности начинается по окончании времени на реструктуризацию, определяемого с учетом пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольного урегулирования вопросов, связанных с уплатой недоимки и пеней.
Из приведенных норм права и фактических обстоятельств данного дела следует, что проверка своевременности и полноты перечисления администрацией взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 2000 по 2002 года могла быть проведена фондом не позднее 2003-2005 года. В этот же период администрации должно было быть направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам и пеням за 2000-2002 годы, в случае неисполнения которого в установленный срок, фонд в течение шести месяцев, был вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням.
Фактически требование об уплате спорной задолженности за 2000 -2002 годы направлено фондом в адрес администрации в декабре 2008 года.
Сроки на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, то есть за 2000 год, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, подлежат исчислению с 01.04.2002 следующим образом: 3 месяца (пункт 1 статьи 70 Кодекса) плюс 10 дней (срок на добровольное исполнение требования) плюс 6 месяцев (пункт 3 статьи 48 Кодекса). Учитывая, что пени носят компенсационный характер и являются производной от основного обязательства, срок на взыскание пени за несвоевременную уплату страховых взносов истекает одновременно с истечением срока для взыскания недоимки.
Учитывая сроки, установленные Кодексом для направления требования об уплате задолженности по результатам проверки, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, а также учитывая сроки на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 год, то есть за 2000 год, и соответствующих пеней, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление о взыскании с администрации недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней за 2000 - 2002 годы фонд направил в арбитражный суд за пределами установленного налоговым законодательством срока, а именно 27.04.2009.
Кроме этого, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Кировской области от 23.09.2002 по делу N А28-5096/02-110/12 с администрации Юрьянского района была взыскана задолженность по страховым взносам и пени за 2000-2002 годы, в том числе основной долг в сумме 1 669 000 рублей, включая 500 000 рублей страховых взносов за 2002 год, требования по взысканию которых были признаны ответчиком, и пени в сумме 555 860 рублей 38 копеек (л.д. 18-19). В этой связи основания считать, что решением суда по названному делу с администрации взысканы только 250 000 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000, 2001 и первое полугодие 2002, а страховые взносы в сумме 250 000 рублей за второе полугодие 2002 года не взыскивались, отсутствуют. Поэтому требования фонда о повторном взыскании 250 000 рублей за 2002 год страховых взносов являются необоснованными, нарушающими права и интересы ответчика.
Определением арбитражного суда по данному делу от 24.10.2003 Администрации Юрьянского района была предоставлена рассрочка исполнения решения суда до 25.12.2005. Уплата администрацией недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, взысканной по решению суда от 23.09.2002 по делу N А28-5096/02-110/12, подтверждается материалами дела, в том числе, платежными поручениями, а также самим фондом в письме в адрес администрации и в обращении в Прокуратуру Кировской области (л.д. 29, 47).
В полном объеме решение арбитражного суда по делу N А28-5096/02-110/12 исполнено администрацией Юрьянского района в августе 2006 года, что подтверждается платежным поручением N 663 от 30.08.2006 об уплате оставшейся задолженности по выплате пени по решению суда в сумме 555 860 рублей 38 копеек (л.д. 29, 31, 35, 44).
В этой связи нельзя признать правильным расчет и размер взыскиваемой фондом суммы пеней за своевременную уплату страховых взносов. Поскольку задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2002 год полностью погашена администрацией 25.03.2005, включение данной суммы в расчет пени после указанной даты, является неправомерным (л.д. 25).
Таким образом, поскольку заявление о взыскании с администрации недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней фонд направил в арбитражный суд за пределами установленного срока, учитывая, что задолженность по страховым взносам за 2002 год в сумме 250 000 рублей и пени были взысканы с администрации в судебном порядке и решение суда исполнено ответчиком, а расчет пеней нельзя признать правильным, основания для удовлетворения требований фонда и взыскания с администрации Юрьянского района недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 250 000 рублей и пени в сумме 1 041 020 рублей 42 копейки за 2000-2002 годы у суда первой инстанции не имелось.
Следовательно, арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2009 по делу N А28-5429/2009-134/27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5429/2009
Истец: Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: Администрация Юрьянского района
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3630/2009